Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:43, курс лекций

Краткое описание

Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, – это бизнесмен (от англ. businessman), т. е. делец, коммерсант, предприниматель. В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг). Также понятие «бизнес» может рассматриваться как синоним понятия «предпринимательство».

Файлы: 1 файл

бизнес планирование лекции.docx

— 198.45 Кб (Скачать)

 

Особо в бизнес-плане рассматривается  действующая на предприятии система  управления качеством продукции. Сообщается, на каких стадиях и какими методами будет проводиться контроль качества, какими стандартами при этом будут  руководствоваться производители  продукции.

 

В план производства могут  включаться также сведения о системе  охраны окружающей среды, указываться  принимаемые меры по утилизации отходов  и соответствующие затраты.

 

Производственная программа (прогноз объемов производства и  реализации продукции), приводимая в  бизнес-плане, составляется на основе результатов маркетинговых исследований рынка сбыта с последующим  их сопоставлением с производственными  возможностями предприятия.

 

Производственная программа  определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий  по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она  обусловливает задания по вводу  в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте.

 

Предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа, заказов потребителей, выявленного  в процессе изучения рынка потребительского спроса.

 

Основными показателями производственной программы являются:

 

1) номенклатура, содержащая  наименование продукции с указанием  количества, качества и сроков  сдачи;

 

2) товарная продукция;

 

3) незавершенное производство;

 

4) валовая продукция.

 

Производственная деятельность предприятия, в свою очередь, характеризуется  системой показателей:

 

1) спросом на продукцию;

 

2) производственной мощностью;

 

3) объемом производства;

 

4) издержками и цен;

 

5) потребностью в ресурсах  и инвестициях;

 

6) общим и чистым доходом  предприятия;

 

7) дивидендами на акции  и т. д.

 

План производства и реализации продукции содержит, как правило, систему натуральных и стоимостных  показателей.

 

Преимуществами натуральных  показателей являются наглядность, объективность оценки удовлетворения потребности в конкретном виде продукции, вклада каждого предприятия в  решение этой задачи, степени использования  мощностей и производственных ресурсов.

 

Недостаток – затруднено определение общего объема производства и реализации на предприятиях с многономенклатурным  выпуском продукции.

 

К основным стоимостным показателям  выпуска продукции на предприятии  относятся валовой оборот, внутризаводской  оборот, товарная продукция, валовая  продукция, объем реализуемой продукции, нормативная стоимость обработки (НСО), чистая и условно-чистая продукция.

 

В разные периоды развития экономики страны отдавалось предпочтение то одним, то другим стоимостным показателям, характеризующим объем выпуска  продукции.

 

Валовой оборот предприятия  представляет собой суммарную стоимость  продукции всех основных, вспомогательных, обслуживающих цехов. В валовой  оборот продукция включается независимо от того, предназначена она для  отпуска за пределы или для  дальнейшей промышленной переработки  на этом же предприятии. Таким образом, этот показатель допускает повторный  счет продукции в пределах предприятия. Исчисление валового оборота приобретает  определенное экономическое значение при анализе работы предприятия, обосновании планируемых показателей, когда изменяется производственная структура предприятия (вводятся новые  цехи, расширяются существующие), когда  изменяется структура производства вследствие изменения (увеличения, уменьшения) объема кооперированных поставок на предприятие.

 

Внутризаводской оборот –  сумма стоимости продукции собственного производства, потребленного внутри предприятия на производственные нужды. К производственному потреблению  внутри предприятия относятся переработка  полуфабрикатов своей выработки  для производства готовой продукции, потребление электроэнергии, сжатого  воздуха, пара своей выработки, использование  деталей, изделий своей выработки  на текущий ремонт зданий, сооружений, оборудования.

 

Товарная, валовая, реализованная  продукция определяется по заводскому методу, т. е. из стоимости планируемых  к производству готовых изделий  и полуфабрикатов исключается стоимость  той части продукции, которая  используется внутри предприятия на собственные промышленно-производственные нужды. Недостаток этого метода состоит  в том, что величина товарной, валовой, реализованной продукции может  меняться в результате изменения  организационной структуры предприятий. Так, объединение двух и более  предприятий в одно (при комбинировании производства) приводит к снижению, а разделение предприятий (при специализации  производства) – к росту величины этих показателей. Величина товарной, валовой, реализованной продукции  не зависит от того, само предприятие  добывает, вырабатывает сырье, полуфабрикаты  для производства готовой продукции  или получает их со стороны.

 

Товарной продукцией предприятия  является продукция, произведенная  в отчетном периоде и реализованная  или предназначенная к реализации. В состав товарной продукции (Тпр) включают готовые изделия (Гиз); полуфабрикаты, предназначенные для отпуска  сторонним потребителям (Пф); работы промышленного характера, выполненные  по заказам со стороны (Рпр); все виды ремонтных работ, выполненных по заказам со стороны (Рраб); продукцию  вспомогательных цехов, выполненную  для реализации на сторону или  для своего использования (В ). Таким  образом, объем товарной продукции  можно определить по формуле:

 

Тпр = Гиз + Пф + Рпр + Рраб + Вц

 

или

 

 

где Аi – продукция i-го вида;

 

Цi — цена единицы продукции i-го вида;

 

Qу — стоимость оказанных  услуг.

 

 

Объем товарной продукции  определяется в действующих (текущих) ценах предприятия и является базой для исчисления налогов (НДС, акцизов и др.). Товарная продукция  определяется всегда без учета НДС  и других специальных налогов.

 

Валовой называется вся продукция, произведенная предприятием за отчетный период, независимо от степени ее готовности и назначения к использованию. Объем  валовой продукции (Впр ) можно определить по формуле:

 

Впр = Тпр + (Нк – Нн),

 

где Нк — остаток незавершенного производства на конец года, руб.;

 

Нн — то же на начало года.

 

 

Остатки незавершенного производства определяются по данным бухгалтерского учета или инвентаризации. Нормальная величина незавершенного производства на конец планового периода должна соответствовать условиям производства последующего периода.

 

Реализуемая продукция —  это готовая продукция, предназначенная  к реализации, сданная на склад  готовой продукции и оформленная  документально до 24 ч последнего дня месяца или до 8.00 утра 1-го числа  месяца, следующего за отчетным периодом.

 

Объем реализуемой продукции  в планируемом периоде (Qрп) может  быть установлен по формуле:

 

Qпр = Он + Тпр – Ок,

 

где Он, Ок – остатки готовой  продукции на складе на начало и  конец рассматриваемого периода (года, месяца и т. д.);

 

Тпр – товарная продукция  по плану.

 

 

В условиях рыночной экономики  особое значение должно придаваться  показателю «объем реализованной продукции» по договорам поставок, который определяет эффективность, целесообразность хозяйственной  деятельности предприятия.

 

Реализованная продукция  – это отгруженная покупателю готовая продукция, за которую перечислены  денежные средства на расчетный счет поставщиков. Измеряется в действующих  ценах.

 

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ выручка от реализации продукции  может определяться двумя способами.

 

1. По мере ее оплаты, поступления денежных средств  на счета в учреждения банков, а при расчете наличными деньгами  – по поступлении средств в  кассу.

 

2. По отгрузке товаров  и предъявлении покупателю (заказчику)  расчетных документов.

 

Каждое предприятие при  разработке отчетной политики на плановый период принимает один из двух вариантов  учета выручки от реализации продукции, исходя из условий хозяйствования и  заключенных договоров. Первый вариант  признания выручки от реализации является в настоящее время наиболее распространенным в российской экономике. Однако он снижает достоверность  при подсчете производственного  результата: происходит начисление расходов (материалов, зарплаты и др.) в одном  отчетном периоде, а выручка за отгруженную  продукцию очень часто поступает  в другом, что объясняется общим  резким спадом объемов реализации продукции, иными словами, предприятие часто  работает на склад.

 

Второй вариант учета  реализации обеспечивает большую достоверность  в подсчете производственного результата. Однако у предприятия сразу же возникает задолженность по НДС, налогу на прибыль в связи с  реальным поступлением денег, и оно  быстро становится неплатежеспособным, финансовым банкротом. Огромная взаимная задолженность, отсутствие финансовой дисциплины заказчиков, высокий уровень  монополизации приводят к тому, что  уровень использования второго  варианта незначителен. Наиболее часто  он применяется на предприятиях транспорта, связи, в строительстве.

 

Процесс реализации завершает  кругооборот хозяйственных средств  предприятия, что позволяет ему  выполнять свои обязательства перед  госбюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать  производственные затраты. Невыполнение заданий по реализации вызывает замедление движения оборотных средств, задерживает  платежи, ухудшает финансовое положение  предприятия.

 

Показатели валовой, товарной и реализованной продукции не в полной мере характеризуют конечный результат работы предприятия. Это  обусловлено тем, что в объем  этой продукции входят материальные затраты, которые имеют большой  удельный вес. Поэтому для измерения  собственного вклада предприятия в  производство продукции необходимо использовать показатели:

 

1) условно-чистой продукции,  которая включает затраты по  заработной плате с начислениями, амортизационные отчисления и  прибыль;

 

2) чистой продукции. Это  часть валовой продукции, соответствующая  вновь созданной стоимости, т.  е. это условно-чистая продукция  без амортизации;

 

3) нормативной чистой продукции,  отличающейся от чистой тем,  что образуется на основе стабильных  норм.

 

Важными рыночными индикаторами служат показатели обновляемости выпускаемой  продукции. В соответствии со своим  жизненным циклом каждый вид продукции  достигает известного периода предельной эффективности, и поэтому периодически необходим пересмотр ассортимента.

 

Коэффициент обновляемости  продукции характеризует соотношение  новой и старой продукции, используется на многих предприятиях как утверждаемый плановый показатель в общем объеме производства. Особенно широко используется в зарубежной практике.

 

Производственная программа  предприятия должна разрабатываться  в следующей последовательности:

 

1) фирма производит исследование  рынка, определяет позицию товара  на рынке, возможный спрос и  объем продаж;

 

2) на основе возможного  объема продаж определяют объем  реализуемой продукции:

 

Nреал = Qпродаж ? Ц;

 

3) планируют объем товарной  продукции:

 

Nтов = Nреал – (Он  – Ок);

 

4) определяют величину  валовой продукции:

 

Nвал = Nтов + (Нк –  Нн);

 

5) сопоставляют возможный  объем выпуска продукции с  имеющимися материальными, финансовыми  и другими ресурсами.

 

В бизнес-плане приводятся данные об объемах выпуска каждого  вида продукции в натуральных  единицах, а также планируемые  значения этих показателей на ближайшие 3 – 5 лет.

 

Для уже существующего  бизнеса описываются производственные мощности, включая производственные и административные помещения, склады и площадки, специальное оборудование, механизмы и другие производственные фонды, имеющиеся на предприятии.

 

План производства должен соответствовать мощности предприятий  – объему или количеству единиц продукции (услуг, работ), которые можно  изготовить за определенный период.

 

Под производственной мощностью  предприятия понимается максимально  возможный выпуск продукции в  номенклатуре и ассортименте, предусмотренных  планом продаж, при полном использовании  производственного оборудования, площадей и с учетом прогрессивной технологии, передовой организации труда  и производства.

 

Расчет производственной мощности предприятия является важнейшим  этапом обоснования производственной программы. На основе расчетов производственной мощности выявляются внутрипроизводственные резервы роста производства, устанавливаются  объемы выпуска продукции и определяется потребность в увеличении производственных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции и расширения действующих  и строительства новых мощностей.

 

Планирование производственной мощности основано на учете факторов, от которых зависит ее величина. При расчете мощности принимаются  во внимание следующие факторы:

 

1) структура и величина  основных производственных фондов;

 

2) качественный состав  оборудования, уровень физического  и морального износа;

 

3) передовые технические  нормы производительности оборудования, использования площадей, трудоемкости  изделий, выхода продукции из  сырья;

 

4) прогрессивность применяемых  технологических процессов;

 

5) степень специализации;

 

6) режим работы предприятия;

 

7) уровень организации  производства и труда;

 

8) фонд времени работы  оборудования;

 

9) качество сырья и ритмичность  поставок.

 

Производственная мощность – величина непостоянная. Выбытие  мощности происходит по следующим причинам: износ и выбытие оборудования, увеличение трудоемкости изготовления изделий, изменение номенклатуры и  ассортимента выпускаемой продукции, уменьшение фонда времени работы, окончание срока лизинга оборудования. Эти же факторы действуют и  в обратном направлении.

Информация о работе Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии