Автор: Михаил Большаков, 22 Августа 2010 в 17:38, курсовая работа
Рассматривается политика России в балтийском регионе в 2008-2009 годах
Экономика и политика всегда тесно переплетены. Если политика хорошо просчитана и разумна, она несет и экономические выгоды; и наоборот, если страна достигла крупных успехов в экономике, то это является важным фактором и в политике. Такая закономерность, естественно, действует и в обратном направлении; к сожалению, в последние годы ярким примером этого становится Россия. Потому никогда, а особенно в настоящее время “победившего рынка”, нельзя забывать, что геополитические провалы страны – не только удары по ее международному престижу, но и потери многомиллиардных экономических выгод.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Прибалтийские государства в начале XX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Политика прибалтийских государств, взгляд изнутри . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3. Политика России в Прибалтике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Анализируя приведенные тексты можно придти к интересным выводам. Всё то, что приводится в обзорах в качестве предпосылок для критического восприятия политики Вильнюса и Таллина, делала и Рига. Но ей это в вину решили не вменяется. Судя по всему, перевесил «позитив».
В чём же состоит «более взвешенный» курс правительства Латвии в отношении России и что позволяет говорить, о позитивных тенденциях «на прибалтийском направлении?
В документе 2008 года всё сводится к отзыву односторонней «интерпретирующей» декларации 2005 года, подписанию и ратификации российско-латвийского Договора о границе, а также Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения и Соглашения о статусе воинских захоронений.
В документе 2009 года в первую очередь говориться о возросшем товарообороте, работе российско-латвийской Межправительственной комиссии по экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству, которая добилась ускорении работы по подготовке к подписанию соглашений об избежании двойного налогообложения и неуплаты налогов, о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Объективный анализ состояния российско-латвийских отношений, положения соотечественников и реальных возможностей России в Прибалтике не заменишь заявлениями об «определенных результатах», которые «дали наши усилия по защите прав сограждан и соотечественников». Тот факт, что обеспокоенность правозащитной ситуацией в Латвии и Эстонии нашла отражение в рекомендациях спецдокладчика Совета ООН по правам человека Д.Диена, Комиссара СЕ по правам человека Т.Хаммарберга и председателя ПАСЕ Р. Ван дер Линдена, это, конечно, результат. Но нового в этом ничего нет.
Министр иностранных дел Марис Риекстиньш (Народная партия), более реалистично оценивает ситуацию: «несмотря на подписание ряда важных документов, - заявляет он, - об «оттепели» в латвийско-российских отношениях говорить пока рано». «Хорошо известный исторический опыт заставляет воспринимать восточного соседа со всей осторожностью», - отметил политик в своем недавнем интервью газете «Латвияс авизе».
Возможно, за такой линией в отношении Латвии стоит желание обеспечить благоприятные политические условия для крупных экономических сделок. Однако, ряд примеров на пространстве бывшего СССР говорит о том, что когда политика приносится в жертву экономике, на длительную перспективу это выигрыша не приносит.
То, что экономическая составляющая является главенствующей в отношениях с прибалтийскими государствами, подтверждается и взаимоотношениями с Литвой и Эстонией. Обзор отношений с этими странами за 2008 год также содержит в себе упоминания о сокращении товарооборота с Эстонией, политизацию экономических вопросов в отношениях с Литвой.
Получается так: появился новый экономический интерес в Латвии и Россия готова выдавать желаемое за действительное. Потом появится экономический интерес в Эстонии... Впрочем, этот уже было и закончилось оскорблением исторической памяти наших предков, на которое они ответить уже не могут, а мы не хотим. Потом появится интерес в Литве... Это, правда, мы тоже уже проходили, когда выдвигали Вильнюс при Бразаускасе в передовики «добрососедства» среди прибалтийских столиц, а потом награждали премией Андрея Первозванного «за выдающийся вклад в развитие диалога цивилизаций» Валдаса Адамкуса, отметившегося впоследствии целым рядом антироссийских и русофобских инициатив.
Анализ документов приводит к неутешительному выводу о неспособности России решать все вопросы в отношениях со странами Балтии в комплексе. Что в свою очередь свидетельствует о слабых позициях России в Балтийском регионе. Усиливается экономическая составляющая сотрудничества, Россия «готова» забыть о судьбах соотечественников в Прибалтике (взаимоотношения с Латвией). Замораживаются экономические отношения, и сразу же возникает вопрос о судьбах русскоязычного населения в стране (взаимоотношения с Эстонией и Литвой).
Выстраивая
политические отношения со странами
Балтии, пора перестать действовать в
Прибалтике с оглядкой на кого бы то ни
было, кроме граждан России. Политике России
в Прибалтике необходимо придать не «прагматическое»,
а нормальное идейное начало.
Заключение
Взаимоотношения между Россией и странами Балтии в настоящее время нельзя назвать дружественными. Причин для подобного положения дел множество. Это и различие во взглядах на совместную историю, наличие территориальных проблем, проблемы русскоязычного населения в странах Балтии, различные фобий, как у правящих элит прибалтийских государств, так и России. Назвать все возникающие проблемы довольно сложно. Не способствует нормализации отношений России с Прибалтикой и довольно непростые геополитические задачи, стоящие перед странами региона и США. Если Германия, как наиболее сильный игрок Балтийского региона, заинтересована в нормализации отношений между Россией и странами Балтии, хотя бы в части организации транзитных перевозок и поставки ресурсов, то США как раз наоборот в установлении таких отношений не заинтересованы. Такое нежелание в нормализации отношений вызвано, прежде всего, желанием США создать дополнительные помехи России и странам Западной Европы в их товарообмене. В первую очередь это поставки сырья в Европу, а также допуск европейских товаров на Российские рынки.
Осознание своего выгодного положения для стран Запада позволяет Прибалтийским государствам довольно смело проводить антироссийскую политику. Но и политика России в отношении стран Балтии носит расплывчатый характер. Возникающие проблемы не находят комплексного решения. Просматриваются перекосы во внешней политике при улучшении или ухудшении экономических взаимоотношений.
Решить
все проблемы нельзя в один момент.
Необходимо преодолеть груз взаимного
недоверия, отказаться от многих стереотипов
в отношениях. Но самое главное России
необходимо проводить в Балтийском регионе
четкую политику, направленную на решение
всех своих проблем в комплексе, не создавая
возможностей различных манипуляций.
Список
использованной литературы
1. Внешнеполитическая
и дипломатическая деятельность
Российской Федерации в 2008 году. Обзор
МИД России. Москва, март 2009 год.
2. Внешнеполитическая
и дипломатическая
3. Материалы интернет-изданий:
http://geo.1september.ru/2005/
http://viperson.ru/wind.php?
http://www.inosmi.ru/world/
http://russedina.ru/frontend/
http://npest.wordpress.com/
http://antisys.narod.ru/pg.
http://www.postsoviet.ru/page.
http://russedina.ru/frontend/
http://www.inosmi.ru/world/