Влияние СМИ на развитие агрессивности в подростковом и юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать, размышлять.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Особенности психологической сферы подростков.
1.1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы подростков.
1.2. Особенности психической сферы подростков и юношей.
1.3. Влияние внешних факторов на психологическую сферу подростков и юношей.
Глава 2. Роль средств массовой информации в формировании психологической сферы подростков и юношей.
2.1. Негативное влияние средств массовой информации на психику подростков и юношей.
2.2. Коррекция психического состояния подростков.
Практическая часть.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 83.03 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Влияние СМИ на развитие агрессивности в подростковом и юношеском возрасте».

Оглавление:

Введение.

Глава 1. Особенности психологической сферы подростков.

1.1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы подростков.

1.2. Особенности психической сферы подростков и юношей.

1.3. Влияние внешних факторов  на психологическую сферу подростков  и юношей.

Глава 2. Роль средств массовой информации в формировании психологической сферы подростков и юношей.

2.1. Негативное влияние средств массовой информации на психику подростков и юношей.

2.2. Коррекция психического состояния подростков.

Практическая часть.

Заключение.

Список литературы.

 

Введение.

Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным  богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается  объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может  оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь  ослабляет способность думать, размышлять.

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения школьников стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И  конечно, в данном случае речь идет не столько о научной моде, сколько  о специфической реакции психолого-педагогического  сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцать первом веке. И эта реакция  представляется нам вполне адекватной и своевременной. Пока трудно сказать, состоялся ли уже переход накопленного количества разнообразных данных и сделанных на их основании выводов в новое качество знания о феномене агрессии, приблизились ли мы к новому, более глубокому и непротиворечивому пониманию сущности агрессивного поведения школьников.

Агрессия изучается далеко не только в психологии и педагогике: ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы, используя  свои специфические методы и подходы. Однако, такая проблема находится в ведении преимущественно психологии и педагогики.

В последнее время у родителей  и у специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению. И это не случайно, ведь вербальная и физическая агрессия на наших телеэкранах  вовсе не редкость. СМИ в условиях рынка утратили свои некогда важнейшие функции воспитания человека, формирования личности, просвещения. Сегодняшние СМИ – это бизнес, главная цель которого, извлечение прибыли. На пути к достижению этой цели используются все средства, позволяющие привлечь массовую аудиторию. Не поднимать человека в его лучших проявлениях, а удовлетворять его сиюминутные запросы, не гражданский институт, а сфера услуг – таким образом, сместился центр тяжести. В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, напрашиваются выводы, что подобная «видео диета» может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. И не случайно эта тема, представляющая особый интерес для науки и обладающая высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.

Объектом нашего исследования выступит непосредственно психологическая среда подростков и юношей.

Предметом исследования послужит влияние средств массовой информации на уровень агрессивности подростков и юношей.

Цель работы: показать влияние средств массовой информации на развитие агрессивности в подростковой и юношеской среде. Дети учатся агрессивному поведению путем наблюдения агрессивных действий.

Данная тема особенно актуальна  сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации подросткам, что, в конечном счете, пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего  поколения.

Гипотеза: предполагается, что содержание информационного материала транслируемого различными формами СМИ оказывает негативное воздействие на психическую сферу подростков и юношей, повышая их уровень агрессивности.

Исходя из всего вышесказанного, можно сформировать ряд задач, необходимых  для достижения цели нашего исследования:

1) показать влияние внешних факторов на психическую сферу подростков и юношей;

2) определить влияние средств массовой информации на агрессивность подростков;

3) показать пути коррекции агрессивности подростков и юношей, вызванной влиянием СМИ.

В ходе исследования были использованы методы:

1)анализ научно методической  литературы по проблеме исследования;

2)планирование коррекционных мероприятий;

3)анкетирование.

 

Глава 1. Особенности психологической  сферы подростков.

    1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы подростков.

Одной из главных характеристик  подросткового возраста является продолжение  обучения ребенка в различных  общеобразовательных учреждениях. Одновременно ребенок все более  входит в общую жизнь общества. У него появляются новые обязанности. В это же время происходит завершение ориентации ребенка на «мужскую»  и «женскую» деятельность, в зависимости  от его пола.

Более этого, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать  мысли о будущей профессии.

Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов  у ребенка и формирование его  личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они  становятся более дифференцированными  и стойкими. Учебные интересы уже  не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться  на «взрослую» жизнь.

На формирование личности в подростковый период оказывает существенное влияние  процесс полового созревания. Прежде всего, у молодых людей отмечается бурный физический рост организма, который  выражается в изменении роста  и веса, сопровождающемся изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти  рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги — ив последнюю очередь туловище. Интенсивный  рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все  это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время  неуклюжими, неловкими.

Завершается окончательная сексуальная  ориентация подростка. Появляются вторичные  половые признаки. Так, у мальчиков  меняется голос, отмечается увеличение волосяного покрова на лице. Соответствующие  изменения происходят и у девочек.

