Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:12, дипломная работа
В качестве объекта исследования послужило ОАО «Орский машиностроительный завод». Данное предприятие специализируется на выпуске буровых замков, газовых баллонов и прочей продукции. Целью дипломной работы является рассмотрение организации процесса бюджетирования на примере ОАО «Орский машиностроительный завод».
Следовательно, основными задачами дипломной работы являются:
рассмотрение бюджетного процесса, как объекта учета и контроля;
изучение действующей практики бюджетирования на исследуемом предприятии;
разработать предложения и определить направления совершенствования процесса бюджетирования.
Введение………………………………………………………………………….
3
1 Бюджетирование как управленческая технология……………..……………
6
1.1
Система управленческого контроля за деятельностью предприятия….
6
1.2
Виды бюджетов и их классификация…………………………………….
14
1.3
Бюджеты как инструмент финансового контроля………………………
20
2 Особенности бюджетирования и контроля затрат на ОАО «Орский машиностроительный завод»……………………………………………………
35
2.1
Технико-экономическая характеристика деятельности предприятия…
35
2.2
Оценка системы бюджетирования на ОАО «Орский машиностроительный завод»……………………………………………..
40
2.3
Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Орский машиностроительный завод» за 2008-2010 гг………………………………………………………………………
58
3 Бюджетный контроль и совершенствование системы бюджетирования на предприятии………………………………………………
69
3.1
Рекомендации по использованию информационных технологий в процессе бюджетного планирования…………………………………….
69
3.2
Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий…
81
Заключение……………………………………………………………………….
87
Список источников………………………………………………………………
При управлении с прямой связью первостепенное значение имеют сметы. Сметы составляют, ориентируясь на желаемые результаты в будущем. В них вносят коррективы при принятии альтернативных решений до тех пор, пока смета не будет отражать планируемые результаты.
Элементами
системы внутреннего
Действенность
системы управленческого
Ежедневный контроль осуществляет руководитель низшего звена управления. Для этого ему необходима детализированная, аналитическая информация, которая формируется в управленческом учете по центрам ответственности.
Понятие «нормативные издержки» связано с расчетом норм издержек на материалы, рабочую силу и накладные расходы на научной основе. Оно указывает на определенный уровень затрат, обусловленный рядом ограничений. Прежде всего нормативные издержки ориентируют предприятие на будущее и в то же время являются средством оценки происходящих изменений в производственной деятельности с точки зрения влияния на прибыль.
Данное положение подтверждает, что учет нормативных издержек является основой для управления бизнесом. Относительно выпускаемой продукции существуют четко установленные требования - стандарты, которые определяют потребительские качества каждого продукта. Однако, если даже продукция соответствует стандартам, то это не означает, что производство не нуждается в контроле за издержками. Управление затратами на основе норм предотвращает ненужные потери, повышает эффективность производства, улучшает политику закупок, измеряет расход производственных ресурсов и нацеливает на их использование в будущем. Система управления затратами на основе норм состоит из процедур, последовательность которых изображена на рис. 1.3.
Рисунок 1.3. Система управления затратами на основе норм
Система включает:
Следовательно, нормативное управление затратами отличается от традиционных методов более сильным воздействием со стороны управления на формирование себестоимости и более оперативной информацией, необходимой для принятия управленческих решений в ходе производственного процесса.
Стандартная норма - это научно обоснованная величина, полученная в результате анализа и расчета необходимых материалов, производственных технологий, затрат времени на выполнение операций, предусмотренных технологией, цен на продукцию при различных условиях и правильном выборе оборудования.
Для установления нормативных затрат на продукт необходимо суммировать нормативные затраты на материалы и труд, накладные расходы. В практике применяют два подхода к определению нормативных затрат. По первому варианту анализируется фактическое использование материалов и труда, по второму - нормы устанавливаются расчетным путем при помощи технического анализа.
Следует обратить внимание на тот факт, что когда используется первый подход, то отклонения прошлого периода могут быть заложены в нормы на будущий период. Второй подход обеспечивает эффективное производство, так как он позволяет более точно выявлять отклонения, анализировать их и воздействовать на них.
