Влияние СМИ на развитие агрессивности в подростковом и юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать, размышлять.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Особенности психологической сферы подростков.
1.1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы подростков.
1.2. Особенности психической сферы подростков и юношей.
1.3. Влияние внешних факторов на психологическую сферу подростков и юношей.
Глава 2. Роль средств массовой информации в формировании психологической сферы подростков и юношей.
2.1. Негативное влияние средств массовой информации на психику подростков и юношей.
2.2. Коррекция психического состояния подростков.
Практическая часть.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 83.03 Кб (Скачать)

Затрагивая проблему влияния СМИ  и следуя полученным данным, можно сделать вывод, что все опрошенные школьники считают просмотр TV исключительно положительным занятием, так как оно повышает интеллектуальный уровень и способствует развитию школьника как личности. Группа взрослых испытуемых разделилась: 30% - отрицательное влияние, 70% - положительное. Остается только задуматься, или взрослые люди действительно не понимают, что СМИ манипулирует их сознанием, или не хотят этого понимать.

Так же проводилась диагностика учащихся по измерению уровня тревожности в феврале 2012г. В исследовании приняло участие 22 ученика 8, 9, 10 и 11классов, из них 8 девочек и 14 мальчиков, в возрасте 13-17 лет. Для определения уровня тревожности была использована методика "Шкала тревожности", разработанная по принципу "Шкалы социально-ситуативной тревоги" Кондаша. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу.

Виды тревожности, выявляемые с  помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, само оценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов  шкалы представлены в таблице.

Распределение пунктов шкалы тревожности

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная Само оценочная

Межличностная

1

3

2

4

5

7

6

12

8

9

14

11

10

19

15

13

22

17

16

23

18

20

27

21

25

28

24

30

29

26


Исследование проводилось в  первой половине дня. Перед исследованием  учащиеся просмотрели в течении получаса документальный фильм из серии ВВС «Чудеса живой природы».  После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть одинаковую инструкцию, мотивирующую на хорошее выполнение задания. Следует обратить их внимание на пример, затем ответить на все задаваемые школьниками вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции занимает 10–15 мин.

Обработка результатов исследования. Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы  и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих  видов тревожности, показатель по всей шкале - общего уровня тревожности. Данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. В таблице  представлены стандартные данные, позволяющие  сравнить показатели уровня тревожности  у школьников.

Стандартные данные по уровням тревожности

Уровень тревожности

Группа учащихся

Уровень различных видов тревожности (в баллах)

пол

Общая

Школьная

Самооцен.

Межличн.

1.Норма

ж

м

30 - 62

17 - 54

7 - 19

4 - 17

11 - 21

4 - 18

7 - 20

5 - 17

2.Несколько повышенный

ж

м

63 - 78

55 - 73

20 - 25

18  - 23

22 - 26

19 - 25

21 - 27

18 - 24

3.Высокий

ж

м

79 - 94

74 - 91

26 - 31

24 - 30

27 - 31

26 - 32

28 - 33

25 - 30

4.Очень высокий

ж

м

более 94

более 91

более 31

более 30

более 31

более 32

более 33

более 30

5."Чрезмерное спокойствие"

ж

м

менее 30

менее 17

менее 7

менее 4

менее 11

менее 4

менее 7

менее 5


 

Показатели тревожности учащихся в баллах

№ пп.

Фамилия, Имя(класс)

Уровень различных видов тревожности

Общий

Школьная

Самооцен.

Межлич.

1

Александрова Вера(11)

79

29

25

25

2

Датская Лариса(11)

65

24

18

23

3

Ноздренкова Таня(11)

13

4

5

4

4

Прокопьев Даниил(11)

18

9

6

3

5

Касимцева Света(10)

37

12

11

14

6

Клочков Сергей(10)

35

14

7

14

7

Косова Валя(10)

53

22

11

20

8

Молнар Тиводор(10)

69

33

13

23

9

Рассахатский Андрей(10)

18

7

4

7

10

Черепанов Евгений(10)

36

8

15

13

11

Датская Майя(9)

25

7

3

15

12

Новик Александр(9)

53

20

23

10

13

Осипов Александр(9)

57

29

10

18

14

Павлов Владимир(9)

61

21

19

21

15

Петров Влад(9)

64

26

21

17

16

Сысоева Мария(9)

17

6

8

3

17

Фатеев Александр(9)

61

23

19

19

18

Якунин Владимир(9)

76

33

25

18

19

Конотопкин Антон(9)

38

18

15

5

20

Господинов Анатолий(8)

12

4

8

0

21

Косова Татьяна(8)

22

11

8

3

22

Косов Виктор(8)

51

19

15

17


 Количественные показатели  тревожности учащихся.