В подростковый период в связи с  быстрым развитием организма  возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного  мозга. Поэтому для детей этого  возраста характерны перепады сосудистого  и мышечного тонуса. А такие  перепады вызывают быструю смену  физического состояния и соответственно настроения. При этом ребенок может  длительное время переносить физические нагрузки, связанные с его увлечениями (например, играть в футбол), и одновременно с этим в относительно спокойный период времени «падать от усталости». Особенно часто это проявляется в отношении интеллектуальных нагрузок.

1.2. Особенности психической  сферы подростков и юношей.

Развитие психических познавательных процессов имеет две стороны  — количественную и качественную. Количественные изменения проявляются  в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее  и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения, прежде всего, характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это  делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических  познавательных процессов наблюдаются  именно в интеллектуальной сфере.

Развитие мышления. Продолжает развиваться  теоретическое мышление. Приобретенные  в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими  операциями, приоритетное развитие логического  мышления. В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка  проявляются следующие способности:

• способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;

• способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях.

Помимо развития произвольной и  опосредованной памяти у ребенка  начинается активное развитие логической памяти, которая постепенно занимает доминирующее место в процессе запоминания  учебного материала. Замедляется развитие механической памяти. В подростковом возрасте происходит существенный сдвиг  в отношениях между памятью и  другими психическими функциями, изменяются отношения между памятью и  мышлением. Исследования показали, что  в этом возрасте мышление подростков определяет особенности функционирования памяти.

Развитие воображения. Проявляется  в том, что ребенок все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества. Неудовлетворенность  потребностей и желаний подростка  в реальной жизни легко воплощается  в мире его фантазий. Поэтому воображение  и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и  устраняя внутренний конфликт.

Активно развиваются творческие способности  подростка, формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие  чувства, эмоциональное отношение  к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно  более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции.

Для очень многих людей подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным.

Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший  школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях  школьной жизни он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах подросток может  проявить большую импульсивность в  поведении. От тяжело переживаемой обиды  он способен на такие поступки, как  бегство из дома, даже попытка самоубийства.

Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его  многими переживаниями. Общение  с товарищами — источник не только появления новых интересов, но и  становления норм поведения. Это  связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям — к  чуткости, отзывчивости, умению хранить  тайну, понимать и сопереживать.

В период от 11 до 19 лет происходит бурное развитие эмоций человека.

Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков — порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем следует отметить, что видимых, значимых причин для резкой смены настроений в подростковом возрасте может и не быть.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность  к бескорыстному самопожертвованию  и т. д.

Подростки испытывают трудности, общаясь  с родителями, часто конфликтуют  с ними. Желание снять эмоциональную  зависимость от родителей больше выражено у мальчиков, чем у девочек.

При неблагоприятных условиях формирования личности школьника в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных  чувств. Важным моментом, вызывающим появление  обиды, озлобленности подростка, которые  могут выразиться в его агрессивной  эмоциональной реакции, является пренебрежение  взрослых, их недоброжелательное отношение  к его запросам, устремлениям, ко всей личности подростка.

Происходят коренные преобразования в строении мотивационно-личностной сферы подростка. Она приобретает  иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а  возникающими на основе сознательно  принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.

В мотивационной структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с  родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения  со сверстниками, ярко проявляется  потребность в принадлежности какой-нибудь группе. Принадлежность группе позволяет  удовлетворить многие потребности  юного человека. Для подростков младшего возраста большое значение имеет  возможность разделить со своими друзьями общие интересы и увлечения; также очень важны для них  верность, честность и отзывчивость. Соответствие группе требует от подростков и определенной доли конформизма. Чтобы  человек влился в какую-то компанию, он должен быть похожим на других ее членов: это может быть употребление особого жаргона или ношение  одежды, отличающейся какими-то специфическими деталями. Тех же, кто не соответствует  этим параметрам, группа лишает своего внимания.

Потребность в неформальном, нерегламентированном общении с родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении  со сверстниками. Неготовность, нежелание, неспособность родителей понять и принять всевозрастающее стремление детей к взрослости, самостоятельности  и является, причиной неудовлетворенности  подростков общением с родителями. С этим, прежде всего и связано стремление подростков к общению с ровесниками, в большей степени отвечающими запросам и потребностям молодых людей.

Неудовлетворенность же в общении  может стать причиной формирования целого ряда негативных тенденций в  поведении подростков, вплоть до развития у них противоправного поведения.

Одной из важнейших особенностей этого  периода является повышенный интерес  к вопросам полового развития и к  сексуальной сфере. На ранних этапах развития этот интерес в большей  степени направлен на изучение подростками  собственного тела, наблюдение за его  изменениями и степенью соответствия общепринятым стандартам мужественности и женственности. Постепенно подростки  начинают интересоваться и развитием  других, особенно представителей противоположного пола. Они начинают осознавать свои развивающиеся сексуальные чувства  и влечения, у них возрастает интерес  к сексу как к эротическим  ощущениям.

Информация о работе Влияние СМИ на развитие агрессивности в подростковом и юношеском возрасте