При разработке нормативных затрат возникает ряд проблем, касающихся сущности норм - планирование результата деятельности в идеальных условиях, в условиях безошибочной работы и легко осуществимых условиях. Исходя из сущности, нормы подразделяются на:
Основные нормы затрат - постоянные, остающиеся неизменными в течение длительного периода. Используются для сравнения фактических затрат за ряд лет и выявления тенденций эффективности производства отдельных изделий в течение анализируемого периода. В условиях изменения объемов производства, технологии, цен основные нормы не будут отражать текущих запланированных затрат и потому становятся непригодными для управления затратами. Следовательно, основные нормы затрат имеют ограниченное применение.
Идеальные нормы затрат - минимальные затраты для деятельности в идеальных условиях производства. На практике идеальные нормы редко считаются достижимыми и перестают быть целью. Однако они могут быть полезны менеджерам для установления системы стимулирования, мотивации к снижению издержек. Применяются такие нормы крайне редко.
Текущие нормы затрат - достижимые затраты на короткий отрезок времени, которые обеспечивают запланированную эффективность производства. Они представляют собой цели, которые могут быть реально достигнуты в условиях эффективной деятельности. Их значение заключается в том, что они служат базой измерения отклонений от намеченной достижимой цели, т. е. сравнения фактических и нормативных затрат. При этом обеспечивается запланированная эффективность в условиях допустимых отклонений, связанных с потерей времени и ресурсов в обычных производственных ситуациях.
Система текущих норм, нормативов и смет расхода сырья, материалов, полученных изделий, топлива, энергии всех видов, затрат труда, расходов на обслуживание производства и управление называется нормативным хозяйством предприятия.
Организация нормативного хозяйства предполагает проверку наличия и обоснованности норм затрат, разработку новых и недостающих норм, пересмотр действующих. Нормативные издержки остаются неизменными до тех пор, пока отклонения не будут значительными. Срок действия нормативов строго индивидуален для каждого предприятия. Чем чаще предприятия меняют ассортимент продукции или совершенствуют технологию, тем чаще им приходится разрабатывать или пересматривать нормы, так как это напрямую связано с осуществлением прибыльного бизнеса.
1.2 Виды бюджетов и их классификация
В зависимости от временного интервала бюджеты различаются:
Продолжительность временного интервала для стратегического бюджетирования составляет от 3 до 10 лет, для операционного – 1 год.
Сфера охвата стратегического бюджетирования очень широка и охватывает направления развития предприятия в рамках большого временного периода. Тактические и операционные бюджеты напротив охватывают некоторые аспекты, которые отражены в стратегических бюджетах.
Направления стратегических бюджетов заключаются в следующем:
Между стратегическими, тактическими и операционными бюджетами существует определенная взаимосвязь (см. рис. 1.4).
Рисунок 1.4 Нисходящие и восходящие взаимосвязи в процессе бюджетирования
Основные составные части внутрифирменного бюджетирования:
Инструменты процесса бюджетирования подразделяются на следующие группы:
Все перечисленные выше бюджеты, необходимы для составления прогноза финансового состояния предприятия. Процесс бюджетирования начинается с разработки операционных бюджетов, т.е. с разработки следующих бюджетов:
Классификация бюджетов приведена на рис. 1.5.
К специальным бюджетам относятся:
Каждая смета занимает свое место в процессе бюджетирования и выполняет конкретную задачу. Бюджет продаж отражает объем продаж за определенный период (месяц, квартал) по видам продукции в целом по предприятию. Объем продаж выражается в натуральных и стоимостных показателях. Бюджет продаж представляет прогноз дохода.
Рисунок 1.5 Классификация бюджетов предприятия
Бюджет продаж составляется помесячно и поквартально, но только в количественном выражении. Основная задача данного бюджета – обеспечение объема производства для удовлетворения уровня спроса покупателей.
Бюджет прямых материальных затрат предоставляет данные о материальных расходах в расчете на единицу продукции. Уровень материальных расходов выражается в натуральных и стоимостных показателях. Бюджет прямых материальных затрат включает информацию об уровне материалов на начало и конец периода.
Информация о работе Бюджетирование и контроль затрат на предприятии