Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:34, дипломная работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни , конкуренция на
товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не
только специалистов, но и широких слоев населения.
Введение
.................................................................
.............. 2
(. Монополистические тенденции и монополии в рыночной
экономике.
( 1. Возникновение и сущность монополий
........................ 4
( 2. Формы и виды монополий
........................................... 6
( 3. Монопольная цена. Монополия и конкуренция
............ 11
( 4. Особенности современной монополизации народного
хозяйства, ее позитивные и негативные факторы
........................... 17
((. Антимонопольная политика на современном этапе.
( 1. Антимонопольное законодательство
........................... 21
( 2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики
.................................................................
.................. 29
(((. Антимонопольная практика в рыночной экономике Запада,
возможность использования ее опыта в условиях Украины.
( 1. Антимонопольное законодательство зарубежом
...... 32
( 2. Государственный контроль за монополистической
деятельностью в странах с развитой экономикой
........................... 39
( 3. Анализ использования антимонопольной политики и
антимонопольного законодательства США и стран Западной Европы и
возможность их использования на Украине
................................ 43
Заключение
.................................................................
.......... 46
Список литературы
...............................................................
недействительными.
______________________________
_
*См. Мозолин В., Кулагин М. “Граждонское и торговое право
капиталистических стран”, М., 1980 г., с. 96
Американская система антимонопольного законодательства
принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система
помимо стран Западной Европы действует в Австралии, Новой
Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя
системами занимает
фактом, что антимонопольное
с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое
количество исключений из
Первый антитрестовский закон был принят в штате Алабама в
1883 году. Затем, на протяжении 1889-1890 годов, аналогичное
законодательство было принято в других штатах США*. Принятие
антитрестовского
разработке соответствующих
1890 г. появляется так называемый Закон Шермана, положивший
начало антимонопольному законодательству США. Главной
особенностью этого
монополий, что придает ему, в отличие от законодательства других
стран, наиболее жесткий
положений Закона Шермана были приняты Закон Клейтона и Закон о
федеральной торговой комиссии. Эти три нормативных акта с
последующими изменениями и дополнениями составили костяк
антимонопольного
Основная особенность
заключается в принципе
признания их незаконными изначально, в то время как
западноевропейское
______________________________
_
*См. Жидков О. “Антитрестовское законодательство США”,
М.,1963 г., с.34
принципе регулирования монополистической практики путем
устранения ее отрицательных последствий. Но вскоре судебная
практика в США нашла
правило запрета всякой монополии нашло смягчение. Таким
инструментом стало так называемое “правило разумности”,
одобренное Верховным судом США в 1911 г. Верховный суд
постановил, что Закон Шермана основывается на доктринах общего
права об ограничении торговли и что его следует толковать в
пользу запрета только тех ограничений, которые можно
классифицировать как “неразумные” согласно принципам общего
права.
Кроме этого, американские суды со временем стали
использовать и другие
целом открыло для них и возможность более гибкого подхода к
регламентации
судебного усмотрения. Так, в американской правовой литературе
указывается, что отрицательные последствия жесткого правила
незаконности монополий как
способами: более узким
исключений из него и
широком анализе монополистической практики в рамках применения
“правила разумности”.
Однако сам режим
времени претерпевает определенные изменения (смягчение или
ужесточение), связанные с различными факторами, в частности со
сменой экономической политики после прихода к власти
определенной администрации, ослаблением или усилением
государственного вмешательства в дела частного сектора.
Преобладающей в настоящее
его антипода ( конкуренции, исходя из принципа эффективности
экономики. Иными словами,
в плане ограничения конкуренции могут перекрываться
экономической эффективностью
Ярким примером страны с европейской системой патентного
законодательства является Великобритания. В целом оно
либеральнее американского
как следует традиционной
минимизации прямого государственного вмешательства в
хозяйственную деятельность
Становление современного
Великобритании связано с
ряда нормативных актов в области ограничительных торговой
практики и добросовестной торговли: Закона о добросовестной
торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике
1975 г., законов о суде по
г.г., Закона о перепродажных ценах 1976 г. Результатом попытки
совершенствования правового регулирования процессов
монополизации в стране стали разработка и принятие Закона о
конкуренции 1980 г. Однако в целом надежды, возлагаемые на этот
Закон, не оправдались, поскольку процедура контроля за
антиконкурентной практикой не стала более оперативной и не
возросло количество
С принятием Закона от 19 июля 1977 г. наметились глубокие
изменения во французском
в соответствии с этим Законом были ужесточены санкции по
отношению к запрещенным
положением на рынке. Впервые был организован контроль за
концентрацией производства. В 1986 г. Принято новое французское
антимонопольное
от ранее действовавшего. Суть его можно понять в связи с
государственным вмешательством в экономическую жизнь страны (так
называемая политика “
регулированием цен.
Франции стал отказ от
государства, хотя и со многими оговорками. Отныне борьба с
инфляцией, установление и
рыночного механизма.
Как указывалось выше, антимонопольное законодательство ФРГ
занимает промежуточное положение между двумя системами
антимонопольного законодательства. Значительным импульсом в
развитии антимонопольного законодательства в ФРГ стало
утверждение там свободной рыночной экономики в послевоенное
время. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об
обеспечении конкуренции
путем повышения
ведомстве по монополиям. Работа в этом направлении была
продолжена и завершилась принятием в 1957 г. Закона против
ограничений конкуренции,
название Картельного закона, что не совсем точно отражает его
содержание, поскольку он призван регламентировать ограничения
конкуренции не только в форме картелей. В последующие годы в
Картельный закон были внесены многочисленные изменения. В
настоящее время Закон
силу 1 января 1990 г., он так теперь и датируется. Следует
отметить, что Картельный закон ФРГ покоится на двух принципах:
принципе запрещения и принципе контроля и регулирования
монополистической
определенную категорию
и картельные постановления.
многочисленными исключениями, которые в значительной степени
нейтрализуют принцип
Закон Шермана объявляет незаконным заключение любого договора,
ограничивающего торговлю, то Картельный закон ФРГ признает
недействительным исполнение картельных договоров или
постановлений. Кроме того, в отличие от горизонтальных
конкурентных ограничений,
запрещаются. Они подлежат административному контролю с целью
предупреждения
Опыт законодательства промышленно развитых стран
свидетельствует о различных источниках правового регулирования
пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической
деятельности: отдельно принятые антимонопольные законы и законы
о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания,
Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы
гражданского права в области пресечения недобросовестной
конкуренции (Италия, Франция); антимонопольные или
антитрестовские законы и судебные прецеденты в области
пресечения недобросовестной
( 2. Государственный контроль за монополистической
деятельностью в странах с развитой экономикой.
Реализация положений антимонопольного законодательства
зарубежом осуществляется в административном, судебном или
смешанном порядке. В последнем случае решения административных
органов могут быть обжалованы в судах.
Наиболее сложна ситуация с государственным контролем за
монополистической
Особенности развития антимонопольного законодательства
Великобритании привели к созданию двух систем контроля за
монополиями. В первой из них, основанной на законах о
добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют
Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям,
государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая
система контроля, предусмотренная законодательством об
ограничительной торговой
ограничительной практике. Ведомство по добросовестной торговле
хранит различные сведения о злоупотреблениях господствующим
положением, информирует правительство о своих решениях и в
случае необходимости возбуждает следующие производства: передает
дела о монопольной ситуации
в какой-либо отрасли в
монополиям, осуществляет контроль за предполагаемыми слияниями
предприятий, передает дела о картельных договорах в суд по
ограничительной практике, возбуждает дела по поводу установления
и поддержания перепродажных цен. Следует также отметить, что