Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:34, дипломная работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни , конкуренция на
товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не
только специалистов, но и широких слоев населения.
Введение
.................................................................
.............. 2
(. Монополистические тенденции и монополии в рыночной
экономике.
( 1. Возникновение и сущность монополий
........................ 4
( 2. Формы и виды монополий
........................................... 6
( 3. Монопольная цена. Монополия и конкуренция
............ 11
( 4. Особенности современной монополизации народного
хозяйства, ее позитивные и негативные факторы
........................... 17
((. Антимонопольная политика на современном этапе.
( 1. Антимонопольное законодательство
........................... 21
( 2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики
.................................................................
.................. 29
(((. Антимонопольная практика в рыночной экономике Запада,
возможность использования ее опыта в условиях Украины.
( 1. Антимонопольное законодательство зарубежом
...... 32
( 2. Государственный контроль за монополистической
деятельностью в странах с развитой экономикой
........................... 39
( 3. Анализ использования антимонопольной политики и
антимонопольного законодательства США и стран Западной Европы и
возможность их использования на Украине
................................ 43
Заключение
.................................................................
.......... 46
Список литературы
...............................................................
По утверждению зарубежных наблюдателей, Антимонопольное
законодательство Украины
создавалось оно, к сожалению, не в рамках реализации единой
программы социально-
сей день. Не видя ориентиров, украинское правительство, как
показала жизнь, уже начально избрало неправильный путь. Мировая
практика свидетельствует о том, что только после запуска
демонополизации основных сфер производства следует проводить
либерализацию цен и финансово-денежное реформирование. Наше
правительство поступило наоборот и получило известные
результаты.
В суете повседневных забот, занятый собственными проблемами
законодатель принял почти четыре года назад вышеизложенный
Закон, не обеспечив при этом
необходимую правовую среду
функционирования. Жизненно важные принципы деятельности этого
закона и модели корпоратизации еще только обсуждались. Не было
утверждено и специальное
что заведомо обрекало Закон на бездействие.
Лишь 26 ноября 1993 года вступил в силу Закон “ОБ
Антимонопольном комитете”, который юридически определил
полномочия принципиально
компетенции органа, объединяющего контрольно-наблюдательные и
судебные функции. Именно об этом Законе положительно отзывались
западные эксперты. Сейчас на него возлагаются большие задачи в
надежде, что и Закон, и государственная программа
демонополизации экономики
развития добросовестной
Вновь созданной государственной структуре предстоит
противостоять самому государству ( главному монополисту,
поддерживающему свои министерства, ведомства, военно-
промышленный комплекс. Ведь неуверенная антимонопольная политика
продолжает негативно влиять на товарно-денежное обращение, а
министерства-монополисты, воплощающие львиную долю
государственного бюджета,
Два года существования Антимонопольного комитета Украины
показали, как трудно продвигается работа. Но сегодня комитет уже
выполняет программу-минимум ( рассматривает конкретные дела,
совершенствует законодательную базу, создает региональные
организации. Впереди его ждет программа-максимум ( устранение
монопольных структур и создание благоприятной среды для
конкуренции на рынке Украины.
( 2. Антимонопольная политика в условиях рыночной
История развития монополий
борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются
сразу, и это особенно ощущают
монополий формируется
требует государственной защиты потребителей от деятельности
монополистов, ограничения деятельности других.
Накопленный опыт и научные
обобщения помогли обществу
все “плюсы” и “минусы”
определенную политику, которая получила название монопольной.
Первым ее результатом в Украине оказалось антимонопольное
законодательство. Оно заложено антимонопольными законами:
Законом Украины “Об ограничении монополизма и недопущении
недобросовестной конкуренции
и Законом Украины ”Об
говорилось выше.
Антимонопольная политика и
не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных
образований. В обществе
как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому
реальное задание
чтобы поставить
контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным
положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к
выводу, что появление монополий требует государственного
вмешательства.
Главная цель этого
сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные
тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели:
ограничение монополий,
защита прав потребителя.
монополиями: 1) предупреждение создания монополий; 2)
ограничение использования
Для проведения
антимонопольные службы, основной задачей которых является
контроль монополистических
службы не являются частью законодательной власти, но их
компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию.
Подобные организации не имеют
методами, например, закрывать предприятия. Но они могут
заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить
поставку продукции тому
было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для
исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы,
предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного
закона. При этом необходимо отметить, что все решения
антимонопольной службы должны подлежать проверке
государственными судами.
Кроме осуществления процесса
демонополизации
служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба
может быть эффективной только
при активном участии
Поэтому широкие массы
значение антимонопольной
этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой
информации. Прессе должно предоставляться право на
соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной
форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная
служба должна иметь
сообщает о деятельности
На Украине единственной монопольной службой государства,
кроме самого государства, является Антимонопольный комитет
Украины, о функциях и задачах которого уже было сказано выше.
Может ли антимонопольная
экономике своей страны? Да, может, если она, без учета
экономических взаимосвязей и без скурпулезной оценки той или
иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы
полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с
отечественными или
Безусловно, от проведения антимонопольной политики в
нынешних тяжелых
приходится. Но очень важно, чтобы проведение антимонопольной
политики завоевало доверие и поддержку населения, чтобы люди
знали, что они могут
своими проблемами. Необходимо убедить людей, что свободная
конкуренция является добром для всех.
Глава (((. Монополии в рыночной экономике Запада,
возможность использования их опыта в условиях Украины.
( 1. Антимонопольное законодательство зарубежом.
Во всех промышленно развитых странах в настоящее время
осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках
торгового права) процесса
целях смягчения экономических и социальных последствий
монополистической практики.
Разработка и принятие антимонопольного законодательства (
одно из самых важных средств такого государственного
регулирования экономики. В современный период главная
особенность этого
направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного
механизма*. При этом под олигополией понимается такая
организация отрасли (или локального рынка), при которой
ограниченное число крупных
или преобладающую часть
они способны либо осуществлять самостоятельную монопольную
политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой
рыночной политики. Важнейшая черта олигополистического рынка (
взаимодействие конкурентных и монопольных сил.
______________________________
_
*См. Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема
монополии”
“МЭ и МО”, 1994 г., №7, с. 92-93
Следует отметить, что антимонопольное законодательство не
является первой попыткой в истории развития регулируемой
конкуренции. Впервые регулирование конкурентных отношений
возникло в середине ХIХ века в рамках законодательства о
пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела
необходимость в правовом
конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-
денежные отношения.
Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства,
необходимо отметить, что исторически сложилось два типа
антимонопольных законов. Первый из них предусматривает
формальное запрещение
контроля за монополистическими объединениями и ограничения их
злоупотреблений*. Речь идет об
антитрестовском
США и европейской системе антимонопольного законодательства,
которая предусматривает контроль за монополистическими
объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим
господствующим положением на рынке. В странах европейской
системы антимонопольного законодательства предусмотрена
регистрация определенных
или существенном ограничении конкуренции. При противоречии
указанных соглашений публичным интересам они признаются
государственным органом, регистрирующим подобные соглашения,
вышестоящим государственным органом или судами