Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:43, курс лекций

Краткое описание

Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, – это бизнесмен (от англ. businessman), т. е. делец, коммерсант, предприниматель. В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг). Также понятие «бизнес» может рассматриваться как синоним понятия «предпринимательство».

Файлы: 1 файл

бизнес планирование лекции.docx

— 198.45 Кб (Скачать)

 

Прежде, при наличии государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю предприятий  оставалось лишь выполнение заданий  и планов, поступавших сверху.

 

Сегодня большинство коммерческих фирм не имеет официально принятых планов, нет и необходимого механизма  планирования: различного рода норм, нормативов и т. д. Планирование подменяется  разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной  деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший период времени  и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется  быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого  аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя практика часто ставит и таких руководителей  в тупик.

 

Квартальная и годовая  финансовая отчетность представляется в соответствии с Приказом Министерства финансов, статистическая отчетность – по указанию Госкомстата и т. д. Что касается бизнес-планирования, то определенных требований или указаний по разработке бизнес-планов пока нет. О допущенных ошибках, просчетах  и потерях предпринимательской  деятельности становится известно лишь после составления квартального баланса. Однако и обстоятельные  аналитические обзоры к балансам не составляются, поэтому своевременные  меры для исправления ситуации не принимаются. Отчасти и по этой причине  большинство предприятий оказалось  в сложном финансовом положении (или вообще неплатежеспособными), включая  предприятия торговли, общественного  питания и других видов услуг, хотя в этих отраслях проблема неплатежей должна, казалось бы, беспокоить меньше всего.

 

Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое  по сравнению с принятием решений  представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка.

 

Таким образом, бизнес-планирование – это объективная оценка собственной  предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время  необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями  рынка и сложившейся ситуацией  хозяйствования.

 

В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих  перед предприятием.

 

Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но оно  обеспечивает и немалые выгоды:

 

1) заставляет руководителей  мыслить перспективно;

 

2) обеспечивает основу  для принятия эффективных управленческих  решений;

 

3) увеличивает возможности  в обеспечении фирмы необходимой  информацией;

 

4) способствует снижению  рисков предпринимательской деятельности;

 

5) ведет к четкой координации  действий всех участников бизнеса;

 

6) позволяет предвидеть  ожидаемые перемены, подготовиться  к внезапному изменению рыночной  обстановки.

 

3. Организация процесса  бизнес-планирования на предприятии

 

Для успешной организации  бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие  четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между  собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования коммерческой организации.

 

Во-первых, коммерческая организация  должна располагать соответствующей  методологической и методической базой  разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических  служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту  методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения бизнес-плана образует аналитический блок (или компонент) процесса финансового планирования.

 

Во-вторых, для того чтобы  разрабатывать финансовые планы, нужна  внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация.

 

Основой информационного  блока (компонента) процесса бизнес-планирования являются:

 

1) экономическая информация (прогноз процентных ставок, прогноз  темпов инфляции и т. д.);

 

2) учетная информация (информация  бухгалтерского учета (баланс, отчет  о прибылях и убытках, отчет  о движении денежных средств,  приложения к балансу) и управленческого  учета);

 

3) сообщения финансовых  органов, информация учреждений  банковской системы, информация  товарных, валютных бирж и прочая  финансовая информация;

 

4) политическая информация  и т. д.

 

Кроме того, функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового  обеспечения, к которому относятся  законы, указы Президента РФ, послания Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и др.

 

В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие  организационную структуру и  систему управления, составляющие организационный  блок процесса. Понятие организационной  структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ бизнес-плана коммерческой организации, совокупность структурных  подразделений, которые ответственны за исполнение бизнес-плана.

 

В-четвертых, в процессе финансового  планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших  массивов информации. Программно-технические  средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический  блок системы финансового планирования.

 

Бизнес-планирование – это  упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой  целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок  интеллектуальной собственности, реализацией  бизнес-плана, контролем за его выполнением.

 

Можно выделить следующие  основные стадии процесса бизнес-планирования:

 

1) подготовительную стадию;

 

2) стадию разработки бизнес-плана;

 

3) стадию продвижения бизнес-плана  на рынок интеллектуальной собственности;

 

4) стадию реализации бизнес-плана.

 

Ключевыми моментом подготовительной стадии бизнес-планирования является формирование перспективной бизнес-идеи. Бизнес-идея – это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и  др. Источниками новых идей могут  быть:

 

1) отзыв потребителей;

 

2) продукция, выпускаемая  конкурентами;

 

3) мнение работников отдела  маркетинга;

 

4) публикации федерального  правительства о патентах;

 

5) проводимые научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы.

 

Презентация бизнес-плана  – это краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах  с инвесторами и потенциальными партнерами. Компания и ее продукция, рынок – клиенты и конкуренты, маркетинговая стратегия, первоочередные финансовые задачи, команда, которая  будет осуществлять этот план (ключевой управленческий персонал), необходимые  размеры ссуды или долевого участия  и цели, на которые эти деньги будут направлены, размер, условия  и сроки реализации инвестиции –  это перечень основных освещаемых вопросов на презентации бизнес-проекта.

 

Для повышения эффективности  презентации копию бизнес-плана  потенциальным инвесторам и партнерам  высылают заранее, чтобы они имели  возможность прочесть его до начала переговоров. Во время презентации  необходимо использовать наглядный  материал (образцы продукции, фотографии, графики, схемы и т. д.). Презентация  должна проходить в форме диалога, а не лекции. Лучше, если презентацию  проводит лично руководитель предприятия  с привлечением специалистов.

 

Презентация предшествует началу переговоров с потенциальными инвесторами  и партнерами по реализации бизнес-проекта. В ходе переговоров происходит согласования условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров  вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план. Началу переговоров  с инвесторами предшествует этап аудита бизнес-плана.

 

Процедура аудита бизнес-плана  внешними инвесторами проводится по определенной схеме, включающей, как  правило, шесть этапов:

 

1) оценку характеристик  компании-заявителя, анализ отрасли  его деятельности. Прежде всего  устанавливается, относится ли  отрасль, где этот проект будет  реализовываться, к числу приоритетных  для инвестора. Далее определяется  положение фирмы-просителя на  фоне своей отрасли;

 

2) анализ условий инвестиционного  соглашения (форму заимствования  и возврата кредита, залог,  гарантию возврата кредитных  средств);

 

3) анализ последнего баланса  (определение степени финансовой  устойчивости и ликвидности, оценку  активов и обязательств, проверку  достаточности собственного оборотного  капитала, расчет уровня коэффициента  покрытия). Обязательно определяется  соотношение «заемный капитал  – собственный капитал». В мировой  практике обычно избегают давать  средства фирмам, у которых это  соотношение превысило 4, а если  фирма небольшая, то и при  величине данного показателя, равной 3;

 

4) оценку руководящей команды  компании-заявителя;

 

5) выявление особенностей  проекта;

 

6) общий анализ бизнес-плана.

 

Только после завершения работы по пяти первым этапам и получения  вывода о целесообразности дальнейшего  рассмотрения проекта переходят  к шестому этапу – общему глубокому  изучению бизнес-плана. Завершается  аудит бизнес-плана принятием  или отклонением решения об его  инвестировании.

 

Этап реализации бизнес-плана  охватывает период от принятия решения  об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая  коммерческое производство.

 

Реализовать бизнес-план –  означает выполнить все рабочие  задачи в фирме и вне ее, необходимые  для того, чтобы перевести деловой  проект из стадии бизнес-плана в  реальную производственную стадию.

 

Планирование реализации бизнес-проекта и составление  бюджета включают следующие основные задачи:

 

1) определение типа рабочих  задач в фирме и вне ее;

 

2) определение логической  последовательности событий в  рабочих задачах;

 

3) подготовку графика реализации  задач;

 

4) определение ресурсов  для решения задач;

 

5) подготовку бюджета реализации  и потоков средств, которые  обеспечат финансирование бизнес-плана;

 

6) документирование всех  данных реализации бизнес-проекта.

 

Таким образом, план реализации содержит график, объединяющий в последовательную схему действий различные стадии реализации бизнес-плана:

 

1) финансовое планирование;

 

2) организационное оформление;

 

3) приобретение и передачу  технологий;

 

4) подготовку заявочных  документов;

 

5) представление предложений;

 

6) переговоры и заключение  контрактов;

 

7) приобретение земли;

 

8) строительные работы;

 

9) установку оборудования;

 

10) закупку материалов  и сырья;

 

11) предпроизводственный  маркетинг;

 

12) обучение и назначение  на должность;

 

13) запуск и начало производства;

 

14) поддержание и развитие  производства.

 

Завершается аудит бизнес-плана  принятием или отклонением решения  об его инвестировании.

 

Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:

 

1) гибкости, означающей постоянную  адаптацию к изменениям среды,  в которой функционирует данная  организация;

 

2) непрерывности, предусматривающей  скользящий характер планирования;

 

3) коммуникативности, под  которой понимается координация  и интеграция усилий (все должно  быть взаимоувязано и взаимозависимо);

 

4) интерактивности, подразумевающей  творческий характер планирования  и неоднократность проработки  уже составленных разделов плана;

 

5) многовариантности, предусматривающей  выбор наилучшего из альтернативных  возможностей достижения поставленной  цели;

 

6) участия, предполагающего  важность самого процесса планирования  с точки зрения вовлечения  в него всех возможных участников  будущей организации;

 

7) адекватности отражения  реальных проблем и самооценки  в процессе планирования.

 

4. Роль, практика и неиспользуемые  возможности бизнес-планирования  в РФ

 

Зарубежная практика управления предприятиями, достигшими значительных успехов в бизнесе, среди множества  применяемых методов менеджмента  использует бизнес-планирование. Руководители этих предприятий освоили основные методологические подходы к бизнес-планированию и эффективно реализуют заложенную в них системную логику в повседневной управленческой деятельности. С помощью  бизнес-планирования они научились  выделять главные приоритеты развития, контролировать и эффективно управлять  ресурсами, предвидеть вероятные изменения  в бизнесе, решать вопросы финансирования. Систематически проводимые исследования деятельности зарубежных фирм показывают, что причинами абсолютного большинства  банкротств компаний являются просчеты или отсутствие бизнес-планирования.

Информация о работе Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии