Судебная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:12, контрольная работа

Краткое описание

Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям.

Оглавление

1.Понятие и основные признаки судебной власти.
2. Судебная система, её структура.
3. Понятие звена судебной системы - основные суды, суды среднего звена, высшие суды.
4. Понятие правосудия, его признаки, принципы.

Файлы: 1 файл

Контр. работа по предмету Введение в специализацию. Моисеева Н.Н..docx

— 83.65 Кб (Скачать)

Такой вид судебная система  приобрела сравнительно недавно. До этого после судебной реформы, состоявшейся в 1922-1924 годах, она выглядела значительно проще: в нее входили только гражданские (общие) суды трех уровней (народные суды, суды среднего звена и Верховный Суд РСФСР). 15 декабря 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял решение об образовании Конституционного Суда РСФСР, а 24 мая 1991 года - арбитражных судов. 28 декабря 1991 года принято Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР "О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР", в соответствии с которым эти органы, бывшие до тех пор судами Союза ССР, перешли под юрисдикцию России. Другими словами, в нынешнем виде российская судебная система в целом существует с начала 1992 года, хотя в нее и внесены некоторые уточнения (подвергнуты корректировке наименования некоторых судов, а также структура подсистемы арбитражных судов).

При освоении материала об устройстве судебных систем вообще, а  не только российской, нужно иметь четкое представление о некоторых общих понятиях. К понятиям такого рода относятся прежде всего понятия "звено судебной системы" и "судебная инстанция".

Звеном судебной системы  считаются суды, наделенные однородными  полномочиями.

По этому признаку общие  суды подразделяются на суды трех звеньев (уровней):

* основное звено- районные (городские, межмуниципальные) народные суды;

* среднее звено - Верховные  суды республик, краевые, областные  суды, городские в Москве и  Санкт-Петербурге суды, суды автономной  области и автономных округов;

* высшее звено - Верховный  Суд РФ.

 

Подобным образом подразделяются военные суды:

* основное звено - суды  армий, соединений, флотилий и  гарнизонов;

* среднее, звено - суды  военных округов, флотов, видов  Вооруженных Сил и групп войск;

* высшее звено - Военная  коллегия Верховного суда РФ.

 

С 1 июля 1995 года стала трехзвенной  и подсистема арбитражных судов (до этого момента она была двухзвенной). В ее состав входят:

* основное звено - арбитражные  суды субъектов Российской федерации  (они перечислены выше в данном  параграфе учебника) ;

* среднее звено - федеральные  арбитражные суды округов (всего  таких округов образовано десять) ;

* высшее звено - Высший  Арбитражный Суд РФ.

 

Судебной инстанцией считается  суд (или его структурное подразделение) , выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений).

Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать  решение по существу тех вопросов, которые являются основными для  данного дела. По уголовным делам  это вопросы о виновности или  невиновности подсудимого в совершении преступления и о применении или  неприменении уголовного наказания, конкретной его меры. По гражданским делам  существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических  последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и  уголовных дел судами первой инстанций  могут быть почти все суды в  пределах предоставленных им законом  полномочий. Исключение составляют федеральные  арбитражные суды округов: им не дано право быть судами первой инстанции.

Содержание компетенции  всех судов первой инстанции более  или менее четко определено в  действующем законодательстве.

Суд второй (кассационной) инстанции  призван проверять законность и  обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. В системе общих и военных  судов в этом качестве могут выступать  все суды, кроме судов основного  звена. В подсистеме арбитражных  судов функции кассационных инстанций  выполняют федеральные арбитражные  суды округов (как будет показано ниже, в главе IX учебника, данная функция  этих судов отличается существенным своеобразием). В общих судах среднего и высшего уровня образуются кассационные коллегии. Проверку законности приговоров, вынесенных с участием присяжных  и не вступивших в законную силу, осуществляет кассационная палата, образуемая в составе Судебной коллегии по уголовным  делам Верховного Суда РФ.

Широкое признание получил  термин "надзорная инстанция". Им обозначаются подразделения судов, наделенные правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. В системе общих судов  в таком качестве могут выступать  президиумы судов среднего звена, а  также коллегии и Президиум Верховного Суда РФ. Для военных судов такой  инстанцией могут быть суды среднего звена (в их составе президиумов  нет). Военная коллегия Верховного Суда РФ, а для арбитражных судов - Президиум  Высшего Арбитражного Суда РФ.

После принятия Закона об арбитражных  судах 28 апреля 1995 года российской судебной системе вновь стал известен термин "апелляционная инстанция". Пока что такого рода инстанции есть в  подсистеме арбитражных судов. По закону под ними понимаются суды, уполномоченные повторно и в полном объеме рассматривать  дела, по которым решение еще не вступило в законную силу, какая-то из сторон не согласна с ним и  подала апелляционную жалобу. В подобных случаях происходит новое разбирательство  дела по существу и по его итогам выносится новое, решение. Такую  функцию могут выполнять только арбитражные суды субъектов Российской Федерации в отношении решений, вынесенных этими же судами по первой инстанции.

Вышестоящей инстанцией или  вышестоящим судом обычно называют суды, занимающие более высокую ступень  по отношению к данному суду. Пользуются также весьма созвучным термином "высшая судебная инстанция". Этот термин является синонимом наименований Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ.

 

3. ПОНЯТИЕ ЗВЕНА СУДЕБНОЙ  СИСТЕМЫ - ОСНОВНЫЕ СУДЫ, СУДЫ  СРЕДНЕГО ЗВЕНА, ВЫСШИЕ СУДЫ.

3.1. Основные суды.

В системе общих судов  народный суд является основным звеном. Это обусловлено прежде всего широкой его компетенцией по осуществлению правосудия, а также тем объемом работы, который фактически им выполняется. Ежегодно суды всех уровней рассматривают и соответствующим образом разрешают несколько миллионов уголовных и гражданских дел, материалов об административных правонарушениях. На долю суда основного звена приходится подавляющее большинство таких дел, все материалы об административных правонарушениях, подведомственных судам, а также дела по жалобам на законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей. Он не рассматривает лишь те уголовные и гражданские дела, которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов (краевых, областных, военных судов и т. п.). В связи с этим и определяется в основном его наименование: население обращается со своими проблемами, как правило, именно в этот суд, там оно и находит чаще всего необходимый ответ.

Принципы его организации  определены Конституцией РФ, Законом  о судоустройстве, Законом о статусе  судей и другим законодательством.

Суд этого уровня действует  в каждом районе или городе, не имеющем  районного деления, а кое-где (например, в Москве) - в недавно созданных  административных округах. В районе (городе) создается один суд, но возможно создание одного суда на район и  город или на район и города, расположенные на территории данного  района. Возможна организация межрайонных  судов с учетом объема работы и  других факторов. Право образования  таких судов принадлежит местной  администрации по представлению  министра юстиции РФ или по согласованию с ним.

Надзор за судебной деятельностью  народных судов осуществляют верховные  суды республик, краевые, областные, городские  в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов.

Организационное обеспечение  деятельности районных (городских) судов  при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону возложено на министерства юстиции

В наши дни эти суды нередко  называют просто районными, городскими, окружными или межмуниципальными (районными) судами (в Москве).

3.2. Суды среднего звена.

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в  Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов  занимают в системе общих судов  положение судов среднего звена . Они являются непосредственно вышестоящими для народных судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Суды среднего звена равнозначны  между собой по компетенции и  положению в судебной системе, имеют  широкие права по рассмотрению уголовных  и гражданских дел: они выступают  в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции  суды данного уровня рассматривают  уголовные дела о преступлениях  против государственной власти (кроме  дел о шпионаже, отнесенных к ведению  военных судов), дела об умышленном убийстве, при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых  других преступлениях (см. ст. 36 У ПК).

Суды этого уровня при  соблюдении установленных в законе условий вправе принять к своему производству гражданские и уголовные  дела, которые в принципе подсудны районным (городским) судам. Для "перенесения" гражданского дела в вышестоящий  суд требуется согласие спорящих сторон. Что касается уголовных дел, то для них установлены несколько  иные условия (см. § б главы IV учебника). Получив в порядке исключения дело из нижестоящего суда, областной или приравненный к нему суд рассматривает его по существу с Соблюдением всех процессуальных правил и принимает соответствующее решение.

В вышестоящие суды обычно попадают дела: а) имеющие большое  общественное значение; б) не получившие правильного разрешения после вторичного рассмотрения в районном (городском) суде; в) переданные в суды этого  уровня по решению надзорных инстанций. Кроме этого суды среднего звена  обязаны принять к своему производству для рассмотрения по первой инстанции  гражданские и уголовные дела, связанные с государственной  тайной.

Суды среднего звена, будучи вышестоящими по отношению к народным судам, активно участвуют в проверке законности решений, вынесенных этими  судами.

В соответствии со ст. 65 Конституции  РФ в состав Российской Федерации  входят:

21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных  округов, а также города федерального  подчинения - Москва и Санкт-Петербург.  Качественное рассмотрение дел  в кассационном порядке имеет  важное значение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений, обеспечивая тем самым осуществление целей и задач правосудия.

Рассматривая жалобы и  протесты на приговоры, решения и  определения народных судов, не вступившие в законную силу, суд среднего уровня путем дачи указаний по конкретным делам, не нарушая при этом принципа независимости народных судей при  разрешении дел, использует одно из важных средств повышения качества и  эффективности правосудия.

Кассационное определение, вынесенное по конкретному уголовному или гражданскому делу, имеет важное значение не только для данного дела. Оно оказывает влияние на всю последующую практику народного суда, содействуя тому, чтобы ошибки, допущенные в данном случае, не повторялись по другим делам. Это оказывает положительное влияние на формирование судебной практики, способствует улучшению работы данного и других народных судов.

В качестве надзорной инстанции  краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять  законность и обоснованность приговоров и других решений народных судов, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судебной практики в пределах края, области и т. п. Непосредственное ее выполнение возложено на президиум соответствующего суда.

В связи с принятием  в декабре 1993 года новой Конституции  РФ суды среднего звена приобрели  весьма ответственное полномочие по контролю за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений, в случаях, когда их действия связаны  с ограничением конституционных  прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища (см. ч. 2 ст. 23 и ст. 25 Конституции РФ). Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении "О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации" от 24 декабря 1993 года № 13 разъяснил (см. п. 1):

"Рекомендовать Верховным  судам республик, краевым, областным  судам, Московскому и Санкт-Петербургскому  городским судам, судам автономной  области и автономных округов,  военным судам округов, флотов, групп войск и видов Вооруженных  Сил принимать к своему рассмотрению  материалы, подтверждающие необходимость  ограничения права гражданина  на тайну переписки, телефонных  переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений. Районные (городские)  народные суды, военные суды армий,  флотилий, соединений и гарнизонов  не могут отказать в рассмотрении  таких материалов в случае  представления их в эти суды".

3.3. Верховный Суд РФ - высший  судебный орган судов общей  юрисдикции

"Верховный Суд Российской  Федерации, - говорится в ст. 126 Конституции  РФ, -является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики".

Другими словами, данный суд  призван выполнять по меньшей мере три основные социальные функции, реализация которых определяет его роль и место в судебной системе и системе других органов государственной власти:

* выполнение задач, которые  возлагаются на него как на  высший судебный орган по гражданским,  уголовным, административным и  иным делам, подсудным судам  общей юрисдикции;

* осуществление в предусмотренных  федеральным законом процессуальных  формах надзора за деятельностью  таких судов;

* дача разъяснений по  вопросам судебной практики.

Каждая из этих функций  имеет конкретное содержание, которое  будет раскрыто детально в последующих  параграфах данной главы. Здесь в связи с общей характеристикой Верховного Суда РФ и его положения в государстве достаточно отметить, что первая из названных функций этого суда проявляется в том, что он наделен полномочием рассматривать по существу (по первой инстанции) наиболее сложные и ответственные гражданские и уголовные дела, которые отнесены к ведению судов, как сказано в процитированной статье Конституции РФ, общей юрисдикции.

К судам такого рода можно  было бы отнести суды, уполномоченные рассматривать обычные, не требующие  специальных процедур и познаний дела (практически это все дела, кроме тех, что отнесены к ведению  Конституционного Суда РФ и арбитражных  судов).

Но положение высшего  судебного органа требует еще  того, чтобы он проверял законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений всех возглавляемых  им судов (общих и военных). За ни"' окончательное слово по конкретным судебным делам, рассмотренным общими и военными судами.

Информация о работе Судебная система