Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:12, дипломная работа
В качестве объекта исследования послужило ОАО «Орский машиностроительный завод». Данное предприятие специализируется на выпуске буровых замков, газовых баллонов и прочей продукции. Целью дипломной работы является рассмотрение организации процесса бюджетирования на примере ОАО «Орский машиностроительный завод».
Следовательно, основными задачами дипломной работы являются:
рассмотрение бюджетного процесса, как объекта учета и контроля;
изучение действующей практики бюджетирования на исследуемом предприятии;
разработать предложения и определить направления совершенствования процесса бюджетирования.
Введение………………………………………………………………………….
3
1 Бюджетирование как управленческая технология……………..……………
6
1.1
Система управленческого контроля за деятельностью предприятия….
6
1.2
Виды бюджетов и их классификация…………………………………….
14
1.3
Бюджеты как инструмент финансового контроля………………………
20
2 Особенности бюджетирования и контроля затрат на ОАО «Орский машиностроительный завод»……………………………………………………
35
2.1
Технико-экономическая характеристика деятельности предприятия…
35
2.2
Оценка системы бюджетирования на ОАО «Орский машиностроительный завод»……………………………………………..
40
2.3
Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Орский машиностроительный завод» за 2008-2010 гг………………………………………………………………………
58
3 Бюджетный контроль и совершенствование системы бюджетирования на предприятии………………………………………………
69
3.1
Рекомендации по использованию информационных технологий в процессе бюджетного планирования…………………………………….
69
3.2
Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий…
81
Заключение……………………………………………………………………….
87
Список источников………………………………………………………………
Бюджет прямых затрат труда предоставляет данные о трудовых расходах в расчете на единицу готовой продукции. Уровень материальных расходов выражается в натуральных и стоимостных показателях в целом по предприятию.
Смета общепроизводственных расходов характеризует расходы на оплату труда администрации и вспомогательного персонала в конкретном подразделении и прочие расходы.
В зависимости
от спецификации деятельности предприятия,
а также от принадлежности к той
или иной отрасли бюджеты
2 Долгосрочные
и краткосрочные: по данному
классу бюджетов в настоящее
время идут споры касательно
того, что одни считают
Кроме того, очень часто краткосрочные бюджеты объединяют с долгосрочными, т.е. краткосрочный формируется в рамках долгосрочного в качестве уточнения.
7 С нулевым уровнем и приемственые:
8 Генеральные и частные:
Необходимо отметить, что некоторые предприятия используют смешанные варианты. Способы планирования приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Способы планирования
Планирование |
Преимущества |
Недостатки |
Снизу-вверх |
Минимум затрат для руководства |
Нет связи с планами подразделений |
Сверху-вниз |
План отвечает целям предприятии |
Не учитываются
фактические возможности |
Смешанное |
При верной технологии не имеет недостатков |
|
Бюджетное |
Жестко присоединен регламент планирования |
Привлечение внешних консультантов требует больших затрат |
Система бюджетирования выступает в роли инструмента финансового контроля.
1.3 Бюджеты
как инструмент финансового
В процессе бюджетирования
реализуются не только функции планирования
целевых показателей
По сути, бюджетом является таблица, содержащая фактические и плановые показатели, характеризующие динамику развития бизнес-процессов предприятия. Бюджет выступает инструментом контроля и анализа причин отклонения фактических и плановых данных (см. рис. 1.6).
Планирование в самом общем виде – это описание задач, проектирование возможных результатов и выбор путей их достижения. Контроль – это действие, которое способствует выполнению запланированных решений и представление оценки, обеспечивающей обратную связь.
Планирование и контроль так тесно переплетены, что трудно провести грань между ними, это связано с тем, что контроль не может осуществляться без наличия плана или хотя бы системы целей. В то же время отсутствие оценки степени выполнения планов сводит на нет все достоинства планирования.
Рисунок 1.6 Структура бюджета
Цель бюджетного контроля – совершенствование процесса принятия управленческих решений. Основным критерием для выбора контрольной системы в соответствии с ее целью является эффективность. Оценка эффективности в свою очередь, конкретизируется вторичными критериями: целевого соответствия и усилий.
Целевое соответствие существует в том случае, если индивидуальные и групповые намерения при выполнении глобальных стратегических задач одобряются руководством. Соответствие достигается, если менеджер принимает решение, удовлетворяющие его потребности и не противоречащее требованиям руководства организации.
Усилие – определяется здесь как действие по достижению цели. Усилие не ограничивается только тем трудом, который оплачивается заработной платой, а включает в себя все сознательные действия, направленные на достижение материальных и нематериальных целей.
Целевое соответствие и усилия в совокупности представляют собой мотивацию. Схематически эта система представлена на рис. 1.7.
Рисунок 1.7 Цель бюджетного контроля
Мотивация – это желание достичь поставленной цели. Она, при выборе контрольной системы, является основным критерием эффективности, так как «полезность» системы оценивается исходя из способности ее, побудить работника к деятельности.
Существуют следующие формы контроля:
Место финансового контроля
находится в системе
В самом широком смысле административный контроль можно разделить на две части:
Правила и предписания
существуют практически в любой
системе организационной
Существование системы выходного контроля обосновывается следующими принципами:
Базой финансового контроля является управление по отклонениям, которое строится на оценке того, насколько организация продвинулась к поставленным целям за определенный период. Управление по отклонениям основано на сравнении результатов. В бюджетном контроле для того, чтобы выделять сравниваемые результаты, используются разные процедуры: «контроль с прямой связью» и «контроль с обратной связью».
Термины «контроль с прямой связью» и «контроль с обратной связью» используются для пояснения того, какие результаты сравниваются.
Сравнение бюджетных
и фактических результатов
Основная цель управления с опережающей связью, установить контроль до того, как возникнут какие-либо отклонения от требуемого результата. Возможные ошибки могут быть предотвращены, то есть, предпринимаются действия, чтобы избежать их.
Для реализации управления с опережающей связью требуется наличие прогнозной модели с достаточно высокой степенью надежности прогнозирования будущих результатов, чтобы при использовании корректирующих мер не ухудшить ситуацию.
Финансовый контроль
нацелен главным образом
В соответствии с этим он строится на следующих принципах:
1. Контролируемое действие (или деятельность) должны иметь определенную цель или систему целей.
2. Результат контролируемого действия (или деятельности) должен быть измерим, чтобы успех в достижении поставленных целей можно было оценить. Для этих целей обычно используются показатели затрат, выручки, объема выпуска и т.п.
3. В качестве критерия
контроля должна быть
4. Принятие определенных
мер для исправления
Одним из элементов механизма финансового контроля с прямой и обратной связью является корректировка бюджетов. Для осуществления этого используются гибкие бюджеты.
Содержание бюджетного планирования и контроля определяется организационной структурой, которая разрабатывается руководством для того, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией задач.
Сочетание бюджетирования с ответственностью, при помощи создания центров ответственности позволяет связать конечные результаты деятельности с конкретными сотрудниками организации. Цель учета по центрам ответственности – накопление показателей по расходам и поступлениям для каждого отдельного центра ответственности, выявление отклонений от целевых показателей функционирования (бюджетных, сметных) и оценка его деятельности.
Затратами лучше управлять в местах потребления ресурсах, там где происходит производственный процесс, поэтому при группировке затрат решающие значение приобретают такие объекты управления как места возникновения затрат, центры затрат, центры ответственности.
К местам возникновения затрат
относятся структурные
Информация о работе Бюджетирование и контроль затрат на предприятии