Балтийская политика России

Автор: Михаил Большаков, 22 Августа 2010 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Рассматривается политика России в балтийском регионе в 2008-2009 годах
Экономика и политика всегда тесно переплетены. Если политика хорошо просчитана и разумна, она несет и экономические выгоды; и наоборот, если страна достигла крупных успехов в экономике, то это является важным фактором и в политике. Такая закономерность, естественно, действует и в обратном направлении; к сожалению, в последние годы ярким примером этого становится Россия. Потому никогда, а особенно в настоящее время “победившего рынка”, нельзя забывать, что геополитические провалы страны – не только удары по ее международному престижу, но и потери многомиллиардных экономических выгод.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Прибалтийские государства в начале XX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Политика прибалтийских государств, взгляд изнутри . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3. Политика России в Прибалтике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Файлы: 1 файл

Балтийсая политика России.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

    К счастью, осознание  Западом своих  моральных обязательств и стратегической необходимости все же возобладало. Только представьте, как выглядел бы прибалтийский регион сегодня, если бы в 2004 году Вильнюс, Ригу и Таллинн не пустили в НАТО и ЕС: вне всякого сомнения, он был бы намного менее стабильным, безопасным и благополучным.

    Одной из важнейших вех  этого процесса стала  подписанная ровно десять лет назад Американо-балтийская хартия (U.S.-Baltic Charter). Оба автора этих строк участвовали в переговорах, предшествовавших ее подписанию. Мы не понаслышке знаем, насколько велико было ее значение в обеспечении странам Прибалтики места в НАТО, которое, в свою очередь, облегчило их дорогу в ЕС.

    Хартия  стала образом  дипломатического творчества: она была создана в момент, когда Прибалтике необходимы были гарантии, а на Западе еще не было полного согласия относительно необходимости их интеграции. Она не гарантировала им вступление куда-либо, однако по этой хартии США брали на себя обязательство помогать прибалтам интегрироваться с Западом. Вашингтон сказал: пробежать эту марафонскую дистанцию предстоит вам самим, но мы вас подготовим и в пути будем вас поддерживать - и, прежде всего, мы сделаем так, что никто не сможет подставить вам подножку и никто не сможет помешать вам пересечь линию финиша. Если перевести на простой английский (или на латышский), это значило, что мы должны доказать, что достойны, но ни Москва, ни скептики с Запада не смогут нам в этом помешать.

    Со  своей стороны, страны Балтии также приняли  на себя определенные обязательства: придерживаться западных ценностей, провести политические и экономические реформы, соблюдать права меньшинств и вливаться в региональное сотрудничество. Все три страны, которым не нужно было больше бояться, что за их спинами кто-то снова соберется на какую-нибудь тайную Ялтинскую конференцию, взялись за тяжелую работу - выполнение критериев НАТО и ЕС.

    Хартия высвободила творческую энергию трех бывших советских республик. Осознание того, что за дело взялась Америка, помогло и многим европейцам понять необходимость присутствия Прибалтики в Европе и помощи ей. Кроме того, в результате подписания Хартии начало таять историческое недоверие прибалтов к глобальным организациям в сфере безопасности - таким, как ООН и ОБСЕ.

    Сам переговорный процесс  по Хартии вывел нас  на новый уровень  взаимного доверия. Мы лично были свидетелями этого во время последней сессии переговоров в здании Государственного департамента. Необходимо было завершить проработку одной из фраз, в которых описывалась заинтересованность США в безопасности Прибалтики и их приверженность ее обеспечению. Нервничали и американцы - по их мнению, мы могли неверно истолковать эту фразу как гарантию безопасности, - и сами прибалты, боявшиеся, что впоследствии США откажутся от своих обещаний. Тогда группа делегатов пошла и принесла словарь-тезаурус, в котором начали искать правильные слова.

    В конце концов мы пришли к окончательному варианту: США объявили о 'реальной, глубокой и постоянной заинтересованности' («a real, profound and enduring interest») в судьбе Прибалтики. Литературных премий за это произведение мы, конечно, не снискали, но дело было сделано: подписание Американо-балтийской хартии в Белом доме стало особенным моментом. Этот документ привел к расширению НАТО и тем самым исправил историческую несправедливость Ялтинских соглашений, а США продвинулись в деле распространения свободы.

    Мы  рассказываем все это, потому что из той истории необходимо извлечь важный урок: сегодня Западу снова приходится решать сложнейшие вопросы взаимодействия с молодыми демократиями, стремящимися вступить в наши институты - балканскими странами, Украиной, Молдовой и Грузией. Сегодня привязать эти страны к Западу и его ценностям сложно: сопротивление Москвы растет, как растет и усталость Европы от расширения.

    Сегодня нам снова нужен  творческий подход к  дипломатии, который  позволил бы заполнить  брешь между устремлениями  некоторых из этих стран и тем, что Запад может предложить им здесь и сейчас. Чтобы создать систему, способную освободить реформаторские силы этих стран, мы должны проявить трансатлантическое единство. Так было десять лет назад с Прибалтикой; так может случиться снова.

    Простенькая на первый взгляд статья, довольно полно характеризует настрой политических элит и указывает на главное лицо, заинтересованное в «правильном» поведении стран Балтии – Соединенные штаты Америки. Анализируя статью можно сделать следующие выводы:

    Во-первых, расширение НАТО за счет стран Балтии – стратегический интерес Запада.

    Во-вторых, послевоенное мироустройство признается несправедливо и следовательно подлежит пересмотру.

    В-третьих, Россия - главный враг демократического переустройства мира.

    В-четвертых, ответственность за демократическое  развитие стран Балтии возлагается на «страны Запада», ведущую же роль в этом процессе призвано играть США.

    Показательно  и название статьи «Прибалтика как образец». В статье указываются и государства, которые должны следовать «образцу» - это балканские страны, Украина, Молдова и Грузия.

    Смена политического лидера США и объявленная  западом политика «перезагрузки» отношений с Россией, пришлись не по вкусу политическим лидерам стран Балтии. Определяющие политику этих республик этнорадикальные политэлиты очень надеялись, что победу на президентских выборах в США одержит близкий им по убеждениям республиканец Джон Маккейн. Его поражение они восприняли как свое собственное. И хотя президенты всех трех республик поспешили поздравить Барака Обаму, один из эстонских политических «ястребов», экс-посол Эстонии в России Март Хельме откровенно заявил, что Обама – «несравненно худший выбор», чем Маккейн, который не стал бы тратить время на «бессмысленную мягкую дипломатию», а наказал бы русских за использование силы против соседей.

    Заявление нового президента США о «перезагрузке» отношений с Россией и озвученные им и президентом Дмитрием Медведевым намерения развивать сотрудничество на основе взаимного уважения и учета интересов друг друга еще больше усилили опасения части политической элиты Прибалтики. В результате в администрацию президента США было направлено письмо, подписанное 22-мя бывшими политиками и дипломатами стран Центральной и Восточной Европы, среди которых — экс-президенты Латвии, Литвы, Польши и Чехии Вайра Вике-Фрейберга, Валдас Адамкус, Лех Валенса, Александр Квасьневский, Вацлав Гавел и экс-премьер Эстонии Март Лаар, охарактеризовавшие себя в послании как «друзья и союзники Соединенных Штатов», «голоса «атлантизма» в НАТО и ЕС».

    Они посоветовали американскому руководству  сконцентрироваться на укреплении отношений  с их странами и проводить более  жесткую политику по отношению к  России. При этом авторы документа  пытались «припугнуть» Вашингтон и Брюссель тем, что в регионе «популярность Америки снизилась», а НАТО «выглядит слабее», чем когда эти страны присоединились к Альянсу.

    Наиболее  тяжелым политическим ударом по самолюбию  прибалтийских «ястребов» стало решение Белого дома отказаться от развертывания американской ПРО в Польше и Чехии, а также заявление Расмуссена о «возможности объединения систем противоракетной обороны США, НАТО и России в подходящее для этого время». Известный эстонский политолог Ахто Лобьяка сравнил эффект этих решений с 7-балльным землетрясением на внешнеполитическом ландшафте региона. Из Прибалтики в адрес Вашингтона и Брюсселя раздались обвинения в предательстве, в том, что они «прогнулись» перед Москвой и «подставили» своих союзников. На фоне все возрастающего недовольства стран Балтии политикой проводимой Брюсселем и Вашингтоном новый генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен первым делом совершил двухдневный блиц-визит в Эстонию, Латвию и Литву, встретившись с президентами, премьерами, министрами иностранных дел и обороны.

    «Я не вижу Россию как угрозу Балтийским государствам или какой-то другой стране — члену НАТО. Укрепление отношений с Россией – в интересах каждого, поскольку у НАТО и России общие интересы — такие, как ситуация в Афганистане и борьба с терроризмом и пиратством. Для этого нам следовало бы развивать стратегическое партнерство с Россией»,

    «Моя точка зрения проста: нет лучшего способа обеспечить реальные и прочные гарантии безопасности, чем улучшение политических отношений между НАТО и Россией», - подчеркивал Расмуссен.

    По  итогам визита Расмуссена аналитики в прибалтийских республиках пришли к выводу, что надежды политического руководства на особое отношение генсека к Прибалтике не оправдались. Его визит не избавил Ригу, Вильнюс и Таллин от беспокойства по поводу сближения США и НАТО с Россией. Более того, он основательно пошатнул их надежды на поддержку Вашингтоном и Брюсселем курса на конфронтацию с «восточным соседом». 

    3. Политика России в Прибалтике 

    Политика, проводимая Латвией, Литвой и Эстонией в отношении России, продолжает составлять серьёзную угрозу интересам нашей страны. Многочисленные факты говорят о всё более активном участии Вильнюса, Риги и Таллина в осуществлении антироссийских инициатив на пространстве бывшего СССР, инспирируемых либо Западом, либо этнорадикалами в самих новых государствах. Диапазон этих инициатив широк: это и массированное давление на русскую культуру, и попытки подрыва сотрудничества России с важными для неё партнёрами в энергетической сфере, и действия в пользу усиления присутствия НАТО в зонах критической стратегической важности для нас. В самих Латвии, Литве и Эстонии продолжается политика укрепления основ этнократических режимов, дискриминации и ассимиляции постоянных жителей, не принадлежащих к титульным этносам, реваншистского пересмотра итогов Второй мировой войны, оскорбления исторической памяти русских.

    Нельзя  сказать, что эти угрозы в России не осознают. Ведётся и поиск «противоядий». Одной из таких тактик стали «акцент на позитив» и «разделение политики и экономики». Наиболее характерно данный подход проявился в последние годы в отношениях с Латвией.

    К 2005 году России удалось создать вокруг прибалтийских государств такую  ситуацию, когда Запад вынужден был  поставить перед ними задачу «договориться с Россией», пообещав и свою помощь в этом деле. Прибалты после обострения весны 2005 года вынуждены были внести косметические поправки в свою линию. Выразилось это, главным образом, в некотором снижении уровня антироссийской риторики и заявлениях о готовности «проявить конструктивный, прагматичный подход». Лидерство в новой прибалтийской тактике взяла на себя Латвия. Россия же, удовлетворившись малым, на эту уловку поддалась и тем самым позволила Риге «досрочно» отчитаться перед Западом о проделанной работе по «улучшению общего климата» отношений с восточным соседом при сохранении в главном всех черт своей прежней политики.

    Схожая  «оглядка» на кого-то третьего стала характерной чертой и российской политики последних лет в Прибалтике. Москва постоянно как бы «отчитывалась» в стремлении и способности вести дела в этом регионе «прагматично и конструктивно». Такое мнение подкрепляет и публикуемые МИДом России обзоры «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2008 году», в которой слабости нашей прибалтийской политики дают о себе знать достаточно явно.

    В документе в частности сказано, что на прибалтийском направлении Россия проводила принципиальную линию на построение добрососедских отношений на основе взаимного уважения и учета интересов сторон. Среди наших приоритетов – защита прав проживающих в Латвии, Литве и Эстонии многочисленных групп соотечественников, решение вопросов жизнеобеспечения Калининградской области, сохранение возможностей транзита товаров и услуг в отношениях с ЕС. Однако антироссийская риторика на тему «оккупации», поощрение нацистских пособников, выдавливание русского языка из социально-культурной сферы и ряд других факторов создавали негативный фон для отношений с этими странами. Не лучшим образом обстояли дела и в 2007 году. В аналогичном документе, изданном МИДом в 2008 году сказано, что отношения со странами Балтии по-прежнему были отягощены антироссийской риторикой их политического руководства, дискриминацией русскоязычных жителей этих стран, попытками ревизии истории и героизации нацистов и их приспешников. Вместе с тем на прибалтийском направлении наметились определенные позитивные подвижки.

    Как следует из приведенных выдержек, каких либо серьёзных изменений во внешней политике России в отношении стран Балтии не произошло. Исходя из текста документов приоритетными направлениями внешней политики России в Балтийском регионе являются: построение добрососедских отношений, защита прав проживающих в Латвии, Литве и Эстонии соотечественников, решение вопросов жизнеобеспечения Калининградской области, сохранение возможностей транзита товаров и услуг в отношениях с ЕС. И ни слова о решении глобальных проблем Балтийского региона, попытках занять более активную позицию в решении вопросов.

    Акценты, выставленные в отношениях с каждым из государств Балтии, вызываю некоторые вопросы. Ознакомимся с текстами обоих документов:

2007 2008
Правительство Латвии стало придерживаться более взвешенного курса в отношении России. Отзыв односторонней «интерпретирующей» декларации 2005 года позволил в марте в ходе визита в Москву премьер-министра А.Калвитиса выйти на подписание российско-латвийского Договора о границе, а также на обмен ратификационными грамотами по Договору и подписание Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения и Соглашения о статусе воинских захоронений в ходе рабочего визита С.В.Лаврова в Ригу в декабре. Была также подтверждена взаимная заинтересованность в закреплении позитивных тенденций, продолжении диалога по вопросам, касающимся положения национальных меньшинств в Латвии и сложных периодов совместной истории.

 

Дальнейшее  закрепление получила положительная динамика взаимодействия с Латвией. Наметившиеся позитивные тенденции оказали благоприятное воздействие на объем товарооборота, который вырос почти в 3 раза по сравнению с 2007 годом (около 7 млрд. долл.). В октябре состоялся первый в истории отношений визит в Россию министра иностранных дел Латвии. Вступило в силу Соглашение о статусе воинских захоронений, ратифицирован Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения. Активно работала российско-латвийская Межправительственная комиссия по экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству, в ходе второго заседания которой (ноябрь) были достигнуты договоренности об ускорении работы по подготовке к подписанию ряда важных соглашений (в том числе об избежании двойного налогообложения и неуплаты налогов, о поощрении и взаимной защите капиталовложений).
Наша  линия на диалог с Эстонией на основе взаимопонимания и учета интересов друг друга наталкивалась на отсутствие готовности у эстонской стороны переводить отношения с Россией в цивилизованное и прагматичное русло. Существенный ущерб двусторонним отношениям нанесла кощунственная акция по демонтажу памятника Солдату-Освободителю в Таллине и эксгумации расположенного возле него захоронения советских воинов. Из-за деструктивной позиции эстонской стороны не был решен вопрос договорно-правового оформления государственной границы. Не способствовала улучшению атмосферы двустороннего диалога антироссийская риторика эстонских официальных лиц, попытки эстонских властей привнести дополнительные конфронтационные элементы в диалог Евросоюза и НАТО с Россией, вовлечь в антироссийскую орбиту Грузию, Молдавию и Украину.  
Крайне медленно шло выравнивание общей атмосферы  отношений с Эстонией. Замороженными оставались политические контакты, более чем на треть упал товарооборот, резко сократился российский грузовой транзит через эстонские порты. Попытки наладить диалог с Таллином на основе учета интересов сторон по-прежнему сталкивались с конфронтационным подходом эстонцев. Они отвергли российское предложение по выходу из созданной Таллином тупиковой ситуации с заключением договоров о границе, заморозили работу над соглашением по захоронениям, продолжали дискриминационную линию в отношении русскоязычных жителей страны. «Спущено на тормозах» расследование гибели российского гражданина Д.Ганина, введены визовые ограничения для представителей российских молодежных организаций, участвовавших в акциях протеста против переноса памятника Воину-освободителю в Таллине в апреле 2007 года.
Отношения с Литвой развивались противоречиво. Публично декларируемый ее руководителями курс на прагматичное развитие отношений с Россией шел вразрез с ориентацией страны на решения, принимаемые в евроатлантических структурах. Вильнюс все активнее старался стать «ментором» для новых кандидатов в ЕС и НАТО, продолжал политизацию экономических проблем в области энергетики (газопровод «Северный поток», авария на нефтепроводе «Дружба», добыча российскими компаниями нефти на шельфе Балтийского моря и т.п.). Тем не менее, отсутствие в двусторонних отношениях столь сильного раздражителя, как массовое безгражданство некоренного населения, давало возможность решать важные для обеих сторон практические вопросы. Было подписано двустороннее межправсоглашение о судоходстве по Куршскому заливу, внутренним водным путям в Калининградской области и в Литовской Республике. Продолжалась работа по демаркации российско-литовской государственной границы. Особое внимание уделялось вопросам устойчивого жизнеобеспечения Калининградской области, созданию максимально благоприятных условий для осуществления пассажирского, грузового и воинского транзита в/из Калининградской области через территорию Литвы. Сложно выстраивались  отношения c Литвой. Линия Вильнюса, во многом определявшаяся экономическим спадом и внутриполитической борьбой в преддверии парламентских выборов (октябрь), на практике противоречила декларациям руководства страны о важности сотрудничества с Россией. На развитии диалога негативно сказывались такие факторы, как настойчивая политизация литовской стороной хозяйственных вопросов, стремление придать им международный масштаб вплоть до попыток сорвать переговоры о новом базовом соглашении Россия-ЕС, всплески риторики по поводу «исторических проблем».

Усилия  по ослаблению «транзитной зависимости» России от стран, граничащих с Калининградской областью, способствовали тому, чтобы сдвинуть с мертвой точки поиск договоренностей с Литвой в вопросах российского воинского транзита. Из Калининградской области вывезено значительное количество вооружений и воинского имущества.

      

Информация о работе Балтийская политика России