Вид тревожности

Уровень тревожности

Нормальный

Несколько повышенный

Высокий

Очень высокий

«Чрезмерное спокоствие»

Общая

11

6

2

0

3

Школьная

10

6

3

2

1

Самооценочная

12

6

0

0

4

Межличностная

10

7

0

0

5


 

Согласно полученным данным очень  сильный страх и беспокойство вызывает:

- мысль о предстоящей сдаче  экзаменов (у 8-ми учащихся);

- когда учитель смотрит, кого  бы спросить (у 4-х учащихся);

- разговор с директором школы  (у 4-х учащихся);

- после контрольной учитель  называет отметки (у 5-ти учащихся).

Что касается вопросов, относящихся  к определению уровня само оценочной тревожности, то здесь обращают на себя внимание страхи, связанные с будущим. Такого рода страхи характерны для подросткового возраста, причем у мальчиков они попадают в две категории: в традиционную категорию «Я», касаясь широкого круга вопросов, связанных с профессиональным и личным будущим, и в категорию социальных страхов, связанных со службой в армии, войной, и другими страхами о которых уже говорилось выше. Также очень сильное беспокойство у 3-х учащихся вызывает, когда что-то не получается, грозит провал или предстоит важное, решающее дело.

Выше указанные страхи и беспокойство связаны прежде всего с становлением «Я», обретением новой социальной позиции.

Повторное исследование проводилось  во второй половине дня через две  недели. Перед исследованием учащиеся просмотрели в течении 40 минут документальный фильм «Земляне» о жестоком обращении людей с животными. 

Полученные результаты несколько  отличаются от показателей уровней  первого исследования уровня тревожности.

 

Показатели тревожности учащихся после повторного исследования.

№ пп.

Фамилия, Имя(класс)

Уровень различных видов тревожности

Общий

Школьная

Самооцен.

Межлич.

1

Александрова Вера(11)

83

29

27

27

2

Датская Лариса(11)

68

25

19

24

3

Ноздренкова Таня(11)

26

8

10

8

4

Прокопьев Даниил(11)

22

10

7

5

5

Касимцева Света(10)

39

12

11

16

6

Клочков Сергей(10)

43

16

10

17

7

Косова Валя(10)

63

25

14

24

8

Молнар Тиводор(10)

70

33

14

23

9

Рассахатский Андрей(10)

25

10

7

8

10

Черепанов Евгений(10)

50

12

20

18

11

Датская Майя(9)

30

8

5

17

12

Новик Александр(9)

55

22

23

10

13

Осипов Александр(9)

63

30

12

21

14

Павлов Владимир(9)

58

19

19

21

15

Петров Влад(9)

70

28

22

20

16

Сысоева Мария(9)

43

16

14

13

17

Фатеев Александр(9)

65

23

22

20

18

Якунин Владимир(9)

76

30

25

21

19

Конотопкин Антон(9)

48

20

19

9

20

Господинов Анатолий(8)

39

17

12

10

21

Косова Татьяна(8)

47

21

18

8

22

Косов Виктор(8)

55

17

23

15


 Количественные показатели  тревожности учащихся.

Вид тревожности

Уровень тревожности

Нормальный

Несколько повышенный

Высокий

Очень высокий

«Чрезмерное спокоствие»

Общая

11

6

2

0

3

Школьная

10

6

3

2

1

Самооценочная

12

6

0

0

4

Межличностная

10

7

0

0

5


Недостаток этой шкалы, как и  других методов опроса, заключается  в том, что результаты исследования целиком и полностью зависят  от желания школьника отвечать, от его доверия к экспериментатору. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым заявить  об этом.

