Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:43, курс лекций
Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, – это бизнесмен (от англ. businessman), т. е. делец, коммерсант, предприниматель. В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг). Также понятие «бизнес» может рассматриваться как синоним понятия «предпринимательство».
Лекция № 1. Содержание и
организация бизнес-
1. Теоретические основы бизнеса
Слово «бизнес» (от англ. business)
означает любое занятие, дело, приносящее
доход. Человек, занимающийся бизнесом,
– это бизнесмен (от англ. businessman),
т. е. делец, коммерсант, предприниматель.
В новых экономических
Таким образом, бизнес – это
приносящая доход деятельность граждан,
имеющих собственность. Кроме того,
бизнес – это и совокупность отношений
между всеми его участниками,
образующими команду
1) собственно предприниматели,
т. е. лица, осуществляющие инициативную
деятельность на свой риск, под
свою экономическую и
Бизнес нельзя сводить лишь к коммерции (торговле) и коммерческому посредничеству. Бизнес – это прежде всего производство, составляющее основу любой экономики;
2) индивидуальные и коллективные
потребители продукции,
Деловой интерес участников
бизнеса этой группы – приобретение
товаров и услуг. Он реализуется
посредством налаживания
3) работники, осуществляющие
трудовую деятельность по
4) государственные органы,
учреждения и организации,
Бизнес как система представляет собой явление, наделенное четырьмя свойствами – целесообразностью, целостностью, противоречивостью и активностью.
Целесообразность означает, что бизнес любому элементу внутри него придает рациональную направленность на объединяющее эти элементы начало – получение дохода, прибыли. Высшие цели бизнеса обычно выводят из требований так называемого закона свободной конкуренции. Высшие цели, в свою очередь, подразделяются на более конкретные цели, выступающие средствами получения первых. Целостность означает, что бизнес пронизывает все сферы, сектора, территории и элементы экономики в той мере, в какой это необходимо для полной реализации его высшей цели, – увеличения прибыли. Иначе говоря, бизнес должен свободно проникать в те сферы, которые для него являются жизненно важными в данных условиях. Запреты и ограничения должны быть сведены к разумному уровню. Бизнес нельзя представить без своей среды и главных элементов, к которым относят менеджмент, маркетинг, финансовую систему, право и т. д.
Противоречивость означает,
что бизнес должен состоять из противоречий,
так как они – источник любого
развития. В бизнесе можно наблюдать
множество противоречий: между предпринимателями
и наемными работниками, потребителями
и производителями, предпринимателями
и профсоюзами или органами государственной
власти. В нормальных условиях все
эти противоречия служат источниками
развития бизнеса, укрепления и упрочнения
его целостности. Однако в конфликтных
ситуациях, которые выходят из-под
разумного общественного
Активность означает, что
бизнес – явление социальное, тесно
связанное с социальными
Современный бизнес – это
не просто система, обладающая необходимыми
признаками целесообразности, целостности,
противоречивости и активности. Бизнес
– это и внутренне регулируемая
или саморегулирующаяся система. Предприниматели
заинтересованы не только в свободном
соперничестве друг с другом, но
и в согласовании отдельных сторон
своего рыночного поведения. Современное
высокоразвитое производство за отдельные
ошибочные шаги в бизнесе платит
дорогую цену. Банкротство даже среднего
по размерам предприятия означает сотни
уволенных рабочих, потерю миллионных
капиталов, невыполнение договорных партнерских
обязательств, остановку смежных
производств и т. д. Если цепь таких
неблагоприятных событий
Государственные институты (органы, комитеты, комиссии парламента) выступают в развитых государствах своего рода арбитрами при обострении конфликтов между предпринимателями и работниками. Правила игры в бизнесе направлены на противодействие монополизации экономики, недобросовестной конкуренции со стороны предпринимателей, предприятий государственного сектора, работников. Противодействие оказывается тем фирмам, которые пытаются навязывать свои предпринимательские интересы другой стороне, снижая при этом общую эффективность бизнеса в отрасли или экономике в целом. Точно так же противодействие оказывается и незанятой части населения и профсоюзам, которые требуют через свои общественно организованные действия (забастовки, пакетирования, митинги и др.) принятия фирмами и государственными органами решений, резко снижающих эффективность национальной экономики.
Кроме того, бизнес – это явление развивающееся, так как связано с направлением на прибыль. А прибыль, как правило, может быть получена там, где спрос на товары и услуги не насыщен и в конечном итоге стимулирует развитие новых профессиональных сфер производства. В результате бизнес омолаживается, переливая свои капиталы туда, где прибыль выше, чем в традиционных сферах.
На определенном этапе экономического развития страны актуальным становится тот или иной фактор бизнеса. Для развития экономики страны становится важным совершенствование производства на основе новых технологий, повышение эффективности сферы реализации товаров, экологизация производства. По совокупности приоритетных на данный момент факторов экономического развития специалисты пересматривают свои подходы к бизнесу, вырабатывая его новые концепции. Конечно, они впитывают в себя и более ранние, доказавшие свою действенность. Это расширяет теорию и практику бизнеса. Например, в США, Великобритании и Германии приоритетное внимание уделяется сейчас таким факторам, как рост свободного времени, внутрифирменное стратегическое планирование.
Поскольку основу бизнеса составляет частная собственность, то в зависимости от ее видов выделяют и основные формы бизнеса.
В 1980-е гг. наблюдался бум предпринимательства, в основе которого лежали многие причины, в том числе:
1) вступление мировой экономики в очередной этап НТР;
2) обострение конкурентной борьбы;
3) повышение уровня образования кадров.
Огромную роль в ряде стран, в том числе в Японии, сыграло снятие барьеров для межотраслевого перелива капиталов, заложенных в принципах отраслевого регулирования.
В 1980-е гг. появилась концепция
интрапренерства как
1) высокая степень ориентации на нововведения;
2) выпуск конкурентоспособной продукции;
3) применение передовых принципов управления;
4) поощрение новаторства.
Созданию благоприятного предпринимательского климата во многом способствует инфраструктура предпринимательства: союзы предпринимателей и ассоциации, консультационные и информационные центры.
Таким образом, формирование рыночных отношений в стране началось в условиях отсутствия многих элементов и признаков рынка. К числу факторов, способствующих созданию благоприятного предпринимательского климата, обычно относят:
1) стабильность государственной
и социальной политики, направленной
на поддержку
2) льготный налоговый режим,
обеспечивающий стимулы для
3) меры, содействующие притоку в сферу бизнеса финансовых средств;
4) создание инновационных
и внедренческих центров,
5) организацию консультативных
центров по вопросам
6) наличие эффективной
системы защиты
7) упрощение процедур
8) повышение качества рабочей силы (образования, квалификации);
9) обеспеченность информационной
технологией, средствами
10) распространение таких
социально-психологических
Считается, что отрицательное воздействие на развитие предпринимательской деятельности оказывают следующие факторы:
1) высокие налоговые ставки;
2) недостаточно высокий
уровень субсидирования и
3) низкая норма накопления;
4) инфляция;
5) чрезмерное государственное регулирование;
6) низкий уровень образования;
7) враждебное отношение к частному сектору;
8) высокие расходы на
содержание государственного
9) рост доли сферы услуг;
10) изменение моральных ценностей;
11) психология исключительности.
2. Сущность и значение
бизнес-планирования в
Бизнес-планирование (деловое
планирование) – самостоятельный
вид плановой деятельности, которая
непосредственно связана с
В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д.
Необходимо не только точно
представлять свои потребности на перспективу
в материальных, трудовых, интеллектуальных,
финансовых ресурсах, но и предусматривать
источники их получения, уметь выявлять
эффективность использования
Информация о работе Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии