Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:43, курс лекций
Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, – это бизнесмен (от англ. businessman), т. е. делец, коммерсант, предприниматель. В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг). Также понятие «бизнес» может рассматриваться как синоним понятия «предпринимательство».
4) оценка ожидаемых размеров убытков при их осуществлении;
5) установление и обоснование
приемлемого уровня риска (
6) выделение наиболее
7) страхование рисков.
Лекция № 4. Общие рекомендации по составлению бизнес-плана
1. Краткая методика составления бизнес-плана
Прежде чем приступить
к созданию бизнес-плана, необходимо
получить весь комплекс необходимой
информации. В этом отношении можно
выделить следующие этапы бизнес-
1. Определение источников
нужной информации. Ими могут
стать учебники по бизнес-
2. Определение целей его
разработки. Цели определяются тем
перечнем проблем, которые
Определяя внутренние и внешние
проблемы бизнес-планирования, стоит
задуматься о возможности их взаимопроникновения.
Например, внешние цели (привлечение
инвесторов) могут быть лучше достигнуты,
если предложить, скажем, коммерческим
банкам стать не только кредиторами,
но и полноправными участниками
предпринимательского проекта. Во-первых,
это привлечет к проекту
3. Определение своих целевых
читателей: будут ли это
Венчурные, или рисковые,
капиталисты – это коммерческие
организации, специализирующиеся в
области финансирования предпринимательских
проектов на различных стадиях их
осуществления (как на этапе становления,
так и на этапах расширения и модернизации),
а также в области
4. Установление общей структуры создаваемого документа.
5. Сбор информации для
подготовки каждого из
Перед тем как заняться сбором информации, полезно составить вопросник, который включает существенные вопросы по каждому из разделов бизнес-плана.
6. Написание бизнес-плана.
Важное правило здесь:
Если предприниматель перепоручает написание бизнес-плана кому-нибудь другому, то причинами этого являются:
1) неполное и несистематичное
знание предпринимателем
2) отсутствие периода обучения
деятельности по планированию, которое
негативно скажется на будущих
действиях организации (ведь
3) неумение предпринимателя
доказательно и глубоко
Шестой этап в общем
завершает процесс бизнес-
Оформление бизнес-плана начинается с подготовки титульного листа. Он должен сразу обеспечить информацию о том, где, когда и кем составлен данный документ. Здесь же указывается название проекта, которое должно кратко и четко формулировать идею, заложенную в бизнес-плане.
Вторая страница плана
содержит оглавление, которое должно
отражать его структуру. Это номенклатура
разделов или параграфов. При любом
варианте содержание должно быть четко
оцифровано обязательно арабскими
цифрами. Затем идет введение, в котором
указаны задача составления бизнес-плана
и круг лиц, которым он адресован.
Целесообразно также отметить, почему
возникла необходимость в создании
данного проекта или
Объем резюме не должен превышать
нескольких страниц. В этом разделе
указывается все главное, что
должно быть понято и оценено потенциальным
инвестором, т. е. информация, дающая представление
о фирме и обеспечивающая все
необходимые данные, характеризующие
ее коммерческую деятельность. В приоритетном
порядке указываются
Таким образом, в разделе должны быть освещены основные цели фирмы, ее стратегия, разработанные для ее достижения конкретные мероприятия.
Эти данные целесообразно представить в форме таблицы, содержащей описание деловых приемов, которые собирается использовать фирма, и соответствующих им мероприятий, направленных на решение конкретных задач в рамках выбранной стратегии.
Целесообразно также определить в таблице круг лиц, ответственных за выполнение различных мероприятий. Указание там же точных сроков реализации важно как для составителя плана, так и для потенциального инвестора. Определение в бизнес-плане временных рамок показывает, что план разработан подробно и добросовестно.
В разделе, посвященном товарам
и услугам, описываются все товары
и услуги фирмы, которые предлагаются
на рынке покупателям. Подготовке раздела
предшествует значительная предварительная
работа по выбору товара или услуги,
который должен стать основой
бизнеса фирмы. В рамках данного
раздела необходимо подробно описать
предлагаемые товары и услуги, указать
их основные преимущества в глазах
потребителя, а также имеющиеся
недостатки и меры по их преодолению.
Особо следует подчеркнуть
Цель раздела, посвященного
анализу рынка и сбыта, – предоставить
инвестору достаточные
1) типы рынков, на которых действует фирма;
2) основные сегменты рынков по каждому виду товаров или услуг;
3) факторы, влияющие на спрос на каждом из сегментов рынка;
4) перспективы изменения
потребностей покупателей и
5) реальное состояние и
прогнозы развития емкости
6) реакция рынка на новые товары.
В некоторых бизнес-планах в отдельный раздел выделяется оценка конкуренции на рынках сбыта. Этот раздел посвящен анализу рыночной конъюнктуры, характеристике конкурентов, их стратегии и тактике. Оценивая деятельность конкурентов, необходимо дать ответы на следующие вопросы:
1) насколько область
2) велико ли число фирм, предлагающих сходные товары и услуги;
3) какую часть рынка, контролируют фирмы-конкуренты;
4) как обстоят дела у фирм-конкурентов с доходами, внедрением новых технологий, рекламой и послепродажным обслуживанием;
5) что является предметом наиболее жесткой конкуренции в данной сфере деятельности (цена, качество, послепродажное обслуживание и др.).
В разделе бизнес-плана, посвященном
маркетингу, освещаются способы достижения
намечаемых объемов продаж и доведения
выпускаемой продукции до потребителя.
Необходимо, чтобы в плане были
указаны общая стратегия
Раздел «План производства» включается в бизнес-план только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством товаров. Главная задача здесь – убедить потенциальных партнеров, что фирма будет в состоянии производить необходимое количество товара требуемого качества в нужные сроки.
Обычно производственный план включает в себя следующие структурные элементы:
1) характеристику
2) анализ размещения предприятия
с точки зрения таких факторов,
как близость к рынкам сбыта,
поставщикам, наличие
3) оценку необходимых факторов производства и динамику их изменения;
4) оценку поставщиков сырья и материалов с точки зрения их надежности, опыта сотрудничества и др.;
5) нормативные акты, касающиеся
производства, а также влияющие
на характер и сроки открытия
и функционирования
6) издержки производства и динамику их изменения.
В разделе, посвященном риску, освещаются проблемы, которые могут возникнуть у фирмы в процессе реализации проекта, и основные методы защиты от потенциальных трудностей. Данный раздел содержит следующие составные части:
1) перечень возможных рисков
с указанием вероятности их
возникновения и ожидаемого
2) организационные меры
по профилактике и
3) программу страхования от рисков.
Раздел бизнес-плана, касающийся финансового плана, необходимо посвятить оценке потенциала фирмы и планированию ее финансовой деятельности с целью достижения жизнеспособности компании и эффективного использования имеющихся денежных средств. В данном разделе содержатся следующие планово-отчетные документы:
Информация о работе Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии