Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:43, курс лекций

Краткое описание

Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, – это бизнесмен (от англ. businessman), т. е. делец, коммерсант, предприниматель. В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг). Также понятие «бизнес» может рассматриваться как синоним понятия «предпринимательство».

Файлы: 1 файл

бизнес планирование лекции.docx

— 198.45 Кб (Скачать)

 

2) метод комиссий;

 

3) метод «мозговых атак»;

 

4) метод синектики;

 

5) метод «Дельфи».

 

Метод комиссий может означать организацию круглого стола и  других подобных мероприятий, в рамках которых происходит согласование мнений экспертов.

 

Для методов «мозговой  атаки», или «мозгового штурма», характерны коллективная генерация идей и творческое решение проблем. «Мозговая атака» представляет собой свободный, неструктурированный  процесс генерирования любых  идей по избранной теме, которые  спонтанно высказываются участниками  встречи. В качестве экспертов, как  правило, принимаются не только специалисты  по данной проблеме, но и люди, которые  являются специалистами в других областях знаний. Дискуссия строится по заранее разработанному сценарию. Для успешного применения этого  метода необходимо создать ряд условий, таких как:

 

1) участие в обсуждении  от 5 до 15 человек;

 

2) продолжительность заседаний  от 15 до 30 мин;

 

3) равноправие всех участников  заседания;

 

4) запрещение критики в  любом виде;

 

5) первостепенность количества  по сравнению с качеством.

 

Тематика проблемы сообщается участникам заседания непосредственно  перед его открытием.

 

На основе «мозгового штурма»  У. Гордон в 1960 г. предложил метод  синектики. Его главное отличие  от «мозгового штурма» состоит в  том, что в качестве экспертов  выступает стабильная по составу  группа, которая от «штурма» к «штурму» накапливает определенный опыт. Кроме  того, использование метода синектики  допускает критические высказывания. Метод основан на принципе систематического отчуждения от исходной проблемы. Отчуждение достигается путем использования  аналогии: фантастической, личной, прямой, образной и т. д. Процесс синектического поиска идей включает следующие этапы:

 

1) изучение проблемы;

 

2) анализ проблемы и  разъяснение ее экспертам;

 

3) тестирование понимания  проблемы;

 

4) формулирование спонтанных  решений;

 

5) оценку руководителем  понимания проблемы;

 

6) образование аналогии;

 

7) создание связи между  аналогией и проблемой;

 

8) переход к проблеме;

 

9) разработку решения.

 

Специфика метода «Дельфи» заключается  в том, что обобщение результатов  исследования осуществляется путем  индивидуального письменного опроса экспертов в несколько туров  по специально разработанной процедуре  исследования. Перед каждым туром  экспертов знакомят с итогами  предыдущего опроса, но не для того, чтобы оказать на них давление, а для того, чтобы дать дополнительную информацию о предмете опроса. В  идеале опрос повторяется до совпадения мнений экспертов, реально – до получения  наиболее узкого диапазона мнений.

 

Надежность метода «Дельфи» считается высокой при прогнозировании  как на срок от 1 до 3 лет, так и  на более отдаленный период времени. В зависимости от цели прогноза для  получения экспертных оценок может  привлекаться от 1 до 150 экспертов.

 

2. Количественные методы  прогнозирования. Базируются на  численных математических процедурах. Результаты прогнозирования на  основе количественных методов  используются во всех сферах  бизнес-планирования, включая общее  стратегическое планирование, финансовое  планирование, планирование производства  и управления запасами, маркетинговое  планирование и т. п.

 

При исследовании и анализе  рынка количественные методы прогнозирования  применяются для решения следующих  основных задач:

 

1) прогнозирования спроса;

 

2) прогнозирования емкости  рынка;

 

3) прогнозирования объемов  продаж фирмы и др.

 

К группе количественных методов  относятся:

 

1) анализ временных рядов;

 

2) экономико-математическое  моделирование;

 

3) метод аналогий;

 

4) нормативный метод;

 

5) метод стандартного распределения  вероятностей.

 

Анализ временных рядов  необходим для учета временных  колебаний исследуемых величин. Включает в себя следующие основные методы:

 

1) анализ тенденций (экстраполяция  и корреляция трендов);

 

2) анализ цикличности;

 

3) анализ сезонности;

 

4) регрессионный анализ.

 

Методы экстраполяции  трендов основаны на статистическом наблюдении динамики определенного  показателя, определении тенденции  его развития и продолжении этой тенденции в будущем периоде. Иначе говоря, при помощи методов  экстраполяции трендов закономерности прошлого развития объекта переносятся  в будущее.

 

Обычно методы экстраполяции  трендов применяются в краткосрочном (не более 1 года) прогнозировании, когда  число изменений в среде минимально. Прогноз создается для каждого  конкретного объекта отдельно и  последовательно на каждый следующий  момент времени.

 

Наиболее распространенными  методами экстраполяции трендов  являются метод скользящего среднего и метод экспоненциального сглаживания, прогнозирование на базе прошлого оборота.

 

Метод скользящего среднего исходит из простого предположения, что следующий во времени показатель по своей величине равен средней, рассчитанной за три периода.

 

Метод экспоненциального  сглаживания представляет прогноз  показателя на будущий период в виде суммы фактического показателя за данный период и прогноза на данный период, взвешенных при помощи специальных  коэффициентов:

 

Ft+1 = aXt + (1 – a)Ft,

 

где Ft+1 – прогноз продаж на месяц t + 1;

 

Xt – продажи в месяце t (фактические данные);

 

Ft – прогноз продаж  на месяц t;

 

а – специальный коэффициент, определяемый статистическим путем.

 

 

Метод прогнозирования на базе прошлого оборота. В этом случае данные о сбыте за прошлый год  берутся в качестве основы для  предсказания вероятностей сбыта в  будущем.

 

Данный метод прогнозирования  пригоден для отраслей и рынков со стабильной хозяйственной конъюнктурой, слабо меняющимся ассортиментом  товаров и услуг, незначительными  колебаниями товарооборота.

 

В прогнозировании методы экстраполяционных трендов дополняются  методами корреляции трендов, в рамках которых исследуется связь между  различными тенденциями в целях  установления их взаимного влияния  и, следовательно, повышения качества прогнозов. Корреляционный анализ может  исследовать взаимосвязь между  двумя показателями (парная корреляция) или между многими показателями (множественная корреляция).

 

В рамках анализа цикличности  выявляются изменения исследуемых  величин, связанные с деловым  циклом. Анализ цикличности применим в тех отраслях, где эта цикличность  ярко выражена (например, в отраслях, производящих товары для строительной отрасли, отраслях, выпускающих потребительские  товары длительного использования).

 

Сезонный характер использования  товаров также накладывает отпечаток  на величину спроса и продаж.

 

Регрессионный анализ заключается  в построении модели зависимости  определенной величины от другой величины или нескольких других величин. Он выполняется  в два этапа:

 

1) выбор типа линии,  выравнивающей ломаную регрессии  (прямая, парабола, гипербола и т.  д.);

 

2) определение параметров, входящих в уравнение линии  выбранного типа таким образом,  чтобы из множества линий этого  типа выбрать ту, которая наиболее  близко проходит около точек  ломаной регрессии (наиболее точные  результаты дает использование  метода наименьших квадратов).

 

Регрессионный анализ применяется  преимущественно в среднесрочном  прогнозировании, а также в долгосрочном прогнозировании. Средне– и долгосрочные периоды дают возможность установления изменений в среде бизнеса  и учета влияний этих изменений  на исследуемый показатель.

 

Методы экономико-математического  моделирования. В бизнес-прогнозировании  используются:

 

1) модели внутренней среды  фирмы, так называемые корпоративные  модели;

 

2) макроэкономические модели, к которым относятся эконометрические  модели, модели «затраты – выпуск».

 

Корпоративные модели обычно представляют собой набор формул (уравнений), которые выражают отношения  ряда переменных к определенному  объекту, например к объему продаж.

 

Помимо формульных моделей, во внутрифирменном планировании могут  использоваться матричные модели (модели в виде таблиц), структурно-иерархические  модели, описывающие внутреннюю структуру  и взаимосвязь в рамках экономической  организации.

 

При использовании корпоративных  моделей полезно делать не только перспективные, но и ретроспективные (обращенные в прошлое) прогнозы. Сравнение  данных ретроспективного прогноза и  фактических данных за прошлый период позволяет сделать вывод о  надежности моделей.

 

С помощью эконометрических моделей связывают размеры продаж с макроэкономическими переменными (ростом ВНП, колебаними учетной ставки и т. д.), а также с отраслевыми  данными (например, емкостью отраслевого  рынка, уровнем конкуренции).

 

Большая часть математических моделей имеет форму компьютерных программ. Находясь в процессе выполнения, такие программы позволяют исследовать  развитие внутрифирменных взаимосвязей, т. е. придают моделям динамический характер.

 

Метод аналогий заключается  в прогнозировании, например, уровня и структуры спроса путем принятия за эталон фактических данных отдельных  рынков. Этим методом прогнозирования  можно пользоваться для определения  перспектив развития новых видов  продукции и услуг.

 

Нормативный метод довольно широко используется для прогнозирования  спроса. Он позволяет учесть большой  круг факторов, формирующих спрос, и  тем самым повысить достоверность  прогнозируемых оценок. При нормативном  методе используются данные переписи населения, которые позволяют определить значение таких факторов, как средний  размер семьи, половозрастной состав населения  и т. д.

 

Результаты выборочных обследований статистических органов позволяют  уточнить обеспеченность населения  предметами длительного пользования  и др. Согласно данному методу определение  объема спроса на ремонтные виды услуг, например, может производиться по следующей формуле:

 

V = (P ? Cp ? Q)/N,

 

где V – объем услуг  в расчете на одного жителя;

 

P – парк предметов,  подлежащих ремонту;

 

Cр – средняя стоимость  одного ремонта;

 

Q – количество ремонтов, приходящихся на один предмет;

 

N – численность населения.

 

 

По приведенной формуле  определяют спрос населения на услуги по ремонту обуви, одежды, мебели и  т. п.

 

Спрос на услуги санитарно-гигиенического характера (химчистка, прачечная) можно  прогнозировать с использованием следующей  формулы:

 

СН = Н – Ср,

 

где СН – спрос населения;

 

Н – норма накопления изделий, кг;

 

Ср – средняя стоимость  обработки одного килограмма изделий.

 

 

При прогнозировании рынка  большое распространение получил  метод стандартного распределения  вероятности. Сущность этого метода заключается в следующем. Экспертным путем определяются три вида прогнозов  сбыта: ОП – оптимистический прогноз; ВП – наиболее вероятный прогноз; ПП – пессимистический прогноз.

 

Оптимистическая оценка прироста сбыта может быть определена как  разница между спросом и емкостью рынка.

 

ОП = С – Е.

 

Поскольку в настоящее  время ситуация в экономике крайне нестабильная, наиболее вероятная оценка прогноза может составлять 50% от оптимистического прогноза, а пессимистическая оценка прогноза – 10% от ее оптимистической  величины.

 

Далее рассчитывается ожидаемое  значение прогноза сбыта По по формуле:

 

П0 = (ОП + 4ВП + ПП)/6.

 

Стандартное отклонение СО определяется по формуле:

 

СЛО = (ОП –ПП)/6

 

В соответствии с общей  теорией статистики наиболее вероятное  значение переменной – прогноза сбыта (с вероятностью 95%) – будет находиться в пределах:

 

Пс = П0 ± 2 СО.

 

Эффективность применения того или иного метода прогнозирования  зависит от конкретных условий и  специфики хозяйственной деятельности предприятия и может быть определена только непосредственно самим предприятием. Обычно считается, что прогноз составлен  правильно, если разница между предполагаемым и реальным сбытом составляет не более 5%.

 

Вначале необходимо составить  так называемую карту конкурентов  и определить стратегические группы конкурентов. Карта конкурентов  составляется на основе их сравнения  и группировки по определенным факторам, таким как, например, количество ассортимента продукции и количество охваченных регионов. На основании составленной карты конкурентов выделяются стратегические группы конкурентов, действующие на рынке. Необходимо отметить, что конкуренция  между подобными группами практически  отсутствует, но внутри них она весьма сильна. Такая группировка позволяет  более обоснованно указать основных конкурентов фирмы.

 

Далее необходимо провести реалистическую оценку сильных и слабых сторон конкурирующих  товаров (услуг) и назвать выпускающие  их фирмы, определить источники информации, указывающие на то, какие товары являются наиболее конкурентоспособными, сравнить конкурирующие товары (услуги) по базисной цене, характеристикам, обслуживанию, гарантийным обязательствам и другим существенным признакам. Эту информацию целесообразно представить в виде таблицы. Следует кратко обосновать имеющиеся достоинства и недостатки конкурирующих товаров (услуг). Желательно отобразить, какие знания о действиях конкурентов могут помочь вашей фирме создать новые или улучшенные товары (услуги).

Информация о работе Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии