Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:34, дипломная работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни , конкуренция на
товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не
только специалистов, но и широких слоев населения.
Введение
.................................................................
.............. 2
(. Монополистические тенденции и монополии в рыночной
экономике.
( 1. Возникновение и сущность монополий
........................ 4
( 2. Формы и виды монополий
........................................... 6
( 3. Монопольная цена. Монополия и конкуренция
............ 11
( 4. Особенности современной монополизации народного
хозяйства, ее позитивные и негативные факторы
........................... 17
((. Антимонопольная политика на современном этапе.
( 1. Антимонопольное законодательство
........................... 21
( 2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики
.................................................................
.................. 29
(((. Антимонопольная практика в рыночной экономике Запада,
возможность использования ее опыта в условиях Украины.
( 1. Антимонопольное законодательство зарубежом
...... 32
( 2. Государственный контроль за монополистической
деятельностью в странах с развитой экономикой
........................... 39
( 3. Анализ использования антимонопольной политики и
антимонопольного законодательства США и стран Западной Европы и
возможность их использования на Украине
................................ 43
Заключение
.................................................................
.......... 46
Список литературы
...............................................................
деятельность Ведомства в
консультативный характер.
Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям
заключается в проведении
поводу наличия (или возможности возникновения) монопольной
ситуации либо осуществления
слияния предприятий. В случае,
Комиссия по монополиям придет
к заключению о нарушении
интересов, государственный
применению различных мер воздействия на правонарушителя:
вынесение постановлений о прекращении действия договора, о
запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации,
о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий
путем продажи каких-либо их
частей или каким-то иным
Роль государственного
Великобритании в деле регламентации монополий и конкуренции
весьма значительна. Так как заключения в докладах Комиссии по
монополиям носят
решение вопросов по
практике осуществляется
министрами. Кроме того, государственный секретарь наделен
полномочиями по предоставлению исключений из действия
законодательства об ограничительной торговой практике на
основании хозяйственной незначительности соответствующих
картельных договоров.
В США главную работу по государственному контролю за
монополистической
Министерства юстиции, который наделен полномочиями возбуждать
судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское
законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение
государственного контроля за соблюдением антитрестовского
законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия.
Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в
проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в
первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает
законность или
условий в договорах или
В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений,
которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной
монополизации, занимаются так называемые органы по делам
картелей. К этим органам относятся Федеральное ведомство по
делам картелей, федеральный министр экономики и высшие органы
земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для
предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ.
Деятельность промышленных и профессиональных ассоциаций по
составлению для своих
в качестве саморегуляции конкурентных отношений частным
бизнесом. Органы по делам картелей могут проводить в отношении
предприятий, картелей, промышленных или профессиональных
ассоциаций административное производство, производство по
взысканию административных штрафов или осуществлять
расследование. В ходе административного делопроизводства, в
частности, решаются вопросы
договоров, признания договоров о слиянии предприятий
недействительными, запрета незаконного поведения доминирующих на
рынке предприятий.
Во Франции контроль за монополистической деятельностью
возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство
экономики и суды общей
считается независимым
которого министр экономики не может налагать “вето”. Он
выполняет консультативные
и организаций, а в определенных случаях сам налагает
соответствующие санкции.
монополистической практикой во Франции является проверка
экономической концентрации на рынке. По инициативе министра
экономики советом по вопросам конкуренции может быть проверен
любой проект о концентрации или любая концентрация предприятий,
способная нанести вред конкуренции, в частности создание или
усиление доминирующего
( 3. Анализ использования антимонопольной политики и
антимонопольного
Западной Европы и возможность их использования на Украине.
Анализ антимонопольного законодательства зарубежных стран
позволяет выделить следующие антиконкурентные действия:
горизонтальные ограничения
конкуренции, злоупотребление
др.
Горизонтальные ограничения конкуренции определяются как
договоры между сторонами,
производства или распределения товаров (услуг). Они могут
варьироваться от простых
соглашений. К типичным горизонтальным ограничениям можно отнести
картельные договоры, которые, в частности, регламентируют цены,
разделяют рынки сбыта, устанавливают своеобразные условия
торговли, включая дисциплинарные санкции за нарушение договора
его участниками. Горизонтальные ограничения конкуренции
относятся к наиболее серьезным нарушениям антимонопольного
законодательства.
При вертикальном ограничении конкуренции, как правило,
ограничительные условия
поскольку господствующий на рынке предприниматель в состоянии
навязать свои условия более слабому контрагенту. К категории
вертикальных ограничений
договоры об исключительных торговых операциях (речь идет о
договорах продажи лишь определенным покупателям или о
приобретении товаров только у определенных поставщиков),
связывающие договоры (продажа с принудительным ассортиментом,
когда продавец обусловливает продажу основного товара
приобретением второстепенного, связанного с основным),
установление или поддержание перепродажных цен, ограничительные
условия в договорах о
собственности (договоры
несмотря на вышесказанное, не всегда бывает легко отличить
горизонтальные ограничения конкуренции от вертикальных,
например, в случае перекрестного
лицензирования в отношении
на промышленную собственность или когда конкурирующие
предприниматели назначают друг друга исключительными
дистрибьюторами своих товаров.
Монополизация рынка в
двумя путями: приобретением предприятий конкурентов
(горизонтальная интеграция) или налаживанием своей собственной
системы снабжения и быта
Антиконкурентным можно также считать приобретение
конкурирующих компаний: никакая корпорация, занимающаяся
торговлей, не имеет права
или часть акционерного капитала (или имущества другой
корпорации).
Подводя итоги, можно сказать, что в западных странах
проведение антимонопольной политики и антимонопольное
законодательство получили
механизм контроля за монополиями и ее отрицательными
последствиями успешно
тоже есть свои негативные факторы, например, нарушение
незыблемости общего запрета монополий путем исключения из этого
запрета, распространяющееся как на отдельные компании, так и на
целые отрасли. Но в целом можно сказать, что антимонопольные
законодательства США и стран Западной Европы, хоть и
принципиально отличаются друг от друга во многих отношениях,
являются скурпулезно продуманными и экономически обоснованными,
что обусловливает
антимонопольной политике
Антимонопольное
выше, отвечает требованиям мировых стандартов. Но при этом было
бы желательным и введение на примере антимонопольной практики
зарубежных стран жесткого контроля за выполнением данного
законодательства. Это одно из самых “больных” мест в
государственно-правовой структуре Украины: принимаются в
принципе неплохие законы, но введение их в жизнь либо постоянно
получает отсрочку, либо вообще не происходит. Поэтому для
нормального функционирования антимонопольного законодательства
необходимо создать еще одно его звено ( комиссию по контролю за
выполнением распоряжений
все полномочия по применению санкций по отношению к нарушителям
антимонопольного
Таким образом, в процессе совершенствования украинского
антимонопольного законодательства могут быть использованы
антимонопольное
практика его применения, но с учетом особенностей нашего
переходного периода.
Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное
законодательство и антимонольную политику Украины как
необходимые атрибуты
экономики страны. На данном этапе проблема монополизации и
недобросовестной конкуренции
( она все больше становится политической и общественной. Поэтому
чрезвычайно необходимо, чтобы население Украины осознало всю
пагубность и все отрицательные последствия монополии как
таковой. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике
от их общего количества) существование монополии является
оправданным и необходимым, но за этими процессами должен
осуществляться жесткий контроль со стороны государства по
недопущению злоупотребления
Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной
среды играют антимонопольное законодательство и деятельность