Балтийский мясокомбинат

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:34, дипломная работа

Краткое описание

Проблемы монополизации хозяйственной жизни , конкуренция на
товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не
только специалистов, но и широких слоев населения.

Оглавление

Введение
.................................................................
.............. 2

(. Монополистические тенденции и монополии в рыночной
экономике.
( 1. Возникновение и сущность монополий
........................ 4
( 2. Формы и виды монополий
........................................... 6
( 3. Монопольная цена. Монополия и конкуренция
............ 11
( 4. Особенности современной монополизации народного
хозяйства, ее позитивные и негативные факторы
........................... 17
((. Антимонопольная политика на современном этапе.
( 1. Антимонопольное законодательство
........................... 21
( 2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики
.................................................................
.................. 29
(((. Антимонопольная практика в рыночной экономике Запада,
возможность использования ее опыта в условиях Украины.
( 1. Антимонопольное законодательство зарубежом
...... 32
( 2. Государственный контроль за монополистической
деятельностью в странах с развитой экономикой
........................... 39
( 3. Анализ использования антимонопольной политики и
антимонопольного законодательства США и стран Западной Европы и
возможность их использования на Украине
................................ 43

Заключение
.................................................................
.......... 46
Список литературы
...............................................................

Файлы: 1 файл

Монополии в рыночной экономике.docx

— 67.34 Кб (Скачать)

           положение и вытекающие из  него  выгоды  сводят  на  нет   стимулы

           постоянного    усовершенствования    производства,    увеличения

           эффективности.  Возможность   обойти   конкуренцию   приводит   к

           замедлению экономического развития.

                Монополизация  также  приводит  к  деформации  хозяйственных

           отношений и процессов.  Создается   структура,  которая  отвечает

           цели монополии ( оптимизации монопольных прибылей. В этом случае

           возникает также неправильное  распределение  доходов  (в  пользу

           монополиста),  в  результате  чего  осуществляется  неправильное

           размещение ресурсов. Кроме  того,  монопольные  соглашения  типа

           картельных могут содействовать  сохранению  экономически  “хилых”

           предприятий, выделяя им соответствующие   льготы  и  устанавливая

           цены на высоком уровне. Монополии  фактически не  дают  исчезнуть

           нежизнеспособным предприятиям.

                Таким образом, монополия обуславливает  застой  и  загнивание

           хозяйственного механизма, тормозит  конкуренцию, является угрозой

           для нормального рынка. Проанализировав  позитивные  и  негативные

           факторы и последствия монополий,  можно  прийти  к  выводу,  что

           монополия наносит большой вред  народному хозяйству.

 

 

          Глава ((. Антимонопольная политика на современном этапе.

 

                     ( 1. Антимонопольное законодательство.

 

 

           Закон Украины “Об ограничении  монополизма и недопущении

             недобросовестной конкуренции в предпринимательской

                               деятельности”.

 

                Данный  Закон  определяет  правовые  основы  ограничения   и

           предупреждения   монополизма,    недопущения    недобросовестной

           конкуренции в предпринимательской  деятельности  и  осуществления

           государственного контроля за соблюдением норм  антимонопольного

           законодательства.

                Для целей настоящего Закона  употребляются следующие термины:

                - рынок товара (товарный рынок)  ( сфера оборота товара одной

           потребительской  стоимости,  в  пределах  которой   определяется

           монопольное положение;

                - конкуренция ( состязательность предпринимателей, когда  их

           самостоятельные действия ограничивают  возможности каждого их них

           влиять на общие условия реализации  товара на рынке и стимулируют

           производство тех товаров, в  которых нуждается потребитель;

                -   монопольное   положение   (    доминирующее    положение

           предпринимателя,  дающее  ему возможность самостоятельно   или

           вместе с другими предпринимателями  ограничивать  конкуренцию  на

           рынке определенного товара.  Монопольным признается  положение

           предпринимателя, доля которого  на  рынке  определенного   товара

           превышает 35%. Решением Антимонопольного  комитета Украины  может

           определиться   монопольным   положение   предпринимателя,   доля

           которого на рынке определенного  товара менее 35%.;

                - монопольная цена ( цена, устанавливаемая предпринимателем,

           который занимает монопольное положение на  рынке и приводит  к

           ограничению конкуренции и нарушению  прав потребителя;

                -  монопольная  деятельность  (  действия  (бездеятельность)

           предпринимателя  (предпринимателей)  при  условии   монопольного

           положения    на    рынке    одного    предпринимателя    (группы

           предпринимателей) в производстве  и реализации товаров,  а   также

           действия  (бездеятельность)   органов   власти   и   управления,

           направленные  на  недопущение,  существенное   ограничение   или

           устранение конкуренции;

                - монопольное образование  (  предприятие,  объединение  или

           хозяйственное  общество   и   другое   образование,   занимающее

           монопольное положение на рынке.

                Злоупотреблениями монопольным  положением считаются:

                -  навязывание  таких  условий   договора,   которые   ставят

           контрагентов в неравное положение,  или  дополнительных  условий,

           не относящихся к предмету  договора,  в том числе навязывание

           товара, не нужного контрагенту;

                - ограничение  или  приостановление   производства,  а  также

           изъятие из  оборота  товаров   в  целях  создания  или   поддержки

           дефицита на рынке или установления  монопольных цен;

                - частичный или  полный  отказ   от  реализации  или  закупки

           товара при отсутствии альтернативных  источников  снабжения  или

           сбыта в целях создания или  поддержания  дефицита  на  рынке  или

           установления монопольных цен;

                - другие действия в целях создания  препятствий  доступа  на

           рынок (выхода из рынка) других  предпринимателей;

                - установление дискриминационных  цен (тарифов, расценок)  на

           свои товары, ограничивающих права  отдельных потребителей.

