Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:43, курс лекций
Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, – это бизнесмен (от англ. businessman), т. е. делец, коммерсант, предприниматель. В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг). Также понятие «бизнес» может рассматриваться как синоним понятия «предпринимательство».
12) стадии, методы и стандарты контроля качества;
13) система охраны окружающей среды и утилизации отходов;
14) издержки производства. Динамика их изменения;
15) наличие производственных
площадей для расширения
16) характеристика незавершенного строительства;
17) новые технологии, планируемые
к использованию в
18) организация в фирме
научно-исследовательских и
19) время, необходимое для перехода на выпуск товаров нового вида;
20) особенности подготовки производства, этапность и затраты на ее проведение;
21) характеристика научно-
22) степень износа оборудования;
23) политика и мероприятия
в области изменения
7. Составление организационного плана
Важным моментом, с которого необходимо начинать данный раздел бизнес-плана и который необходимо подробно осветить, является организационная структура предприятия.
Организационная структура
документально фиксируется в
графических схемах, штатных расписаниях
персонала, положениях о подразделениях
аппарата управления фирмы, должностных
инструкциях отдельных
Основными характеристиками
организационной структуры
При описании организационной структуры необходимо четко показать, какова структура управления фирмой, кто и чем будет заниматься, как все службы будут взаимодействовать между собой и как намечается координировать и контролировать их деятельность.
При этом необходимо подчеркнуть
достоинства организационной
1) соответствие объема
выполняемых управленческих
2) сосредоточение на каждой ступени управления (звене) объективно необходимых функций и прав для их реализации;
3) отсутствие параллелизма и дублирования функций;
4) оптимальное сочетание
централизации и
5) соблюдение норм управляемости,
6) степень надежности, оперативности, гибкости, адаптивности, экономичности и эффективности производства и управления;
7) эффективность предлагаемой организационной структуры.
Обобщающим показателем оценки эффективности организационной структуры является интегрированный показатель эффективности организационной структуры (Кэфу):
Кэфу = 1– (Зуп ? Куп)/(f0 ? fв),
где Зуп – затраты на управление, приходящиеся на одного работника аппарата управления;
Куп – удельный вес численности управленческих работников в общей численности;
f0 – фондоотдача (объем
произведенной (реализованной)
fв – фондовооруженность
(стоимость основных и
В малом бизнесе организационную структуру необходимо формировать под определенную команду. Следует помнить, что работа персонала будет успешной лишь в том случае, если интересы производства будут согласованы со способностями и интересами работников.
Существенным фактором при продвижении и реализации бизнес-плана является управленческий коллектив. Потенциальные инвесторы и партнеры придают огромное значение управленческой команде, ведь успех или неудачи вашего проекта во многом зависят от наличия опыта и зрелости управленческого персонала.
В бизнес-плане также отмечается размер заработной платы и дополнительных вознаграждений ключевого управленческого персонала. Для руководителя предприятия указывается его доля в уставном капитале.
Приводится информация о
соотношении между числом административно-
Приводятся данные об использовании профессиональных советников, например по правовым вопросам, банковским операциям, рекламе, страхованию, аудиторству, включая услуги специализированных организаций.
В бизнес-плане указываются
данные о необходимой численности
и структуре кадров исходя из потребностей
производства. Представляется расчет
численности персонала, необходимого
для качественного и
Как известно, все работники
предприятия подразделяются на промышленно-производственный
персонал (ППП) – лиц, непосредственно
занятых в производстве или его
обслуживании, и непромышленный персонал
– лиц, не имеющих отношения к
выпуску продукции (производству). В
расчетах численности и
чППП = Рабочие + ИТР + Служащие + МОП + Ученики + Охрана,
где Рабочие – лица, непосредственно воздействующие на предмет труда, подразделяются на основных и вспомогательных;
ИТР – инженерно-технические работники, занимающиеся организационным, экономическим и техническим управлением предприятия;
Служащие – работники, выполняющие учетные, счетные или аналитические работы, занимающиеся делопроизводством;
МОП – младший обслуживающий персонал;
Ученики – лица, проходящие обучение прямо на предприятии и находящиеся в его штате;
Охрана – все виды охраны.
По действующему на сегодняшний день ГОСТу:
чППП = Рабочие + Руководители + Специалисты + Служащие.
Под структурой ППП понимают процентный состав определенной категории работников в их общей численности.
di = (чi /чППП) ?100%,
где чi – численность i-ой группы работников.
При определении численности работников рассчитывают их явочное и списочное количество.
Явочное количество работников
– это необходимое для
Списочное количество работников
– это количество работников, принятых
на предприятие и входящих в кадровый
список (с учетом лиц, находящихся
в командировках, отпусках, выполняющих
государственные или
Количество рабочих
Численность рабочих может определяться тремя методами:
1) по нормам времени:
где ti — трудоемкость изготовления i-го изделия в нормочасах;
Ni — количество i-х изделий по плану;
Тэфр— эффективный фонд времени одного рабочего;
Квн — коэффициент выполнения норм;
2) по штатным рабочим местам:
где Тэфоб— эффективный фонд времени оборудования;
Ri — численность рабочих мест по обслуживанию i-го вида оборудования;
3) по нормам обслуживания:
чр = (Qрабочих мест / Н0) ? S,
где Но — норма обслуживания (количество агрегатов, которое может обслужить один человек);
S — количество смен.
Численность НТР рассчитывается на основе плановой численности рабочих и принятых норм управляемости. Численность специалистов и служащих определяется на основе штатного расписания. Численность МОП определяется на основе норм обслуживания. Численность учеников определяется в соответствии с планом подготовки кадров. Численность охраны определяется в зависимости от охраняемой территории, количества постов, сменности работы, криминальной обстановки. Общая численность ППП определяется как сумма численности всех категорий работников.
При планировании потребности в персонале учитываются:
1) перспективы развития
рынка труда, возможный
2) стоимость подготовки
персонала, появление новых
3) необходимость переподготовки персонала.
Указывается, какие меры намечено принять по укомплектованию кадров необходимой квалификации. Здесь же приводятся данные о системе и формах оплаты труда, дополнительных выплатах, используемых мерах поощрения, способах мотивации трудовой деятельности, режиме труда в фирме и сменяемости рабочей силы.
Отдельно описывается кадровая политика фирмы. Оценивается проектируемая система отбора кадров при приеме на работу: экзамены, собеседования, тесты, оценка рекомендаций и отзывов, установление испытательного срока с подведением итогов его прохождения и методы специальной подготовки персонала предприятия до требуемого уровня; указываются затраты на обучение работников в различные моменты осуществления проекта. Осуществляется выбор метода и периодичности оценки качества работы сотрудников, система продвижения работников по службе.
Для вновь создаваемых
предприятий, а также при осуществлении
масштабных предпринимательских проектов
и мероприятий на действующем
предприятии приводится календарный
план (деловое расписание). В нем
указывается время и
Наличие же в данном разделе плана социального развития коллектива будет, помимо всего прочего, ярким подтверждением эффективности и перспективности деятельности вашей фирмы (при условии, что ваши планы в этом отношении не пустой звук, что необходимо подтвердить фактами предшествующих периодов).
План социального развития
коллектива предприятия представляет
собой научно обоснованную и материально
обеспеченную систему мероприятий,
направленных на всестороннее и гармоничное
развитие всех членов коллектива на основе
прогрессивных изменений
В план социального развития предприятия включаются следующие основные разделы.
1. Совершенствование социальной
структуры трудового
Планирование изменений
социальной структуры основано прежде
всего на планировании труда и
персонала как базового социального
процесса. Предпосылкой изменений в
содержании и характере труда
выступает научно-технический
2. Улучшение условий труда
и охраны здоровья работников
предприятия. В этом разделе
особое внимание уделяется
3. Совершенствование оплаты
труда, улучшение жилищных и
культурно-бытовых условий
4. Воспитание личности, повышение
трудовой и общественной
Главной задачей данного
раздела плана является определение
перспектив совершенствования
В данном разделе бизнес-плана также можно привести информацию о правовых аспектах деятельности: сведения о регистрации, учредительных документах, форме собственности, законодательных ограничениях, особенностях налогообложения, патентной защиты и т. д. Указываются правительственные или местные нормативные акты, касающиеся деятельности предприятия, включая пропускной режим в запретных зонах, требования регистрации в органах власти и т. д.
Информация о работе Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии