Судебная система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 06:50, реферат

Краткое описание

Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.

Файлы: 1 файл

Судебная система России.docx

— 26.71 Кб (Скачать)

Что касается его полномочий как суда первой инстанции, то Концепция  судебной реформы, одобренная парламентом 24 октября 1991 г., предлагает максимально  ограничить их либо вовсе отменить. Однако необходимо сохранить право  судьи, обвиняемого в совершении преступления, настаивать на рассмотрении его дела Верховным Судом РФ по первой инстанции.

Длительно считалось беспорным, что Пленум Верховного Суда РСФСР на основе изучения и обобщения судебной практики и статистики дает руководящие указания, обязательные для судов (статья 56 Закона "О судоустройстве РСФСР"). При этом игнорировался тот факт, что обязательность руководящих разъяснений подрывает принцип независимости судей и подчинения их только закону, ибо судьи не могут не подчиниться разъяснениям, которые являются для них руководящими и обязательными. Статья 126 Конституции, оберегая независимость судей, изменила прежнее двусмысленное их положение: разъяснения Верховного Суда больше не характеризуются как руководящие и нет указания, что они обязательны для судей.

3.3. АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ

В России, как и в других странах СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и  администрая_я1тя.я0ивным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом РФ.

Такой дуализм не известен большинству государств "дальнего зарубежья". Его можно объяснить  существованием длительное время (свыше  шестидесяти лет) в бывшем СССР и  РСФСР самостоятельных, независимых  от общих судов органов по разрешению хозяйственных споров - государственных и ведомственных арбитражей, входивших в систему союзных республиканских органов государственного управления.

Организация и деятельность арбитражных судов определяются в настоящее время статьями 118-125 и 127 Конституции Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. "Об арбитражном суде" (действует с 1 октября 1991 г. и от 7 июля 1993 г.), а также Арбитражном  процессуальным кодексом (принят Верховным  Советом РФ 5 марта 1992 г., действует  с 15 апреля 1992 г. с изменениями, внесенными Законом РФ от 7 июля 1993 г.). Система арбитражных судов республик в составе РФ, краевых, областных, городских, арбитражных судов, арбитражных судов автономной области, арбитражных судов автономных округов.

Статья 127 возлагает на Высший Арбитражный Суд, являющийся, согласно Закону "Об арбитражном суде", высшим экономическим судебным органом  РФ, выполнение нескольких функций.

Высший Арбитражный Суд: разрешает отнесенные к его ведению  экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и  второй инстанции в порядке, предусмотренном  для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, т.е. проверку законности и обоснованности вступившей в законную силу решений и определений арбитражных  судов; дает разъяснение по вопросу  судебной практики.

К ведению Высшего Арбитражного Суда отнесено разрешение только тех  экономических споров и иных дел, которые прямо предусмотрены  Законом "Об арбитражном суде", Арбитражным процессуальным кодексом (статья 23), иными законодательными актами РФ, межгосударственными соглашениями и международными договорами.

В статье 127 говорится об иных делах, рассматриваемых Высшим Арбитражным  Судом. Прежде всего это споры в сфере управления. Арбитражный процессуальный кодекс (статья 22) относит к ведению Высшего Арбитражного Суда лишь те споры в сфере управления, которые возникают с участием государственных и иных органов РФ.

Статья 127 Конституции возложила  на Высший Арбитражный Суд судебный надзор за деятельностью арбитражных  судов, который должен осуществляться в предусмотренных федеральным  законом процессуальных, а не административных формах, так как арбитражные суды независимо и не находятся в административном подчинении Высшего Арбитражного Суда. Высший Арбитражный Суд должен осуществлять судебный надзор в стогом соответствии с правилами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом. Сущность судебного надзора состоит в проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу решений всех арбитражных судов.

3.4 ПРОКУРАТУРА РФ

Конструирование правовых норм, определяющих организацию прокуратуры, в главе 7 Конституции, озаглавленной "Судебная власть", не должно вводить  в заблуждение и давать повод  рассматривать прокуратуру как  один из органов судебной системы . Единственный субъект этой системы - суд.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании анализа  Конституции РФ и других законодательных  актов, касающихся судебной системы, можно  сделать ряд выводов:

1) Измененное название - "Судебная  власть" - в новой Конституции  более точно отражает назначение  судов и юридическую природу  их деятельности - осуществлять одну  из разновидностей государственной  власти, а именно самостоятельную  судебную власть.

2) Отрицательным моментом  нынешнего названия главы 7 является  следующее. В систему органов  судебной власти оказалась включена  прокуратура (статья 129), что, конечно,  не соответствует роли прокуратуры  и ведет к необоснованному  расширению,размыванию содержания понятия "судебная власть".

3) Суды учреждаются Конституцией  и федеральным конституционным  законом. Система судов, осуществляющих  в государстве судебную власть, имеет важное политическое и  правовое значение и, как правело,  определяется на конституционном  уровне. Причем если перечень  судов закреплен в Конституции,  то никакие другие суды не  могут быть учреждены при помощи  обычного закона, так как для  этого необходимо изменить Конституцию.

4) В соответствии с действующим  в РФ законодательством (напр.,Закон от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР") правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, осуществляют суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ, Верховные Суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды автономной области, автономных округов, Московский и Санкт-Питербургский городские суды, районные (городские) народные суды. Военные суды, включаемые в федеральную судебную систему, рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним. В своей деятельности военные суды руководствуются тем же законодательством, что и другие суды, действующие на территории России.

5) Возникающие в процессе  предпринимательской деятельности  споры, вытекающие из гражданских  правоотношений (экономические споры)  либо из правонарушений в сфере  управления, рассматривают Высший  Арбитражный Суд РФ, Высшие арбитражные  суды республик в составе РФ , арбитражные суды краев, областей, автономной области, автономных округов, Московский и Санкт-Питербургский городские арбитражные суды.


Информация о работе Судебная система России