                Дискриминацией предпринимателей  органами власти и управления

           признается:

                -  запрещение  создания   новых   предприятий   или   других

           организационных  форм  предпринимательства   в  какой-либо  сфере

           деятельности, а также установление  ограничений на  осуществление

           отдельных видов деятельности, на  производство определенных видов

           товаров в целях ограничения  конкуренции;

                - принуждение предпринимателей  к  приоритетному  заключению

           договоров, первоочередной поставке  товаров  определенному  кругу

           потребителей;

                - принятие решений о централизованном  распределении товаров,

           что приводит к монопольному  положению на рынке;

                - установление  запрета  на  реализацию  товаров  из  одного

           региона страны в другой;

                -  предоставление  отдельным   предпринимателям  налоговых  и

           других льгот,  ставящих  их  в  привилегированное  положение   по

           отношению к другим предпринимателям;

                -  ограничение  прав  предпринимателей  по  приобретению   и

           реализации товаров;

                -  установление  запретов   или   ограничений   относительно

           отдельных предпринимателей или  групп предпринимателей.

                Недобросовестной конкуренцией  признается:

                - неправомерное использование   товарного  знака,  фирменного

           наименования или маркировки  товара, а также  копирование   формы,

           упаковки, внешнего  оформления,  имитация,  копирование,  прямое

           воссоздание   товара   другого   предпринимателя,    самовольное

           использование его имени;

                - умышленное распространение заведомо  ложных  или неточных

           сведений, которые могут  нанести   ущерб  деловой  репутации   или

           имущественным интересам другого  предпринимателя;

                - получение, использование, разглашение  коммерческой  тайны,

           а также конфиденциальной информации  в  целях  нанесения  ущерба

           деловой репутации или имуществу  другого предпринимателя.

                Государственной  контроль  за  соблюдением антимонопольного

           законодательства,   защита   интересов    предпринимателей    от

           злоупотребления  монопольным   положением   и   недобросовестной

           конкуренции осуществляется Антимонопольным  комитетом  Украины  в

           соответствии с его компетенцией.

                Антимонопольный комитет Украины  образуется Верховным Советом

           Украины. В свое  деятельности  Антимонопольный  комитет   Украины

           подчинен и подотчетен Верховному Совету Украины.

                Антимонопольный комитет Украины  является юридическим  лицом,

           имеет печать с изображением  Государственного  герба  Украины   и

           своим  наименованием.  В   своей   деятельности   Антимонопольный

           комитет  Украины  руководствуется   настоящим  Законом,   другими

           законодательными  актами  Украины,   а   также   положением   об

           Антимонопольном комитете Украины, утвержденным Верховным Советом

           Украины.

                Сведения, полученные Антимонопольным  комитетом Украины и его

           территориальными управлениями  и являющиеся коммерческой  тайной,

           не  подлежат  разглашению.  Убытки,   причиненные   разглашением

           сведений, являющихся коммерческой  тайной, подлежат возмещению  в

           полном  объеме  Антимонопольным   комитетом  Украины  в  судебном

           порядке за счет государственного бюджета.

                В  целях  предотвращения  монопольного  положения  отдельных

           предпринимателей на рынке Антимонопольный  комитет Украины и  его

           территориальные управления осуществляют  предварительные действия

           по  государственному  контролю  за  реорганизацией  (слиянием  и

           присоединением) предприятий,  созданием   ассоциаций,  концернов,

           межотраслевых, региональных и   других  объединений  предприятий,

           превращения органов управления  в указанные объединения, а   также

           за  созданием,  реорганизацией   т   ликвидацией   хозяйственных

           обществ.

                Предприниматель может приобретать   контрольный  пакет  акций

           акционерного  общества,  занимающего   монопольное  положение  на

           рынке, при условии уведомления в месячный срок  Антимонопольного

           комитета Украины. Такие же  правила применяются и а тех   случаях,

           если предприниматель доли (паи)  в другом хозяйственном обществе,

           которое занимает монопольное  положение.

                В случаях, если предприниматели   злоупотребляют  монопольным

           положением на  рынке,  Антимонопольный   комитет  Украины  и  его

           территориальные управления выдают  распоряжение о  принудительном

           разделе  монопольных образований.  Принудительный   раздел   не

           применяется в случаях:

                -  невозможности   организационного   или   территориального

           отделения предприятий, структурных  подразделений или структурных

           единиц;

                -  наличия   тесной   технологической   связи   предприятий,

           структурных подразделений  или  структурных  единиц  (если  доля

           внутреннего оборота в общем  объеме валовой продукции предприятия

           составляет менее 30%).

                Штрафы  на   предпринимателей   налагаются   Антимонопольным

           комитетом за:

                - уклонение от  выполнения  или   несвоевременное  выполнение

           распоряжений Антимонопольного  комитета  Украины  о  прекращении

           нарушений  антимонопольного   законодательства,   восстановлении

           начального состояния или   изменении  соглашений,  противоречащих

           настоящему Закону;

                - непредставление, несвоевременное  представление  информации

           монопольному комитету Украины   и  его  территориальны  монополия

           управлениям или представления  заведомо недостоверных данных.

                Прибыль, незаконно полученная  субъектами предпринимательской

           деятельности в результате нарушения  данного Закона, взыскивается

           судом или арбитражным судом  в государственной бюджет.

                Убытки, причиненные злоупотреблением  монопольным  положением

           и недобросовестной конкуренцией, подлежат  возмещению  по  искам

           заинтересованных  лиц  в   порядке,  предусмотренном  гражданским

           законодательством Украины.

           _______________________________________________________________

           _______________________________________________________________

Информация о работе Балтийский мясокомбинат