Балтийская политика России

Автор: Михаил Большаков, 22 Августа 2010 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Рассматривается политика России в балтийском регионе в 2008-2009 годах
Экономика и политика всегда тесно переплетены. Если политика хорошо просчитана и разумна, она несет и экономические выгоды; и наоборот, если страна достигла крупных успехов в экономике, то это является важным фактором и в политике. Такая закономерность, естественно, действует и в обратном направлении; к сожалению, в последние годы ярким примером этого становится Россия. Потому никогда, а особенно в настоящее время “победившего рынка”, нельзя забывать, что геополитические провалы страны – не только удары по ее международному престижу, но и потери многомиллиардных экономических выгод.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Прибалтийские государства в начале XX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Политика прибалтийских государств, взгляд изнутри . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3. Политика России в Прибалтике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Файлы: 1 файл

Балтийсая политика России.doc

— 124.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 

Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Прибалтийские государства в начале XX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

2. Политика  прибалтийских государств, взгляд изнутри . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

3. Политика России в Прибалтике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Список  использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Экономика и политика всегда тесно переплетены. Если политика хорошо просчитана и разумна, она несет и экономические выгоды; и наоборот, если страна достигла крупных успехов в экономике, то это является важным фактором и в политике. Такая закономерность, естественно, действует и в обратном направлении;  к сожалению, в последние годы ярким примером этого становится Россия. Потому никогда, а особенно в настоящее время “победившего рынка”, нельзя забывать, что геополитические провалы страны – не только удары по ее международному престижу, но и потери многомиллиардных экономических выгод.

    После развала СССР, США и их союзники продолжили наступление – теперь на Россию, причём оно велось, так сказать, по всем фронтам: США всячески пытаются усилить роль Узбекистана в Средней Азии, Азербайджана и Грузии в Закавказье, чтобы не допустить возвращения российского влияния в эти евразийские регионы. Используются все методы – и экономические, и политические – для обособления от России Украины. И уж совсем нечистоплотная игра ведется в Прибалтике, где в угоду политическим целям западными политиками и так называемыми правозащитными организациями закрываются глаза на такие явления, как апартеид, геноцид русскоязычного населения, грубейшие нарушения прав человека. Надо заметить, что Россия в начале 90-х годов под мощным напором извне и изнутри отступала практически на всех направлениях. Этот откат был тем более обиден, что в самой стране он преподносился как победа либерально-демократических ценностей.

    Проблема  отношений со странами Балтии, наверное, не самая значимая для России. Но и история этих отношений, и их современное состояние наиболее рельефно показывают и реальное отношение Запада к России, и европейско-американскую политику «двойных стандартов», и, что самое главное, то, к чему может привести бездумная и угодливая внешняя политика. 

1. Прибалтийские государства в начале XX века  

    Первое, что важно понять, — вовсе не существует никакой «монолитной» Прибалтики. Различия проявились уже при самом образовании этих государств. Самое западное из них, Литва, было создано как марионеточное государство германскими оккупационными властями в ходе Первой мировой войны 16 февраля 1918 г. Мотивы образования этого квази-государства не вполне ясны, но по всей видимости, немцы намеревались разыграть литовскую карту против польской. Независимость Эстонии была провозглашена в обстановке хаоса германского наступления в феврале 1918 г., но германские войска заняли Ревель (Таллин) через день после провозглашения независимости, произошедшего 24 февраля 1918 г. Почти годом раньше, в апреле 1917 г., Временное правительство издало закон о самоуправлении Эстляндской губернии.

    Эстония и особенно Литва в те времена  были относительно слаборазвитыми территориями, где как русские, так и немцы могли допустить существование марионеточных правительств. Экономическим, а в значительной мере и политическим сердцем Прибалтики была Рига, а вместе с ней — территория нынешней Латвии. Для немцев Рига была в первую очередь немецким городом, для России — одним из главных портов Империи. Поэтому в отношении Латвии особых заигрываний не было, и современник отмечал: «Как при царском режиме, так и при немцах самое слово «Латвия» — синоним государственной идеи — было под строгим запретом». Независимость Латвии была провозглашена лишь после поражения Германии в Первой мировой войне, 18 ноября 1918 г.

    Межвоенная Литва представляла собой аграрное государство, в пределах которого был в сущности только один промышленный город — Мемель (Клайпеда). Безусловно, в 20—30-е годы Литва добилась некоторых успехов, но все же ко времени начала Второй мировой войны основным предметом экспорта Литвы была рабочая сила — крестьяне, нанимавшиеся батраками в соседней Латвии или отправлявшиеся в более дальние страны.

    Латвия, в противоположность Литве, до революции  относилась к числу наиболее развитых в промышленном отношении частей Российской империи, главным образом благодаря Риге. Кроме этого, в начале XX в. большое значение приобрел незамерзающий порт Виндава (Вентспилс). Но во времена межвоенной независимости экономика Латвии постоянно и устойчиво деградировала. До Первой мировой войны на отошедших к Латвии территориях жило 2,5 млн человек, а в 1919 г. — 2 миллиона. Число рабочих на промышленных предприятиях сократилось к середине 20-х годов более чем вчетверо. Население Риги, достигавшее до Первой мировой 600 тыс. человек, к середине 20-х годов снижается до 180 тысяч. Морской грузооборот в 1939 г. составлял 30,7% от уровня 1913 г.

    Отношения как между прибалтийскими странами, так и между этими странами и остальным миром явно не отличались теплом и сердечностью. Свое сосуществование в качестве соседей в 1920 г. Латвия и Эстония начали конфликтом из-за города Валк, едва не перешедшим в войну и переданным на рассмотрение международной комиссии, которая попросту разделила город на две части — эстонскую и латвийскую. Постоянно тлел конфликт между Литвой и Польшей. Радикальные силы в межвоенной Польше постоянно ратовали за «марш на Ковно», то есть за полную аннексию Литвы. В 30-е годы Польша имела собственные агрессивные планы. В марте 1938 г. польская армия уже готова была перейти границу Литвы, и от польского нападения литовцам удалось спастись лишь принятием унизительного для них ультиматума, по которому Литва навсегда отказывалась от притязаний на Вильнюс и признавала законность вхождения Южной Литвы в состав Польского государства.

    В целом все три республики — Литва, Латвия и Эстония относились к числу буферных государств — «лимитрофов». Основной их задачей была барьерная — разделение Советской России и Европы. И эту задачу прибалтийские государства, в особенности Латвия, решали весьма усердно, за что и поддерживались Великобританией. Но позже экономическая политика ведущих государств поворачивает в сторону изоляционизма и прибалтийские страны становятся никому не нужными, там начинается полоса политических неурядиц, и к власти во всех трех странах приходят явно недемократические режимы.

    Самый спорный и самый сложный период — вхождение прибалтийских республик  в состав СССР. Эти страны сейчас считают вхождение в СССР оккупацией и полагают, что начало этой оккупации было положено секретными дополнительными протоколами к Договору о ненападении между СССР и Германией («пакт Молотова—Риббентропа»), подписанному 23 августа 1939 г. Согласно первому пункту секретного дополнительного протокола Финляндия, Эстония и Латвия должны были отойти к Советскому Союзу, Литва — к Германии, при этом в состав Литвы должна быть возвращена ее историческая столица Вильно (Вильнюс).

    На военное противостояние с Советским Союзом в 1939 году отважилась только Финляндия, зимой 1939/40 года и отстоявшая свою независимость.

    В 1939 г. правительства Эстонии, Латвии и Литвы один за другим подписывают Пакты о взаимопомощи с СССР, согласно которым в этих государствах размещаются советские военные базы. Договор с Литвой отличался от остальных. Полностью он назывался так: «Договор о передаче Литовской республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой». Несколько ранее, 28 сентября 1939 г., был подписан советско-германский договор о дружбе и границе с секретным дополнительным протоколом к нему. По этому протоколу Советский Союз отказывался от причитавшейся ему по договору от 23 августа части Польши, в обмен на что получал права на Литву.

    Советские войска стали входить в прибалтийские страны в октябре 1939 г. Согласно договору в Эстонию должно было быть введено до 25 тыс. советских солдат, столько же — в Латвию, в Литву — 20 тысяч.

    Осенью 1939 г. высшее советское руководство, по всей видимости, не намеревалось продвигаться в отношениях с прибалтийскими странами дальше ввода войск. В приказах наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова частям Красной Армии, дислоцированным на территориях Эстонии, Латвии и Литвы, советским военнослужащим запрещалось не только вмешательство во внутреннюю жизнь государств, но и ведение какой-либо пропаганды среди местного населения. Приход первых частей Красной Армии осенью 1939 г. также по-разному воспринимался в разных прибалтийских государствах. «Если в Эстонии имеет место обстановка... “добро пожаловать”, то Латвия ни разу в своей печати этого не сказала и вообще старается меньше всего описывать дружественную сторону прихода советских войск». В Литве попросту замалчивалось то, что Вильнюс был отвоеван у Польши Советским Союзом.

    К началу лета 1940 г. принимается решение  о присоединении прибалтийских стран к Советскому Союзу. В июне 1940 г. советские части в Прибалтике объединяются под общим командованием. Прибалтийским странам предъявляются требования о вводе новых контингентов советских войск, после чего численность частей Красной Армии в каждой из прибалтийских республик должна была примерно вдвое превысить численность их собственных армий. При этом новые части Красной Армии должны были разместиться уже не в гарнизонах, а в крупных городах. Первой страной, которой было предъявлено требование о вводе войск, становится Литва. 15 июня 1940 г. литовское правительство разрешает ввод новых частей Красной Армии на свою территорию. 16 июня 1940 г. требование о вводе дополнительных советских войск предъявляется Латвии и Эстонии, причем в обоих случаях с советской стороны заявляется, что мера это временная. Латвийское правительство соглашается на ввод дополнительных советских войск в Латвию в тот же день. Вечером 16-го на ввод советских войск соглашается Эстония. Таким образом, советские войска вступали на территории прибалтийских государств с полного согласия их правительств и без единого выстрела. Созданные после прихода Красной Армии «народные правительства» первоначально возглавлялись старыми руководителями Латвии и Эстонии, «преемственность власти» была полностью соблюдена. Но по всей видимости, вплоть до середины июля 1940 г. у советского руководства еще не было полной ясности, каким именно образом контролировать Прибалтику — превратив ее государства в «сателлиты» или включив в состав СССР. Можно предположить, что окончательное решение об инкорпорации прибалтийских государств СССР принимает к 10 июля, когда издается приказ Наркома обороны С.К.Тимошенко о сформировании Прибалтийского военного округа, центром которого становилась Рига.

    В первых числах июля во всех трех республиках начинается выборная кампания, в ходе которой переизбираются высшие законодательные органы власти этих страны — Сеймы в Литве и Латвии и Государственная Дума в Эстонии. Новые вполне законно избранные высшие органы государственной власти провозглашают свои страны советскими социалистическими республиками и просят о присоединении их к Советскому Союзу. 7 сентября 1940 г. все граждане Эстонии, Латвии и Литвы признаются гражданами СССР.

    Границы прибалтийских государств были изменены в 1944 г. Части территории Латвии (Абренский уезд с главным городом Абрене, нынешний г. Пыталово Псковской области) и Эстонии (Петсерский уезд, главный город Петсери, современный г. Печоры Псковской области) включены в состав РСФСР по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1944 г. «Об образовании Псковской области». Фактическая передача этих районов в состав Псковской области завершилась лишь к 1945 г. Часть территории Эстонии к востоку от реки Нарва (Нарова) была передана в состав Ленинградской области одновременно с частью территорий существовавшей тогда Карело-Финской ССР (север Карельского перешейка) в ноябре 1944 г. Передача этих территорий также была осуществлена Указами Президиума Верховного Совета СССР. Точно таким же образом в состав Украины в 1954 г. была передана Крымская область. Советское административное законодательство не отличалось простотой и логичностью, но исходя из практики, можно утверждать, что до конца 50-х годов вопросы установления границ между союзными республиками находились в ведении Союза ССР. Таким образом, и передачу территорий от Эстонии и Латвии к РСФСР, и передачу территорий от РСФСР другим союзным республиками следует признать законной и соответствующей юридическим нормам того времени. 

2. Современная политика прибалтийских государств, взгляд изнутри 

    Анализ  геополитической ситуации в  балтийском регионе будет далеко не полный без  рассмотрения политических настроений, преобладающих в политических элитах прибалтийских государств. Как мне  кажется, наиболее доходчиво политические веяния изложены в статье министра иностранных дел Латвии Мариса Риекстиньша и исполнительного директора Трансатлантического центра при Фонде Маршалла «Германия - США» Рональда Д. Асмуса, опубликованной в «The Wall Street Journal» в январе 2008 года. Приведу данную статью полностью.

    Прибалтика  как образец

    Сегодня с трудом вспоминается, с какой враждебностью  в начале 90-х годов  на Западе воспринимали мысль о приеме стран Прибалтики в НАТО и Европейский  Союз. Тогда даже на прием Польши смотрели как на скандал, а  устремления Литвы, Латвии и Польши вообще считали делом несбыточным, если не откровенно опасным. Реакция Москвы была еще хуже.

Информация о работе Балтийская политика России