Судебная система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 06:50, реферат

Краткое описание

Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.

Файлы: 1 файл

Судебная система России.docx

— 26.71 Кб (Скачать)

Судебная система  России.

1. ВВЕДЕНИЕ

Суд среди других органов  государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца  и ответчика, только суд может  признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права  граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает  материалы о некоторых видах  административный правонарушений. Никакой  другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.

В новой Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993г., в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от законодательной и исполнительной нашла свое выражение в четком выделении самостоятельной главы 7 "Судебная власть", наряду с главами 4 "Президент Российской Федерации", 5 "Федеральное Собрание", 6 "Правительство  Российской Федерации".

Разделение властей означает, что каждая власть имеет монополию  на свои функции и не может выполнять  функции других властей.

Конституция РФ (ст. 118) и ныне действующий закон о судоустройстве (ст. 1) предусматривают, что отправление  правосудия является особым видом государственной  деятельности, самостоятельной государственной  функцией, осуществлять которую во исполнение законов вправе только специально для этого предназначенные органы - суды. Передача функций правосудия другим органам антиконституционна и недопустима. Т.е. в России нет  и не должно быть никаких иных, кроме  судов, государственных или общественных органов, которые имели бы право  рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела.

Правосудие не осуществляют различные квазисудебные органы типа кое-где еще сохранившихся товарищеских судов, создаваемые третейские суды, а равно действующие на постоянной основе Международный коммерческий арбитражный суд и и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ, учрежденные Законом РФ от 7 июля 1993г. "О международном коммерческом арбитраже". Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ, образованная его Указом от 31 декабря 1993г. Все эти учреждения административные и судебной властью не обладают.

2. СУДЕБНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАПАДНЫХ  СТРАН

Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие в форме  разрешения уголовных, гражданских  и административных дел в установленном  законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах  деятельность судов направлена на обеспечение  конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и  организаций.

В системе государственных  властей судебная власть выступает  главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Система  суда включает в себя различные специфические  судебные учреждения: гражданские, административные, военные и иные суды.

Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед  законом и судом, участие присяжных  заседателей, право обвиняемого  на защиту, гласность судопроизводства.

Вся система судов возглавляется  верховными судебными органами, которые  во многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В  некоторых странах конституционные  суды не входят в систему судов  общей юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими  органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет  право толкования конституции.

Так, судебная система США  включает федеральные суды, суды штатов и местные суды. Федеральная система  состоит из районных, окружных (апелляционных) судов и Верховного суда США. Все  судьи этой системы назначаются  персонально президентом с согласия и одобрения Сената. Верховный  суд США является судом первой инстанции и занимается наиболее важными делами, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов. Верховный суд США одновременно исполняет функции конституционного суда.

В Италии судебная система  включает Высший Кассационный суд, суды по гражданским делам, суды по уголовным  делам, а также апелляционные  суды. Обособленное место в механизме  государства занимает Конституционный  суд в составе 15-ти судей, назначаемых (по третям) президентом, совместным заседанием палат парламента и Высшими общей  и административной магистратурами, включающими высших должностных лиц судебного ведомства. В Англии все судьи назначаются монархом. В других странах существуют иные правела формирования судебных органов. Однако среди них преобладает правело, согласно которому судьи не избираются, а назначаются пожизненно, что повышает стабильность правосудия и гарантирует независимость судебных органов от других органов власти.

3. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Под судебной системой следует  понимать совокупность всех судов России.

В судебную систему России входят все суды:

- Конституционный Суд  РФ;

- Верховный Суд РФ и  суды общей юрисдикции, в

отношении которых он осуществляет в

предусмотренных законом  процессуальных формах

судебный надзор и дает обязательные для

исполнения разъяснения  по вопросам судебной

практики;

- Высший Арбитражный Суд  РФ и все арбитражные

суды,в отношении которых он наделен полномочиями

судебного надзора и дачи разъяснений по вопросам

разрешения экономических  споров и иных дел,

рассматриваемых арбитражными судами.

Совокупность указанных  судов РФ связана единством задач  по отправлению правосудия и процессуальной формой функционирования.

В настоящее время в  соответствии с Конституцией и законодательством  о судоустройстве все суды обладают некоторыми организационными и функциональными  связями, что дает основание рассматривать  каждое из звеньев судебной системы  в качестве ее элементов.

3.1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД  РФ

Конституционный суд РФ - специализированный орган правовой охраны Конституции. Его деятельность в данной области имеет контрольный  характер. Это определяется прежде всего тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции РФ. Возникновение специализированных органов конституционного контроля можно отнести к началу 2О-х годов нынешнего столетия. Именно в 192О году первый конституционный суд был создан в Австрии. В связи с этим при определении такой модели правовой охраны конституции используются термины: "западноевропейская", "европейская", "австрийская". Следует заметить, что второй, наиболее распространенной, моделью в данной сфере является "американская". Главный ее признак - выполнение основной функции по обеспечению конституционного контроля судами общей юрисдикции.

В СССР долгие годы функционировала  принципиально иная система. Основная роль в конституционном контроле отводилась постоянно действующему высшему коллегиальному органу государственной  власти: на уровне Союза ССР Президиуму Верховного Совета СССР, на уровне республик  Президиумам Верховных Советов  республик. Данная система на практике показала свою несостоятельность.

В мае 199О г. в СССР начал  действовать Комитет конституционного надзора СССР. По более новаторском, перспективному пути пошла Россия.В 1991 г. в ней создается Конституционный Суд. Основные вопросы его организации и деятельности были урегулированы в Законе РСФСР от 6 мая 1991г. "О Конституционном Суде РСФСР". Принятая в декабре 1993г. новая Конституция России внесла существенные изменения в статус Конституционного Суда, его компетенцию и т.д. Она более подробно, по сравнению с прежней, закрепила организацию и деятельность данного органа. Летом 1994г. был принят, в замен старому Закону "О Конституционном Суде РСФСР", новый Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", подробно и всесторонне урегулировавший его организацию и деятельность. Четко определен статус Конституционного Суда как составной части судебной власти, как специализированного органа конституционного контроля. Статья 1 нового Закона гласит: "Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства".

Частью первой статьи 125 Конституции  определен численный состав Конституционного Суда РФ. Он равен 19. Новая Конституция  называет членов Конституционного Суда судьями. Они назначаются на должность  Светом федерации по представлению  Президента РФ. Каждый судья назначается  на должность в индивидуальном порядке  путем тайного голосования.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда является независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправность сторон.

Часть вторая статьи 125 Конституции  РФ регулирует наиглавнейшее полномочие Конституционного Суда. Это контроль за соответствием Конституции РФ иных правовых актов. Прежде всего дан четкий перечень субъектов возбуждения такого рода дел в Конституционном Суде. К их числу отнесены: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти РФ. Установлена конкретная форма обращения о проверке конституционности запрос.

Отправной точкой в сфере  конституционного контроля названа  Конституция России. Именно она обладает наивысшей юридической силой  по отношению ко всем остальным правовым актам. Приоритет Конституции - неотъемлемый и непременный признак демократического, правового государства.

Определены объемы конституционного контроля. При этом дан исчерпывающий  перечень правовых актов, которые подлежат рассмотрению Конституционным Судом  с точке зрения их соответствия Конституции. К первой группе относятся акты федерального уровня: федеральные законы; нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Вторую группу составляют акты субъектов Федерации. Однако не подлежат контролю со стороны Конституционного Суда акты, принятые по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти субъектов РФ. Третья группа - внутригосударственные или внутрифедеральные договоры России. Здесь даны два их вида договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. К четвертой группе относятся международные договоры России. При этом процедуру конституционного контроля в Конституционном Суде могут проходить лишь не вступившие в силу международные договоры.

В части третей статьи 125 дана характеристика полномочий Конституционного Суда РФ, которую следует определить как разрешение споров, имеющих конституционное  значение. Такого рода споры, как показывает мировой опыт и опыт нашей страны, имеют важное значение для жизни государств, их социально-экономических, политических систем, для каждого гражданина.

Конституция России наделяет Конституционный Суд правом разрешать  в данной области споры о компетенции  между федеральными органами всех видов  государственной власти; между органами всех видов государственной власти РФ и органами всех видов государственной  власти субъектов РФ и между высшими  государственными органами субъектов  Федерации. Споры о компетенции  органов могут касаться вопросов превышения компетенции или невыполнения компетенции тем или иным органом, выполнения органом полномочий другого  органа и т.д.

В части четвертой статьи 125 закрепляется прежде всего полномочие Конституционного Суда, имеющие важнейшее значение в реальном обеспечении прав и свобод граждан, закрепленных основным законом страны. Данный орган рассматривает дела о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Жалобы могут быть индивидуальными и коллективными.

В части пятой статьи 125 впервые в отечественной практике за специализированным органом конституционного контроля закреплено право толкования российской Конституции. Эта функция  обусловлена самой природой данного  органа. Без нее невозможен реальный и эффективный конституционный  контроль. Однако в соответствии с  частью пятой статьи 125 давать толкование Конституции по своей инициативе Конституционный Суд не может. Эту  деятельность он осуществляет лишь по запросу ряда государственных органов  и должностных лиц. Толкование Конституции  Конституционным Судом, проведенное  в таком порядке, имеет официальный  и общеобязательный характер для  всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В части седьмой статьи 125 определены полномочия Конституционного Суда, связанные с процедурой отрешения  Президента РФ от должности. Именно этот орган рассатривает дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Данные действия Конституционный Суд совершает по запросу Совета Федерации.

3.2. ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ

Придание Верховному Суду РФ статуса высшего судебного  органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления  его компетенции: дела, подсудные  судам "общей юрисдикции". Следовательно, по делам о проверке конституционности  законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических  спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку  эти дела рассматривают соответственно Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный  Суд РФ и арбитражные суды субъектов  РФ.

Перечень дел, в отношении  которых Верховный Суд выступает  в качестве суда высшей инстанции, не является исчерпывающим. Помимо гражданских, уголовных и административных дел, в нем упомянуты и иные дела. Способ определения путем открытого  перечня отражает ведущиеся поиски наиболее совершенных форм судебной деятельности.

В настоящее время Верховный  Суд РФ действует в составе  Пленума, Президиума, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам , и Военной коллегии. Полномочия Верховного Суда определены Законом РСФСР от 8 июля 1981 г."О судоустройстве РСФСР", Гражданским процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами РСФСР.Он рассматривает дела в к-ачестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Последние три вида производства и есть деятельность, выполняя которую Верховный Суд, как сказано в статье 126, "осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах формах судебный надзор".

Информация о работе Судебная система России