Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:43, курс лекций
Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, – это бизнесмен (от англ. businessman), т. е. делец, коммерсант, предприниматель. В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг). Также понятие «бизнес» может рассматриваться как синоним понятия «предпринимательство».
Основные моменты раздела:
1) организационная схема управления фирмой, ее структура;
2) состав дочерних фирм и филиалов, их организационные взаимосвязи с головной фирмой;
3) состав подразделений и их функции;
4) положения о структурных подразделениях;
5) организация координирования
и взаимодействия служб и
6) соответствие организационной структуры целям и стратегии фирмы;
7) потребность в кадрах по профессиям;
8) квалификационные требования;
9) форма привлечения к труду (постоянная работа, совместительство, надомная работа и т. д.);
10) заработная плата по профессиям;
11) фактическое предложение
рынком квалифицированной и
12) виды специальной подготовки и особые условия, требующиеся для работников фирмы;
13) соотношение между количеством
основных и вспомогательных
14) дополнительные материальные
льготы для сотрудников фирмы
(страхование за счет фирмы,
доплата за использование
15) режим труда в фирме и сменяемость рабочей силы;
16) система стимулирования
основных и вспомогательных
17) степень текучести кадров;
18) степень дисциплинированности кадров;
19) соотношение между количеством АУП и рабочих;
20) общие сведения об
исполнительных работниках и
руководящем персонале (
21) система персональной
ответственности за выполнение
работ, непосредственно
22) система стимулирования
труда управленческих
23) наличие потерь ведущих специалистов, причины;
24) принципы отбора сотрудников;
25) принципы найма (контрактная система, пожизненный найм, испытательный срок и т. д.);
26) создание системы планирования профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
27) выбор метода и периодичности
оценки качества работы
28) система продвижения работников по службе;
29) планирование социального развития.
8. Составление финансового плана
Этот раздел необходимо посвятить планированию финансового обеспечения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств.
В целом раздел должен содержать следующие направления:
1) финансовую отчетность предприятия;
2) анализ финансово-
3) подготовку плановых документов;
4) прогноз запаса финансовой прочности проекта.
В первую очередь в данном
разделе необходимо проанализировать
комплекс документов, характеризующих
финансово-хозяйственную
В настоящее время в
России активно проводится работа по
сближению используемых форм бухгалтерской,
статистической и банковской отчетности
с формами, применяемыми в международной
практике, поэтому в бизнес-плане
целесообразно использование
Планово-отчетную документацию целесообразно разрабатывать и представлять в виде системы:
1) оперативный план (отчет);
2) план (отчет) доходов и расходов;
3) план (отчет) движения денежных средств;
4) балансовый отчет (план).
Оперативный план (отчет) отражает за каждый период результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку. Основные показатели оперативного плана (отчета): рыночный потенциал фирмы в единицах данного товара, цена товара, объем продаж, доля фирмы в отраслевом рынке по данному товару, количество товаров в единицах, произведенных фирмой, запасы данного товара на складах на конец отчетного периода.
Эта совокупность показателей призвана давать представление руководству фирмы о той доле рынка, которая завоевана фирмой по каждому товару и которую предполагается завоевать в будущем периоде. Этот документ должен разрабатываться службой маркетинга.
План (отчет) доходов и расходов по производству товаров показывает, получит ли фирма прибыль от продажи каждого из товаров. В него обычно включают следующие показатели: выручку от продаж данного товара, производственные издержки на него, общепроизводственные издержки по статьям, налоги и отчисления, чистую прибыль, прибыль, остающуюся в распоряжении фирмы.
По данным этого плана (отчета) можно установить, приносит ли фирме прибыль данный товар, можно сравнить различные товары по прибыльности, с тем чтобы принять решение о целесообразности их дальнейшего производства. Этот документ разрабатывается экономической службой фирмы по каждому из товаров.
План (отчет) движения денежных средств показывает процесс поступлений и расходования денег в процессе деятельности фирмы. Основные показатели: выручка от продажи товаров, денежные издержки на производство и реализацию товаров, налоги, отчисления, дивиденды, инвестиции, закупки, процентные издержки, погашение кредитов, суммарные затраты денежных средств, добавление к активной части баланса. Является непосредственным результатом планирования. Разрабатывается финансовой службой фирмы.
Балансовый отчет подводит
итоги экономической и
В указанных планово-отчетных документах отражаются планируемые и фактические величины показателей за отчетный период. Продолжительность планово-отчетных периодов в зависимости от конкретных условий может изменяться в пределах: месяц, квартал, полгода, год.
Далее необходимо представить
анализ финансово-экономического состояния
предприятия. Данный анализ, основываясь
на использовании отчетных данных,
сталкивается с необходимостью корректировки
стоимостных показателей с
В мировой практике инфляционно-корректирующая переоценка анализируемых объектов производится либо по колебанию курсов валют, либо по колебаниям уровней цен.
Переоценка активов, выраженных в национальной денежной единице по курсу более стабильной валюты, – весьма простой способ (это главное достоинство). Однако этот метод дает неточные результаты в силу того, что курсовые соотношения рубля и доллара не совпадают с их реальной покупательной способностью. Из-за этого более точной является переоценка вторым методом, который может быть:
1) методом учета изменения общего уровня;
2) методом пересчета статей актива баланса в текущие цены.
Метод учета изменения общего уровня заключается в том, что различные статьи финансовых объектов рассчитываются в денежных единицах финансовой покупательной способности (без учета структуры активов, оценивается все имущество).
По результатам корректировки
выводится показатель прибыли, представляющий
собой максимальную величину ресурсов,
которая может быть направлена предприятием
на потребление в течение
Универсальная формула пересчета статей баланса в денежные единицы одинаковой покупательной силы:
РВ = НВ/(I1 –I0),
где РВ – реальная величина данной статьи;
НВ – номинальная статья;
I1 – индекс инфляции на момент или за период анализа;
I0 – индекс инфляции в базовом периоде или на начальную дату отслеживания величины статьи в балансе.
Метод пересчета статей целесообразно применять, когда цены на разные группы товарно-материальных ценностей растут неодинаково. Этот метод позволяет отразить разную степень изменений стоимости производственных запасов, основных средств, амортизации, произошедших в результате инфляции. Суть метода – переоценка всех статей исходя из их текущей стоимости. В качестве текущей стоимости используется стоимость воспроизводства, цена возможной реализации (ликвидационная) или экономическая стоимость.
Ликвидация выражает потенциальную чистую текущую цену продажи активов за вычетом затрат на их доработку и реализацию.
Инфляционной корректировке должны подвергаться лишь так называемые неденежные статьи: основные средства (в том числе нематериальные активы), производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, обязательства, которые должны быть погашены поставкой определенных товаров и (или) оказанием услуг, и т. д. Напротив, «денежные» статьи (денежные средства, дебиторская и кредиторская задолженность, кредиты, займы, депозиты, финансовые вложения и т. д.) независимо от изменения общего уровня цен инфляционной корректировке не подлежат. Обусловлено это тем, что на каждый данный момент они уже выражены в денежных единицах текущей покупательной силы. В переоцененную отчетность «денежные» статьи включаются по номиналу или по себестоимости, а «неденежные» – в условной оценке, полученной в результате пересчета первоначальных стоимостей.
Баланс по активу и пассиву достигается регулированием статьи «Нераспределенная прибыль».
На основе технико-экономических и финансовых показателей деятельности предприятия за последние 3 года выполняется анализ финансово-экономического состояния предприятия.
Основной целью финансового
анализа является получение небольшого
числа ключевых (наиболее информативных)
параметров, дающих объективную и
точную картину финансового состояния
предприятия, его прибылей и убытков,
изменений в структуре активов
и пассивов, в расчетах с дебиторами
и кредиторами. При этом аналитика
и управляющего (менеджера) может
интересовать как текущее финансовое
состояние предприятия, так и
его проекция на ближайшую или
более отдаленную перспективу, т. е.
ожидаемые параметры
При оценке финансово-экономического
состояния предприятия в
Анализ необходимо проводить
на основе данных финансовой отчетности
предприятия с использованием совокупности
технико-экономических и
Анализ финансового состояния предприятия включает в себя следующие основные разделы:
1) структуру активов и пассивов;
2) анализ имущественного положения;
3) финансовую устойчивость;
4) анализ оборачиваемости средств предприятия;
5) рентабельность капитала и продаж;
6) эффект финансового рычага;
7) эффект производственного рычага;
8) определение формы
По всем указанным разделам
проводится горизонтальный анализ финансовых
и экономических показателей, т.
е. сравниваются показатели за ряд анализируемых
кварталов, лет, отслеживается динамика
показателей во времени. В каждом
разделе вычисляются темпы
Важнейшим источником информации
для хозяйственных организаций
должен служить их баланс с объяснительной
запиской к нему. Анализ баланса
позволяет определить, какими средствами
располагает предприятие и
При работе с активом баланса необходимо обратить внимание на следующее: в случае оформления залога основных средств (здания, оборудование и др.), производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов и затрат право собственности залогодателя на указанные ценности должно подтверждаться включением их стоимости в состав соответствующих балансовых статей.
Остаток средств на расчетном счете должен соответствовать данным банковской выписки на отчетную дату.
Информация о работе Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии