Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:43, курс лекций

Краткое описание

Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, – это бизнесмен (от англ. businessman), т. е. делец, коммерсант, предприниматель. В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг). Также понятие «бизнес» может рассматриваться как синоним понятия «предпринимательство».

Файлы: 1 файл

бизнес планирование лекции.docx

— 198.45 Кб (Скачать)

 

«Project Expert» производит расчет финансовых показателей эффективности  инвестиций, соответствующих международным  стандартам. В версии «Business plan guide»  рассчитываются и показатели финансового  состояния (рентабельность, ликвидность, платежеспособность).

 

Пакет обеспечивает представление  результатов финансового анализа  в виде таблиц, диаграмм и графиков, которые могут быть выведены на печать. Пользователь может произвести интегральную оценку проекта по многим критериям. Оценивая программную реализацию, отметим, что пакет выполнен с использованием современного многооконного интерфейса. Расширенная система подсказок, удобное представление информации на экране, возможность общения с  информацией и удобство вывода на печать позволяют утверждать, что  пакет удовлетворяет требованиям, предъявляемым к программным  продуктам такого класса. Вместе с  тем возможны улучшения в сервисном  обслуживании потребителя и графической  реализации финансовых переменных.

 

Данная система позволяет  автоматически провести анализ чувствительности инвестиционного проекта посредством  варьирования различных параметров (объема продаж, цены реализации продукции (работ, услуг), прямых производственных затрат, постоянных затрат, ставки дисконтирования).

 

Для более качественной подготовки бизнес-плана проекта в дополнение к основному пакету пользователь может приобрести разработанный  фирмой «Про-Инвест Консалтинг» пакет, содержащий модули «Project Risk» и «Project Questionnaire».

 

Являясь самостоятельными программными продуктами, модули дополняют «Project Expert for Windows» до системы, обеспечивающей полную организационно-технологическую  поддержку инвестиционного процесса.

 

В модуле «Project Risk» предусмотрены  средства, которые позволяют экспертам  в диалоговом режиме проанализировать риск проекта, выделить факторы наибольшего  риска и прокомментировать причины  их возникновения. При помощи специальных  средств модуля создается необходимый  перечень факторов риска, учитывающий  специфические условия реализации проекта.

 

«Project Risk» содержит три  раздела, охватывающие все периоды  реализации проекта: подготовительный период, период производства, период сбыта. При проведении анализа эксперт  определяет уровень риска по всем факторам опросного листа. Программа  позволяет выводить результаты анализа  и опросные листы на принтер или  формировать файл для печати в MS Winword.

 

«Project Questionnaire» позволяет  произвести качественную экспертизу инвестиционного  проекта, рассчитать интегральный показатель уровня по эффективности.

 

Фирма «Про-Инвест Консалтинг»  развивает систему «Project Expert»  в двух направлениях: для малого и среднего бизнеса (доступно любому предприятию), а также в виде специальной  версии индивидуальной поставки для  крупных корпораций.

 

Главной задачей второго  варианта системы, реализуемого на базе версии 5.0 «Project Expert» (система планирования и управления проектами), является моделирование  и оценка действий многопрофильного с широким ассортиментом выпускаемой  продукции предприятия, действующего на нескольких рынках. При определенных условиях эта система может использоваться и региональными органами власти для решения многофункциональных  задач социально-экономического развития региона, города.

 

«Project Expert» занимает промежуточное  положение на рынке между программами, осуществляющими управление проектами («Microsoft Project», «Time line» и др.), и мощными  комплексами по корпоративному планированию и управлению (SAP, BAAN и др.). Последние, как правило, устанавливаются на рабочих станциях и стоят десятки тысяч долларов. Некоторые из них (SAP) уже проникли на российский рынок и довольно активно на нем распространяются.

 

В практике бизнес-планирования могут быть также широко использованы ресурсы и средства Интернета  на всех стадиях подготовки бизнес-плана, таких как:

 

1) формирование бизнес-идеи;

 

2) исследование товарных  рынков;

 

3) исследование фирменной  структуры рынка;

 

4) изучение потребителей;

 

5) формирование товарной  политики, разработка концепции  новых товаров;

 

6) сервисное обслуживание;

 

7) формирование гибкой  стратегии ценообразования;

 

8) реализация товаров через  Интернет;

 

9) применение платежных  систем Интернета;

 

10) реклама;

 

11) связи с общественностью;

 

12) совершенствование систем  внутренних и внешних коммуникаций;

 

13) реклама бизнес-плана;

 

14) презентация бизнес-плана;

 

15) проведение переговоров  с партнерами и инвесторами.

 

В последнее время в  связи с высокими потребностями  рынка и постоянным обновлением  технического и программного компьютерного  обеспечения появляются более совершенные  версии существующих программных продуктов  и принципиально новые продукты.

 

Лекция № 5. Частные рекомендации к методике составления отдельных  разделов бизнес-плана

 

1. Рекомендации по составлению  резюме бизнес-плана

 

В резюме бизнес-плана определяются в приоритетном порядке все направления  деятельности фирмы, целевые рынки  по каждому направлению и место  фирмы на этих рынках. По каждому  направлению устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии  их достижения, включающие перечень необходимых  мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица.

 

В этом же разделе помещается информация, дающая представление о  фирме, а также все необходимые  данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.

 

Начинается данный раздел с формулирования миссии фирмы, или  ее основной стратегической ориентации. Миссия – это генеральная цель фирмы, отражающая основные аспекты  ее деятельности и определяющая то, чему фирма хочет себя посвятить. Миссия, по сути, дела является визитной карточкой фирмы, показывая ее место  и роль в экономике региона  и страны.

 

Из миссии вытекают направленность и области деятельности фирмы.

 

Границами областей деятельности могут быть производимые товары, существующие рынки или сегменты рынков, технологические  возможности фирмы. При разработке программы деятельности фирмы необходимо стремиться к тому, чтобы она не получилась слишком узкой, однако нельзя делать ее и слишком широкой. Границы программы должны в максимальной степени соответствовать возможностям фирмы.

 

Миссия, сформулированная в  виде общих качественных положений, в дальнейшем конкретизируется в  виде набора общефирменных целей. При  этом рекомендуется использовать не только традиционные количественные показатели (такие как доля рынков фирмы по странам, товарам и сегментам, объемы продаж товаров и услуг на рынках в натуральном и денежном выражении, размер прибыли фирмы, производственные издержки по изготовлению и сбыту  продукции и т. д.), но и качественные показатели, характеризующие освоение новых рынков; разработку и сбыт новой продукции, охрану окружающей среды в странах, где действует  фирма, обеспечение занятости населения  в странах, где фирма ведет  торговлю или открывает филиалы  и др.

 

При определении целей  можно использовать систему правил, известную под названием «SMART», в соответствии с которой выдвигаемые  цели должны быть конкретными, поддающимися оценке (измерению), актуальными, реалистичными, отслеживаемыми (контролируемыми).

 

Общефирменные цели, в свою очередь, делятся на подцели, которые  определяют конкретные направления  увеличения прибыли фирмы, рост сбыта, снижение издержек и повышение продажной  цены, связанной с разработкой  новой, более конкурентоспособной  продукции.

 

Чем четче выдвигает фирма  свои цели в рамках количества, места  и времени, тем конкретнее может  быть разработана стратегия их достижения.

 

Далее необходимо рассмотреть  условия работы фирмы, а именно:

 

1) циклы деловой активности  фирмы;

 

2) возможные изменения  конъюнктуры рынка;

 

3) наличие квалифицированной  рабочей силы;

 

4) источники материальных  и финансовых ресурсов;

 

5) взаимодействие с государственными  и общественными организациями,  банками и другими предприятиями;

 

6) основные конкуренты  фирмы.

 

После описания перспектив, стоящих перед фирмой, необходимо охарактеризовать ее текущую коммерческую деятельность, а также сообщить фамилии, имена, отчества и телефоны высшего  управленческого звена (генерального директора, главного инженера, главного бухгалтера, главных специалистов).

 

Также предпринимателю необходимо дать подробную информацию, охватывающую все аспекты бизнеса организации (технологию, рынок, кадры, финансы, организацию  и т. п.). Таким образом, главным  условием составления хорошего резюме является использование в нем  наиболее выигрышных данных, заимствованных из остальных разделов бизнес-плана. Именно поэтому указанный раздел разрабатывается в самом конце  составления бизнес-плана.

 

Систематизируя вышеизложенное, рекомендуем в целях составления  качественного резюме бизнес-плана  освещать в данном разделе следующие  моменты:

 

1) полное и сокращенное  наименование фирмы;

 

2) дату регистрации, номер  регистрационного свидетельства,  наименование органа, зарегистрировавшего  фирму;

 

3) почтовый и юридический  адреса фирмы;

 

4) подчиненность фирмы  (вышестоящий орган);

 

5) миссию фирмы;

 

6) экономический сектор  отрасли (наука, распределение,  услуги и т. д.) и основной  вид деятельности;

 

7) основную продукцию (услуги), предлагаемую данной отраслью;

 

8) географическое положение;

 

9) особенности работы фирмы;

 

10) основных клиентов;

 

11) организационно-правовую  форму фирмы;

 

12) банковские реквизиты;

 

13) адрес налоговой инспекции,  контролирующей фирму;

 

14) наиболее влиятельных  акционеров;

 

15) фамилии, имена, отчества  и контактные телефоны (факсы,  электронную почту и т. п.) руководства  фирмы;

 

16) возраст фирмы, период  работы на отраслевом рынке;

 

17) количество работающих  в фирме;

 

18) финансовое состояние  фирмы;

 

19) технический уровень  и характеристику выпускаемой  в настоящее время продукции;

 

20) объем выпуска товаров  (услуг) и долю рынка, которой  владеет фирма;

 

21) программу и главную  цель деятельности фирмы;

 

22) подцели деятельности  фирмы, т. е. конкретные достижения, к которым она должна стремиться;

 

23) основную стратегию  фирмы, разработанную для достижения  этих целей;

 

24) состав конкретных мероприятий,  которые необходимо предпринять  в рамках каждой стратегии;

 

25) суть предлагаемого  бизнеса: его соответствие целям  фирмы и потенциальную эффективность;

 

26) предполагаемые формы  участия инвесторов в бизнесе  фирмы;

 

27) позиционирование на  рынке предлагаемых товаров (услуг)  и возможных конкурентов;

 

28) характеристику клиентуры;

 

29) конкурентные преимущества  предлагаемой продукции (услуги);

 

30) совокупную стоимость  предлагаемого бизнес-проекта и  потребность в финансировании;

 

31) возможные источники  финансирования;

 

32) гарантии по возврату  кредита;

 

33) прогноз объемов продаж  товаров в планируемом периоде  (в натуральном и стоимостном  выражении);

 

34) планируемые затраты  на реализацию проекта;

 

35) ожидаемую чистую прибыль;

 

36) уровень прибыльности  инвестиций в рассматриваемый  проект;

 

37) по истечении какого  срока может быть гарантирован  возврат заемных средств (инвесторы  начнут получать доход);

 

38) перспективы развития  данного бизнеса.

 

2. История бизнеса организации  (ситуация в настоящее время  и краткая информация о предприятии)

 

Начинать данный раздел необходимо с освещения основных сведений, касающихся непосредственно вашего предприятия. Основные сведения о предприятии  включают полное и краткое наименование предприятия, дату и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, организационно-правовую форму, размер уставного капитала, виды и  количество, номинальную стоимость  выпущенных акций, учредителей предприятия  с указанием их доли в уставном капитале, принадлежность предприятия  к различного рода объединениям, наличие  филиалов и представительств.

 

В бизнес-плане необходимо указать тип предполагаемого  бизнеса (производство, обслуживание, розничные продажи, распределение). Представляются те виды деятельности, которыми предприятия будет заниматься или занимается. Сделанный выбор  обосновывается.

 

В разделе описываются  положительные и отрицательные  стороны местонахождения предприятия  с учетом следующих факторов:

 

1) доступности рабочей  силы;

 

2) близости к сырью;

 

3) близости к заказчикам;

 

4) близости к поставщикам;

 

5) местного налогового  законодательства и т. д.

 

Особое место в данном разделе бизнес-плана должно быть отведено характеристике отрасли. При  этом указываются специфика отрасли, современное состояние и перспективы  ее развития, технологическая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, уровень монополизма, тенденция  роста отраслевого рынка и  т. д.

Информация о работе Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии