Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:12, реферат

Краткое описание

Прежде, чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его достоинства и недостатки, необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита – в их действии.

Файлы: 1 файл

бюджетная система УрГЭУ2011.docx

— 26.13 Кб (Скачать)

Введение 

Прежде, чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его  достоинства и недостатки, необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом  общем виде им является план доходов  и расходов государства на текущий  год, составленный в форме баланса  и имеющий силу закона. В любой  стране государственный бюджет –  ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита – в  их действии. Тем не менее, являясь  частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства  с юридическими и физическими  лицами по поводу перераспределения  национального дохода (частично и  национального богатства) в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

 

1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета

 

Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально – экономической  системе, присущи экономике как  рыночного, так и нерыночного  типа. Однако, характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальными различиями. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

От формы  государственного и административного  устройства страны зависит построение бюджетной системы – главного звена финансовой системы государства. Административно-территориальное деление  страны определяет количество звеньев  бюджетной системы. По степени распределения  власти между центром и административно–территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

 Бюджетная  система унитарного государства  состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

 Бюджетная  система федеративного государства трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

 У государств  – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие бюджета и его экономическое и правовое значение

 

Бюджет  служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Бюджет является инструментом экономической  и социальной политики, служит для  перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

Слово «бюджет», в переводе с английского, означает «кожаный мешок», ежегодно канцлер  казначейства приносил в парламент  мешок с деньгами и произносил речь, которая называлась «бюджет».

Определение понятия «бюджет» не является однозначным.

В энциклопедическом  словаре даны несколько вариантов  понятия «бюджет»:

  • это роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке;
  • это предположительное исчисление ожидаемых расходов и доходов государства, учреждения или отдельного лица на определенный срок;
  • система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.

Введем  определение бюджета:

Бюджет —  это расчетная и ограничительная  смета, роспись доходов и расходов на определенный период, утверждаемая соответствующим решением как подлежащая исполнению индивидуальным или коллективным субъектом.

Данное определение включает в  себя общие признаки всех видов бюджетов — государственного, учреждения, семейного, бюджета отдельного лица.

Бюджеты можно рассматривать в трех аспектах:

  • бюджет, как экономическая категория, представляет собой систему экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов разного уровня;
  • бюджет в материальном смысле представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной или местной власти;
  • бюджет, как правовая категория, является основным финансовым планом образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемым соответствующими представительными органами государственной или местной власти.

В статье 6 Бюджетного кодекса РФ дается следующее определение бюджета: «Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Данное  определение характеризует бюджет как правовую категорию. Таким образом, с правовой точки зрения, бюджет — это:

а) централизованный фонд денежных средств, создаваемый  в соответствии с действующим  законодательством для финансирования расходов государства;

б) основной финансовый план государства, где в законодательном порядке определены его доходы и расходы.

Признаки бюджета, как экономической категории:

во-первых, бюджет является универсальным  финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают практически  все отрасли и сферы экономического и социального развития. Подобной универсальностью не обладает никакой другой финансовый план, поскольку все другие финансовые планы имеют более узкую сферу действия;

во-вторых, бюджет по отношению к  другим финансовым планам является координирующим. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, например, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и возможные ассигнования из бюджета.

На территории Российской Федерации ежегодно составляются консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой сводный бюджет, включающий в себя бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней. Районные бюджеты районов в городе и городской бюджет города образуют консолидированный бюджет города; бюджеты поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района и районный бюджет образует консолидированный бюджет района; бюджеты районов, областных городов, расположенных на территории области и областной бюджет области образуют консолидированный бюджет области и т.д. Таким образом, консолидированные бюджеты образуются на уровнях: районов, городов с районным делением; городов Москвы и Санкт - Петербурга; областей, краев; автономных округов, автономной области; республик в составе РФ и самой РФ.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории1. Их значение заключается в том, что они используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств.

В  современной экономике  бюджет выполняет следующие задачи:

  • перераспределение ВВП;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
  • контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

 

2. Функции государственного  бюджета

 

Бюджет  выполняет следующие функции:

  1. Аккумулирующая или функция образования бюджетного фонда. Данную функцию выполняют бюджетные доходы. Структура доходов не постоянна и зависит от общего экономического положения в стране и приоритетов экономической политики государства.
  2. Перераспределительная или функция использования бюджетного фонда. Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование доходов бюджета;

2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

  1. Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно ¾ через формирование и использование денежных средств государства ¾ отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.

Финансовый  контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением совокупного  общественного продукта и национального  дохода, за пропорциями, складывающимися в процессе перераспределения национального дохода.

  1. Информационная функция. Бюджет является показателем текущего состояния экономики, социальной сферы и политической ситуации. Структура его доходов и расходов позволяет судить о приоритетах государственной политики. Поскольку закон о принятии бюджета на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации.
  2. Институционализация общественных предпочтений. Структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Для реализации этой функции большое значение имеет порядок бюджетного процесса, степень его открытости и доступности информации о бюджете для граждан, а также контроль избирателей над деятельностью своих депутатов.
  3. Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они покрываются соответствующими бюджетными расходами.

Главная функция бюджета — проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы. Через него распределяется более половины вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности для его активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

Функции бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование  в качестве инструмента распределения  и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит  свое отражение в создаваемом  государством бюджетном механизме.

Использование бюджетного механизма для регулирования  экономики осуществляется посредством  маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что  в бюджете отсутствует принцип  закрепления доходов за конкретными  видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Судить о ней можно по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающим источники формирования и направления использования бюджетного фонда страны.

 

Заключение.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую  и политическую власть. С одной  стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых  одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную  функцию – фиксирует избранный  государством стиль осуществления  управления страной. Бюджет по отношению  к осуществляемой властью экономической  политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный  кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы  любого государства и играет как  важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

Информация о работе Бюджетная система