Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 14:38, реферат
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, умен
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. При этом экономическое значение бюджета заключается прежде всего в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, неналоговых доходов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы.
Существование бюджета как особой категории правового акта позволяет сравнивать общую сумму доходов с общей суммой расходов, классифицировать расходы по статьям и определять их относительную важность и срочность. То есть бюджет представляет собой смету всех финансовых потребностей государства и всех финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения этих потребностей.
Кроме того, в настоящее время необходимо больше уделять внимание неналоговым доходам и обязательным платежам бюджета.
Неналоговые доходы и обязательные платежи - платежи и иные поступления, классифицируемые по характеру их поступления в бюджет и включающие возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров (доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, поступления от некоммерческих и сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от Национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников (от физических и юридических лиц), от продажи бывших в употреблении товаров, отходов и лома.
1. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ: ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА
Неналоговые доходы являются платежами, которые классифицируются по характеру их поступления в бюджет и включают в себя возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров (доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, поступления от некоммерческих и сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от Национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников.
К неналоговым доходам согласно бюджетной классификации относят доходы:
за пользование банками денежными средствами республиканского бюджета;
по бюджетным займам, предоставленным за счет средств республиканского бюджета;
дивидендов на доли (акции), находящиеся в республиканской собственности;
от реализации материальных и нематериальных активов;
штрафов, налагаемых таможенными органами за совершение административных правонарушений;
Министерство финансов совместно с Министерством экономики осуществляет контроль за поступлением доходов от использования и реализации принадлежащего государству имущества. С учетом предложений Министерства экономики, Министерство финансов вносит уточнения при корректировке отдельных показателей бюджета в части увеличения (уменьшения) доходов, в пределах общей суммы доходов от использования и реализации принадлежащего государству имущества.
Существует порядок исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, доходов от находящихся в коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития.
Унитарными предприятиями и хозяйственными обществами, основными видами деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции, часть прибыли (дохода), подлежащая перечислению в бюджет, исчисляется в размере 5 процентов независимо от уровня их рентабельности.
Уровень рентабельности определяется в организациях, осуществляющих производство товаров (продукции, работ, услуг), как отношение прибыли, полученной от реализации товаров (продукции, работ, услуг), к сумме затрат на их производство и реализацию с начала отчетного года, а в организациях торговли и общественного питания – к сумме реализованных товаров по покупной стоимости и издержек обращения, приходящихся на реализованные товары с начала отчетного года. Часть прибыли (дохода), подлежащая перечислению в бюджет унитарными предприятиями и хозяйственными обществами, рассчитывается как разница между прибылью, полученной от реализации товаров (продукции, работ, услуг), внереализационными и операционными доходами, за вычетом внереализационных и операционных расходов и суммой прибыли:
направленной на уплату налогов, сборов (пошлин), производимых из прибыли в соответствии с законодательными актами;
направленной на создание и приобретение основных средств (включая строительство, реконструкцию, модернизацию, другие виды работ капитального характера по поддержанию в рабочем состоянии производственных мощностей, в том числе осуществляемых по договору простого товарищества) и нематериальных активов, а также на погашение займов (кредитов), полученных на эти цели, процентов (за исключением процентов по просроченным займам (кредитам) и иных расходов,;
полученной страховыми организациями от размещения страховых резервов, сформированных по страхованию жизни и дополнительной пенсии и направляемых на выплаты гражданам в соответствии с принятыми обязательствами, а также уплаченной страховыми организациями в республиканский бюджет от проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Исчисление части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет в порядке, установленном в пункте 1 Указа, осуществляется начиная с 2005 года:
унитарными предприятиями – с IV квартала 2005 г.;
хозяйственными обществами – по итогам 2005 года.
Суммы экономических санкций, не уплаченные в установленные сроки, взыскиваются с юридического лица или индивидуального предпринимателя в установленном законодательством порядке.
Таможенные органы в целях создания условий для взыскания налога, сбора (пошлины), пени имеют право налагать на имущество плательщика (иного обязанного лица) - нарушителя налогового законодательства арест, который заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться этим имуществом либо в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику (его представителю) или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества.
Арест имущества может производиться в случаях:
неисполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней;
необходимости обеспечения исполнения решений о наложении экономических санкций, предусмотренных в Указе.
Наложение ареста производится таможенными органами в порядке, установленном в пунктах 5-12 статьи 54 Общей части Налогового кодекса. Арест налагается только на то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, исполнения решений о наложении экономических санкций, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.
Проанализировав существующие в экономической и юридической литературе определения неналоговых доходов, следует отметить общий недостаток – это определение от общего к частному, т.е. не от родовых признаков к специфическим, а перечисление частных признаков
Неналоговые доходы – это обязательные и/или добровольные или возмездные платежи, привлекаемые либо взимаемые с организаций или физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности органов государственной власти.
Установлены принципы формирования неналоговых доходов:
- принцип многоканального правового регулирования, включающий порядок установления, исчисления и взимания неналоговых доходов бюджетов всех уровней РФ, осуществляемый целым комплексом нормативных правовых актов;
- принцип принуждения, вытекающий из механизма обеспечения уплаты неналоговых платежей. В своей основе механизм обеспечения уплаты как неналоговых так и налоговых доходов подразумевает возможность применения мер государственного принуждения.
Предложены отличительные признаки неналоговых доходов бюджетов от налоговых.
Рисунок 1 –Отличительные признаки неналоговых доходов от налоговых
Проведём анализ неналоговых поступлений в федеральный бюджет за 2 года, т.е. сравним 2006г. с 2004г. и проанализируем, какие платежи значительно увеличивают государственную казну, а какие нет.
Наименование платежей | 2004 год | 2005 год | 2006 год | абсолютные изменения 2006/2004 г., млн.руб. | относительные изменения 2006/2004г.,% |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Неналоговые доходы - всего | 219194,4 | 988412,9 | 942790,8 | 723596,4 | 330,1 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций, в том числе: | 165612,1 | 179221,6 | 151095,1 | -14517 | -8,8 |