В качестве вывода отметим, что СМИ  в настоящий момент достигли таких  высот своего развития, что способны воздействовать на общество гораздо  сильнее, чем вышестоящие инстанции на СМИ. Наше хоть и небольшое, но достаточно показательное исследование явилось этому доказательством. Именно поэтому взаимоотношения со СМИ превратились в одну из наиболее острых проблем мирового сообщества.

Негативное влияние информации на школьную аудиторию было бы неправильно  приписывать самой их природе. Это  скорей объясняется неумелым и ошибочным  использованием их богатейших возможностей. Ведь и книга, и театральная постановка, и художественный фильм также  могут способствовать познанию мира, делать человека лучше, но с не меньшим  успехом порождать бегство от жизни, уводить от острых социальных проблем в нереальный мир авторской  фантазии. Медиа технологии способны стать как рычагом величайшего  социального и духовного прогресса, так и источником пассивности, апатии, бездуховности. Все зависит от того, какую информацию предлагают потребителю, и какую он выбирает.

Заключение.

В ходе нашего исследования мы выяснили, что агрессия, в какой бы форме  она ни проявлялась, представляет собой  поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания  избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение  включает в себя следующие частные  положения: 1) агрессия обязательно  подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться  только такое поведение, которое  подразумевает причинение вреда  или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избегания  подобного с собой обращения.

Так же мы выяснили, что становление  агрессивного поведения - сложный и  многогранный процесс, в котором  действует множество факторов. Агрессивное  поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а так же средств  массовой информации. У детей один из главных путей научения агрессивному поведению- наблюдение за чужой агрессией. Дети, которые встречаются с насилием у себя дома, склонны к агрессивному поведению. Разнообразные аспекты ситуаций межличностного взаимодействия, так называемые «посылы к агрессии», также могут подталкивать индивидуума к актуализации агрессивных реакций. Эти «приглашения» могут исходить из разнообразных источников. Оружие служит одним из основных «приглашением к агрессии», как, впрочем, и демонстрация сцен насилия в масс-медиа.

Наконец, агрессия может, как усиливаться, так и подавляться за счет тех  аспектов ситуации, которые влияют на степень и характер личного  самосознания.

Негативное влияние средств  массовой информации на школьную аудиторию  было бы неправильно приписывать  самой их природе. Это скорей объясняется  неумелым и ошибочным использованием их богатейших возможностей. Ведь и  книга, и театральная постановка, и художественный фильм также  могут способствовать познанию мира, делать человека лучше, но с не меньшим  успехом порождать бегство от жизни, уводить от острых социальных проблем в нереальный мир авторской  фантазии. СМИ способны стать как  рычагом величайшего социального  и духовного прогресса, так и  источником пассивности, апатии, бездуховности. Все зависит от того, какую информацию предлагают потребителю, и какую  он выбирает.

После многолетних исследований с  использованием самых разнообразных  методов и приемов еще не выяснена точная степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Несомненно, масс-медиа оказывает влияние  на школьников, но сила его остается пока до конца неизвестной.

Выход из сложившегося положения видится  в совершенствовании норм информационного  права и системы административно-правового  управления деятельностью средств  массовой информации.

Необходимо внести изменения в  закон «О средствах массовой информации»  и закон «О рекламе» и ряд подзаконных  актов. Это позволит ограничить негативное воздействие на несовершеннолетних рекламы, художественных фильмов, передач  и публикаций на криминальную тематику.

Негативное воздействие рекламы  на несовершеннолетних можно снизить  путем расширения запрета на прерывание рекламой детских передач, распространив его на молодёжные передачи и молодёжные художественные фильмы, а также запретить прерывать рекламой передачи.

Негативное воздействие информации на криминальную тематику можно ограничить, обязав средства массовой информации в обязательном порядке предоставлять  часть эфира (номера) официальным  представителям правоохранительных органов  для проведения правовой пропаганды.

Информация о работе Влияние СМИ на развитие агрессивности в подростковом и юношеском возрасте