Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:43, курс лекций

Краткое описание

Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, – это бизнесмен (от англ. businessman), т. е. делец, коммерсант, предприниматель. В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг). Также понятие «бизнес» может рассматриваться как синоним понятия «предпринимательство».

Файлы: 1 файл

бизнес планирование лекции.docx

— 198.45 Кб (Скачать)

 

Основные моменты раздела:

 

1) организационная схема  управления фирмой, ее структура;

 

2) состав дочерних фирм  и филиалов, их организационные  взаимосвязи с головной фирмой;

 

3) состав подразделений  и их функции;

 

4) положения о структурных  подразделениях;

 

5) организация координирования  и взаимодействия служб и подразделений  фирмы;

 

6) соответствие организационной  структуры целям и стратегии  фирмы;

 

7) потребность в кадрах  по профессиям;

 

8) квалификационные требования;

 

9) форма привлечения к  труду (постоянная работа, совместительство, надомная работа и т. д.);

 

10) заработная плата по  профессиям;

 

11) фактическое предложение  рынком квалифицированной и неквалифицированной  рабочей силы в местонахождении  фирмы;

 

12) виды специальной подготовки  и особые условия, требующиеся  для работников фирмы;

 

13) соотношение между количеством  основных и вспомогательных рабочих  в фирме;

 

14) дополнительные материальные  льготы для сотрудников фирмы  (страхование за счет фирмы,  доплата за использование личного  автотранспорта в служебных целях,  дотации на питание и т. д.) в сравнении с другими фирмами  в том же географическом районе  и в той же отрасли промышленности;

 

15) режим труда в фирме  и сменяемость рабочей силы;

 

16) система стимулирования  основных и вспомогательных рабочих  (за высокопроизводительный труд, деятельность по повышению качества  работы и др.);

 

17) степень текучести кадров;

 

18) степень дисциплинированности  кадров;

 

19) соотношение между количеством  АУП и рабочих;

 

20) общие сведения об  исполнительных работниках и  руководящем персонале (возраст,  образование, срок работы на  данной фирме, предыдущие три  должности и места работы, срок  работы в каждой должности,  владение акциями фирмы, функциональные  обязанности, права и полномочия, опыт работы, достоинства и слабые  места, рекомендации по самосовершенствованию  и повышению квалификации и  др.);

 

21) система персональной  ответственности за выполнение  работ, непосредственно влияющих  на экономическое положение фирмы;

 

22) система стимулирования  труда управленческих работников;

 

23) наличие потерь ведущих  специалистов, причины;

 

24) принципы отбора сотрудников;

 

25) принципы найма (контрактная  система, пожизненный найм, испытательный  срок и т. д.);

 

26) создание системы планирования  профессиональной подготовки, повышения  квалификации и переподготовки  кадров;

 

27) выбор метода и периодичности  оценки качества работы сотрудников;

 

28) система продвижения  работников по службе;

 

29) планирование социального  развития.

 

8. Составление финансового  плана

 

Этот раздел необходимо посвятить  планированию финансового обеспечения  деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся  денежных средств.

 

В целом раздел должен содержать  следующие направления:

 

1) финансовую отчетность  предприятия;

 

2) анализ финансово-экономического  состояния предприятия;

 

3) подготовку плановых  документов;

 

4) прогноз запаса финансовой  прочности проекта.

 

В первую очередь в данном разделе необходимо проанализировать комплекс документов, характеризующих  финансово-хозяйственную деятельность рассматриваемой фирмы. В сам  раздел «Финансовый план» или в Приложение к бизнес-плану могут быть включены финансовые документы последнего отчетного периода. Формы финансовой отчетности желательно привести к требованиям международных стандартов.

 

В настоящее время в  России активно проводится работа по сближению используемых форм бухгалтерской, статистической и банковской отчетности с формами, применяемыми в международной  практике, поэтому в бизнес-плане  целесообразно использование форм, рекомендуемых Международным комитетом  по стандартам бухгалтерского учета. В  этой связи данные бухгалтерской  отчетности следует привести к виду, обеспечивающему возможность их использования в процессе финансового  анализа на основе методик, соответствующих  международным стандартам.

 

Планово-отчетную документацию целесообразно разрабатывать и  представлять в виде системы:

 

1) оперативный план (отчет);

 

2) план (отчет) доходов  и расходов;

 

3) план (отчет) движения  денежных средств;

 

4) балансовый отчет (план).

 

Оперативный план (отчет) отражает за каждый период результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому  товару и рынку. Основные показатели оперативного плана (отчета): рыночный потенциал фирмы в единицах данного  товара, цена товара, объем продаж, доля фирмы в отраслевом рынке по данному  товару, количество товаров в единицах, произведенных фирмой, запасы данного  товара на складах на конец отчетного  периода.

 

Эта совокупность показателей  призвана давать представление руководству  фирмы о той доле рынка, которая  завоевана фирмой по каждому товару и которую предполагается завоевать  в будущем периоде. Этот документ должен разрабатываться службой  маркетинга.

 

План (отчет) доходов и  расходов по производству товаров показывает, получит ли фирма прибыль от продажи  каждого из товаров. В него обычно включают следующие показатели: выручку  от продаж данного товара, производственные издержки на него, общепроизводственные издержки по статьям, налоги и отчисления, чистую прибыль, прибыль, остающуюся в распоряжении фирмы.

 

По данным этого плана (отчета) можно установить, приносит ли фирме прибыль данный товар, можно  сравнить различные товары по прибыльности, с тем чтобы принять решение  о целесообразности их дальнейшего  производства. Этот документ разрабатывается  экономической службой фирмы  по каждому из товаров.

 

План (отчет) движения денежных средств показывает процесс поступлений  и расходования денег в процессе деятельности фирмы. Основные показатели: выручка от продажи товаров, денежные издержки на производство и реализацию товаров, налоги, отчисления, дивиденды, инвестиции, закупки, процентные издержки, погашение кредитов, суммарные затраты  денежных средств, добавление к активной части баланса. Является непосредственным результатом планирования. Разрабатывается  финансовой службой фирмы.

 

Балансовый отчет подводит итоги экономической и финансовой деятельности фирмы за отчетный период. В нем содержится полный перечень активов и пассивов фирмы. Этот документ показывает чистую стоимость и ликвидность  фирмы. Кредиторы, как правило, запрашивают  балансовый отчет. Последний также  необходим при подаче налоговой  декларации. Он обычно разрабатывается  бухгалтерией.

 

В указанных планово-отчетных документах отражаются планируемые  и фактические величины показателей  за отчетный период. Продолжительность  планово-отчетных периодов в зависимости  от конкретных условий может изменяться в пределах: месяц, квартал, полгода, год.

 

Далее необходимо представить  анализ финансово-экономического состояния  предприятия. Данный анализ, основываясь  на использовании отчетных данных, сталкивается с необходимостью корректировки  стоимостных показателей с учетом уровня инфляции.

 

В мировой практике инфляционно-корректирующая переоценка анализируемых объектов производится либо по колебанию курсов валют, либо по колебаниям уровней цен.

 

Переоценка активов, выраженных в национальной денежной единице  по курсу более стабильной валюты, – весьма простой способ (это  главное достоинство). Однако этот метод  дает неточные результаты в силу того, что курсовые соотношения рубля  и доллара не совпадают с их реальной покупательной способностью. Из-за этого более точной является переоценка вторым методом, который  может быть:

 

1) методом учета изменения  общего уровня;

 

2) методом пересчета статей  актива баланса в текущие цены.

 

Метод учета изменения  общего уровня заключается в том, что различные статьи финансовых объектов рассчитываются в денежных единицах финансовой покупательной  способности (без учета структуры  активов, оценивается все имущество).

 

По результатам корректировки  выводится показатель прибыли, представляющий собой максимальную величину ресурсов, которая может быть направлена предприятием на потребление в течение следующего периода без ущерба для процесса воспроизводства.

 

Универсальная формула пересчета  статей баланса в денежные единицы  одинаковой покупательной силы:

 

РВ = НВ/(I1 –I0),

 

где РВ – реальная величина данной статьи;

 

НВ – номинальная статья;

 

I1 – индекс инфляции  на момент или за период  анализа;

 

I0 – индекс инфляции  в базовом периоде или на  начальную дату отслеживания  величины статьи в балансе.

 

 

Метод пересчета статей целесообразно  применять, когда цены на разные группы товарно-материальных ценностей растут неодинаково. Этот метод позволяет  отразить разную степень изменений  стоимости производственных запасов, основных средств, амортизации, произошедших в результате инфляции. Суть метода – переоценка всех статей исходя из их текущей стоимости. В качестве текущей стоимости используется стоимость воспроизводства, цена возможной реализации (ликвидационная) или экономическая стоимость.

 

Ликвидация выражает потенциальную  чистую текущую цену продажи активов  за вычетом затрат на их доработку  и реализацию.

 

Инфляционной корректировке  должны подвергаться лишь так называемые неденежные статьи: основные средства (в том числе нематериальные активы), производственные запасы, незавершенное  производство, готовая продукция, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, обязательства, которые должны быть погашены поставкой  определенных товаров и (или) оказанием  услуг, и т. д. Напротив, «денежные» статьи (денежные средства, дебиторская и  кредиторская задолженность, кредиты, займы, депозиты, финансовые вложения и т. д.) независимо от изменения общего уровня цен инфляционной корректировке  не подлежат. Обусловлено это тем, что на каждый данный момент они  уже выражены в денежных единицах текущей покупательной силы. В  переоцененную отчетность «денежные» статьи включаются по номиналу или  по себестоимости, а «неденежные» –  в условной оценке, полученной в  результате пересчета первоначальных стоимостей.

 

Баланс по активу и пассиву  достигается регулированием статьи «Нераспределенная прибыль».

 

На основе технико-экономических  и финансовых показателей деятельности предприятия за последние 3 года выполняется  анализ финансово-экономического состояния  предприятия.

 

Основной целью финансового  анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и  точную картину финансового состояния  предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов  и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика  и управляющего (менеджера) может  интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и  его проекция на ближайшую или  более отдаленную перспективу, т. е. ожидаемые параметры финансового  состояния. Результаты анализа позволяют  заинтересованным лицам и организациям принять управленческие решения  на основе оценки текущего финансового  положения и деятельности предприятия  за предшествующие годы.

 

При оценке финансово-экономического состояния предприятия в бизнес-плане  рекомендуется выполнить анализ основных технико-экономических показателей  деятельности предприятия и его  финансового состояния.

 

Анализ необходимо проводить  на основе данных финансовой отчетности предприятия с использованием совокупности технико-экономических и финансовых показателей за 3 последних года.

 

Анализ финансового состояния  предприятия включает в себя следующие  основные разделы:

 

1) структуру активов и  пассивов;

 

2) анализ имущественного  положения;

 

3) финансовую устойчивость;

 

4) анализ оборачиваемости  средств предприятия;

 

5) рентабельность капитала  и продаж;

 

6) эффект финансового рычага;

 

7) эффект производственного  рычага;

 

8) определение формы экономического  роста предприятия.

 

По всем указанным разделам проводится горизонтальный анализ финансовых и экономических показателей, т. е. сравниваются показатели за ряд анализируемых  кварталов, лет, отслеживается динамика показателей во времени. В каждом разделе вычисляются темпы роста  показателей и финансовых коэффициентов  за последний период.

 

Важнейшим источником информации для хозяйственных организаций  должен служить их баланс с объяснительной запиской к нему. Анализ баланса  позволяет определить, какими средствами располагает предприятие и какой  по величине кредит эти средства обеспечивают. Однако для обоснованного и всестороннего  анализа балансовых сведений недостаточно. Это вытекает из состава показателей. Анализ баланса дает лишь общее суждение о кредитоспособности, в то время  как для выводов о степени  кредитоспособности необходимо рассчитать и качественные показатели, оценивающие перспективы развития предприятий, их жизнеспособность. Поэтому в качестве источника сведений, необходимых для расчета показателей кредитоспособности, следует использовать данные оперативного учета, сведения статистических органов, данные анкеты клиентов, информацию поставщиков, результаты обработки данных обследования по специальным программам, сведения специализированных фирм по оценке.

 

При работе с активом баланса  необходимо обратить внимание на следующее: в случае оформления залога основных средств (здания, оборудование и др.), производственных запасов, готовой  продукции, товаров, прочих запасов  и затрат право собственности  залогодателя на указанные ценности должно подтверждаться включением их стоимости в состав соответствующих  балансовых статей.

 

Остаток средств на расчетном  счете должен соответствовать данным банковской выписки на отчетную дату.

Информация о работе Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии