Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 14:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести анализ планирования организационного потенциала предприятия.
В соответствии с целью курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:
1. Проведен анализ отечественных и зарубежных методик по оценке организационного потенциала предприятий на основе печатных изданий, материалов с конференций, материалов из сети Интернет.
2. Раскрыты принципы и методы оценки организационного потенциала предприятия.
3. Характеризированы особенности деятельности промышленного предприятия.
4. Проведено исследование особенностей оценки организационного потенциала предприятия.
5. Сформулированы практические рекомендации по совершенствованию оценки эффективности организационного потенциала
Введение 3
1. Теоретические основы оценки эффективности организационного потенциала 5
1.1. Основные понятия организационного потенциала 5
1.2. Этапы технологии оценки эффективности организационного потенциала 9
2. Технологии оценки эффективности организационного потенциала на ОАО "Промтрактор" 18
2.1. Внешняя и внутренняя среда деятельности ОАО "Промтрактор" 18
2.2. Проблемы организационного потенциала на ОАО "Промтрактор" 26
3. Предложение по улучшению технологии оценки эффективности организационного потенциала предприятия 30
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Показатели | Ед. изм. | 2007г. факт | 2008 факт/ 2007 факт, % | 2008г. факт | 2009г. факт | 2009 факт/ 2008 факт, % |
Объем реализации продукции (отгрузка) | млн.р. | 4 593,9 | 133,67 | 6 140,70 | 6 784,50 | 110,5 |
Маржинальный доход | млн.р. | 2 245,0 | 133,61 | 2 999,50 | 3 329,50 | 111,0 |
Товарная продукция в сопоставимых ценах (в ценах 2008г.) | млн.р. | 4 788,0 | 129,60 | 7 086,30 | 7 406,60 | 104,5 |
Объем производства тракторной техники | шт. | 789 | 123,45 | 974 | 994 | 102,1 |
EBITDA
(прибыль до налогообложения + % к уплате - % к получению + амортизация + лизинговые платежи) |
млн. руб. | 998,3 | 121,30 | 1 210,90 | 1 030,30 | 85,1 |
Рентабельность
реализованной продукции |
% | 19,2 | 92,75 | 17,82 | 16,62 | 93,3 |
Прибыль от продаж продукции | млн.р. | 882,5 | 123,97 | 1 094,10 | 1 127,60 | 103,1 |
Чистая прибыль | млн.р. | 458,6 | 126,46 | 579,90 | 378,30 | 65,2 |
Рентабельность (по чистой прибыли) | % | 8,8 | 95,41 | 8,36 | 5,21 | 62,4 |
Производительность
труда
на 1 работающего ППП |
т. руб./ мес. | 54,13 | 135,29 | 73,23 | 84,89 | 115,9 |
Среднесуточный выпуск | тыс.руб. | 18 530,7 | 134,49 | 24 921,40 | 29 626,29 | 118,9 |
Экономические показатели 2008 года свидетельствуют о динамичном развитии предприятия. Рост объемов производства тракторной техники в натуральном выражении составил 23,4%. Общий объем товарной продукции в сопоставимых ценах превышает уровень 2007 года на 29,6%, объем реализации продукции увеличился на 33,7%. Рентабельность реализованной продукции снизилась на 1,4 процентных пункта в связи с передачей функции продаж сбытовой компании (за счет скидки с конечной цены реализации при формировании трансфертных цен) и увеличением объемов продаж по внутренней кооперации предприятиям концерна с нулевой рентабельностью (цена реализации = производственной себестоимости). Объем маржинального дохода увеличился за год на 754,5 млн. руб. (рост на 33,6%).
Среднемесячная выработка на 1 работающего ППП в отчетном периоде возросла на 35,3% и составила 73,2 тыс. руб. Среднесуточный выпуск в 2008г. превысил выпуск 2007г. на 6390,7 тыс. руб., или на 34,5%.
В 2009 г. рост объемов производства тракторной техники в натуральном выражении составил 2,1%.
Общий объем товарной продукции в сопоставимых ценах в 2009 г. превышает уровень 2008 года на 4,5%, объем реализации продукции увеличился на 10,5%.
Рентабельность реализованной продукции в 2009 г. снизилась на 1,2 % в связи с увеличением доли условно-постоянных расходов в выручке от реализации продукции, падением объемов отгрузки тракторов и увеличением складских запасов готовой продукции в 4-м квартале 2009г.
Объем маржинального дохода увеличился за 2009 год на 330,0 млн. руб. (рост на 11,0%).
Среднемесячная выработка на 1 человека ППП в отчетном периоде возросла на 15,9% и составила 84,89 тыс. руб.
Среднесуточный
выпуск в 2009 г. превысил выпуск 2008 г. на
4704,9 тыс. руб., или на 18,9%.
ОАО "Промтрактор" начало свою успешную деятельность с 70-х годов 20 века. С этого времени по всей стране продукция тракторного завода пользовалась спросом. Со временем прибыль росла, увеличивалась производительность труда, рентабельность и другие производственные показатели. Работники тракторного завода гордились местом своей роботы. Да и само предприятие проявляло постоянную заботу о своих работниках:
- обеспечивало жильем (за время своего прибыльного функционирования работники завода получили 30 однокомнатных, 18 двухкомнатных и 12 трехкомнатных квартир)
- обеспечивало бесплатным питанием (трех разовое питание для работника, который находится на суточной смене, или дежурстве; двух разовое питание для работников, которые работают обычный восьмичасовой рабочий день);
- обеспечивало бесплатным медицинским обслуживанием (на балансе предприятия числилась больница с самым современным оборудованием только для работников завода, так же работники предприятия каждый год получали возможность бесплатного саноторно-курортного лечения, которое за них оплачивало предприятие);
- все работники имели равные возможности для карьерного роста – в то время на предприятии существовал принцип « чем больше работаешь, тем больше получишь», т.е. если работник на протяжении определенного времени (установленного на административных началах и зависящего от сферы занятости работника) усердно трудился и повышал свои производительные показатели, то не зависимо от уровня его образованности, он шагал вперед по карьерной лестнице и имел шанс стать руководителем завода.
На
предприятии постоянно между
производственными
Условия труда отвечали всем требованием и стандартам ( теплые помещения, рабочие места были оснащены самым современным на то время оборудованием, которое постоянно и в срок модернизировалось)
Профсоюз
предприятия активно
За последние же годы ситуация изменилась коренным образом:
Проанализировав деятельность предприятия за три последних года, его производственную, управленческую деятельность наблюдается снижение производительности и отсутствие мотивированности работников к труду. Система оплаты труда, принятая в предприятии так же оставляет желать лучшего: во первых у работников, непосредственно занятых в производстве она очень низкая и составляет в среднем 5000 рублей, к тому же ее постоянно задерживают ( из за сложившийся ситуации); во вторых: работники имеют очень низкую квалификацию, т.к. нет необходимости ее повышать из за того, что на предприятии нет современного оборудования, все оно устаревшее и нуждается в модернизации), однако новое оборудование уже поступило, и в настоящее время производится демонтаж старого, и установка нового. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что материальной заинтересованности в повышении производительности труда у работников предприятия нет. Но еще существует так называемая «нематериальная» мотивация. С ней, как выяснилось, в ОАО "Промтрактор" дело обстоит еще хуже:
Конвейерное производство основано на монотонном труду, а монотонный труд не интересен, и, как говорят сами работники: «занудлив».
У простого рабочего нет никаких перспектив: ни увеличения заработной платы (из за принятой системы оплаты труда, которая не предусматривает ни денежных вознаграждений, ни премий за интенсивный труд), ни карьерного роста (из за принятой на предприятии системы найма – менеджер любого уровня: будь то начальник цеха, или зам директора должен иметь соответствующее специальное образование).
Условия труда, которые имеют очень большое влияние на стимулирование труда в ОАО "Промтрактор" оставляют желать лучшего: здания складов , цехов и другие здания производственного назначения не отвечают требованиям гигиены, зачастую работникам приходится работать в верхней одежде из за низких температур в цехах. Запыленность и загрязненность производственных помещений и цехов находится на высоком уровне.
Предприятие совсем не заботится о своих сотрудниках: нет ни детских садов для детей работников, ни больниц для самих сотрудников, нет даже профсоюза, который бы боролся за права работников.
Проблема ОАО "Промтрактор" состоит и в том, что не имеющие мотивации к труду работники выполняют лишь минимальный объем рабочих заданий.
Отсутствие каких либо общественных мероприятий говорит о том, что жизнь на предприятии очень скучна и однообразна.
В ОАО "Промтрактор" сложилась довольно сложная ситуация, как в финансовом плане, так и в производственном. У работников нет желания работать на благо организации, из за того, что их труд ни материально, ни морально «не ценится» на предприятии (очень низкие заработки, очень высокие задолженности по выплате зарплаты, очень тяжелые условия труда, отсутствие перспектив для карьерного роста и.т.п.). Задачей менеджеров является мотивировать работников, каждому из которых необходимо что то свое, к достижению общих для организации целей.
Главными действующими лицами при изучении проблем мотивации являются менеджеры первой линии, и среднего звена, так как первые несут ответственность непосредственно за производство, а вторые отвечают за деятельность важнейших бизнес-едениц, подразделений и отделов организации. Генеральный директор так же входит в число действующих лиц данной проблемы, так как именно он принимает, или не принимает решения по устранению проблемы, или сам создает ее. Все действия, предпринимаемые в организации находятся под пристальным наблюдением глаз руководителя.
В
настоящее время стабильно
Вариант решения проблемы | Достоинства и недостатки. |
1. Ввести новую систему оплаты труда и вознаграждений. | Достоинства:
Премии носят индивидуальный характер, но их источник – единый премиальный фонд – стимул работников к совместному труду. В течении одного рабочего дня в году работники предприятия занимаются анализом своей деятельности за год, определяют цели, потребности в оборудовании на предстоящий год и т.п. Это способствует осознанию места и вклада каждого из них в результаты деятельности предприятия. Недостатки: Такая
система мотивации требует |
2 Материальное подкрепление. | Достоинства:
Высокая материальная база для сотрудников ( 4 вида премий: премия за безопасность – денежное вознаграждение за то, что работник не попадает в пришествия, повлекшие за собой потери рабочего времени; Ретро-премия – за отсутствие инцидентов; премия за прилежность; премия из прибыли – 4% от прибыли направляется в премиальный фонд ) Повышается ответственность, снижаются прогулы и опоздания, повышается дисциплина. Недостатки: Очень дорогая Необходимость
сплошного наблюдения за каждым работником(
чтобы справедливо |
3. Упрощение рабочих заданий. | Достоинства:
Происходит сокращения числа задач, приходящихся на одного сотрудника Появляется
возможность для Недостатки: Требования к подготовке работника снижаются ( нет необходимости повышения квалификации работников) Работникам придется выполнять скучную и рутинную работу. |
4. ротация рабочих заданий | Достоинства:
Разнообразит труд рабочих ( работник какой-то период времени выполняет один вид работ, затем такой же отрезок времени – другой, и т.д.) Сотрудники
осваивают новые рабочие Один и тот же сотрудник может выполнять несколько видов работ Недостатки: Она позволяет повысить мотивацию работников лишь на определенное время. Со временем разнообразный труд становится монотонным по мере того, как работник привыкает к нему. |
5. расширение рабочих заданий. | Достоинства:
Недовольство работников чрезмерным упрощением труда исчезает. Сотрудник, отвечающий не за одно, а за несколько заданий располагает большим количеством времени, для его выполнения, что создает ощущение необходимости в приложении усилий. Недостатки: Не обнаружено. |
6. Универсальный | Достоинства:
Включает и материальное стимулирование, и нематериальное ( премии, доски почета, почетные грамоты ит.п.) Включает жесткую дисциплину ( штрафы за прогулы и опоздания) Включает наделение властью Недостатки: Достаточно дорогостоящая Дисциплина повышается в основном не «кнутом», а «пряником» |
Информация о работе Технологии оценки эффективности организационного потенциала предприятия