Судебная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:12, контрольная работа

Краткое описание

Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям.

Оглавление

1.Понятие и основные признаки судебной власти.
2. Судебная система, её структура.
3. Понятие звена судебной системы - основные суды, суды среднего звена, высшие суды.
4. Понятие правосудия, его признаки, принципы.

Файлы: 1 файл

Контр. работа по предмету Введение в специализацию. Моисеева Н.Н..docx

— 83.65 Кб (Скачать)

В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных  предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут  противоречить принципам, поскольку  последние в большинстве своем  закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу, - Конституции  РФ и федеральных законах. Они  также берут свои истоки и в  других высокоавторитетных актах - Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года.

В отличие от конкретных законодательных  предписаний специфика положений, именуемых принципами (основами), состоит  также в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными  не только для граждан, должностных  лиц и органов, призванных соблюдать  и исполнять законы, но и для  законодательных органов, которые, создавая новые законы или корректируя  их, должны считаться с существующими  демократическими требованиями или  традициями в той или иной сфере, в частности в сфере организации и деятельности правосудия.

Эти требования рождены прежде всего практикой развития и совершенствования правосудия у нас в стране. Они также учитывают в разумных пределах положительный опыт других стран, а равно опыт международного сотрудничества. В качестве примера могут послужить предписания таких международных документов, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, в которых можно найти немало прогрессивных положений по вопросам организации и осуществления правосудия. Эти документы признаны большим числом государств, в том числе Российской Федерацией, в силу чего являются обязательными к исполнению.

Для общей характеристики демократических основ правосудия существенным является то, что их содержание постоянно совершенствуется. Особенно активно идет этот процесс в последние  годы. Заметное содействие этому-процессу призвано оказать стремление реализовать пользующийся широким признанием замысел преобразовать наше государство в правовое и по-настоящему демократическое. Конкретным практическим шагом в данном направлении должно стать принятие 12 декабря 1993 года Конституции РФ. Ее многие положения, как будет показано в последующих главах учебника, уже сыграли свою роль в реформировании законодательства практически во всех сферах, в том числе в сфере, непосредственно связанной с правосудием, судебной властью, судами, повышением их авторитета не только в системе правоохранительных органов, но и в целом в государственном механизме.

Полная реализация обозначенных в Конституции РФ стратегических задач в области обеспечения  прав и свобод человека и гражданина, демократизации правоохранительной системы, по идее, должна привести к тому, что  судебная власть станет такое же влиятельной, авторитетной и полноправной, как  и другие ветви государственной  власти - исполнительная и законодательная. И это, естественно, сможет стать  стимулом для благоприятной корректировки  содержания принципов правосудия.

 

  Справедливость и правосудие 

Доклады - Статьи на тему 

 

Справедливость и правосудие

 

Jus aeqetatem semper spectare debet

Судья должен всегда

иметь в виду справедливость.

(латинское изречение)

 

В наши дни перед российским обществом стоит острая проблема реформирования основ общественной жизни. Решение этой проблемы невозможно без критического осмысления прежнего опыта, необходимого для выработки  нового понимания того, какими должны быть новые формы общественной жизни. Одними из наиболее значимых ориентиров в этом осмыслении являются для нас  сегодня идея демократического, правового  и социально-ориентированного государства  и тесно связанная с ней  идея гражданского общества. Ориентация российского общества на демократическое  правовое государства зафиксирована  в статье 1 Конституции РФ. Однако для воплощения этой идеи в действительность необходимо широкое внедрение правовых идей и механизмов в жизнь российского  общества, которое должно поставить  предел всесилию власти государства, сросшегося с теневыми и криминальными структурами, должно создать условия для интенсивного социально-экономического развития России, для возвращение ее в сообщество цивилизованных стран. Гражданское правовое состояние как раз и создает возможность для легальной индивидуальной и групповой активности, столь необходимой для возрождения былого величия России. Реализация правовых механизмов в жизни общества невозможна без актуализации основополагающих идей и категорий морально-правового сознания. Одной из таких категорий является категория справедливости, характеризующая "понятие о должном, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его неотъемлемых прав"1. О значимости понятие справедливости для юриспруденции свидетельствует латинское изречение, которое гласит "Юриспруденция есть знание вещей божественных и человеческих; это наука о справедливом и несправедливом"2. Целью данной работы является выяснение содержания понятия справедливости в связи с такой формой осуществления права как правосудие.

Неразрывная связь понятий "справедливость" и "правосудие" зафиксирована в языковой практике. В "Словаре живого великорусского языка" В.И.Даля понятие "справедливый" истолковывается как "правильный, сделанный по закону, по правде, по совести, по правоте", а понятие "правосудие" - как "правый суд, справедливый приговор, решение по закону, по совести, по правде"3.

С другой стороны, народная мудрость фиксирует несоответствие реальной судебной практики представлениям о  правде и совести. Это выразилось в таких пословицах как "Суд  на неправде стоит", "Закон - что  дышло: куда повернул, туда и вышло" и др. Таким образом, уже в древности  стала очевидной необходимость  корректировать деятельность суда в  соответствии с морально-правовыми  нормами. Одной из регулятивных идей здесь становится идея справедливости. Обратимся к подробному анализу  ее содержания.

 

I. ПОНЯТИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ

 

1.1 Историческое развитие  учения о справедливости. Проблема  сущности, происхождения и определения  справедливости.

 

Первое в истории общественного  сознания понимание справедливости было связано с непререкаемостью норм первобытного строя. Здесь справедливость понималась как простое следование общепринятому порядку. В этом смысле характерно, что, например, древнегреческое слово ((((, соответствующее нашему слову "справедливость", означало лишь "обычай", "уклад жизни". В социальной практике такое понимание справедливости имело негативный смысл - требование наказания за нарушение общей нормы. Одним из воплощений такого понимания справедливости, которое в науке определяется как ретрибутивная, воздающая справедливость, можно считать принцип "око за око, зуб за зуб", реализовавшийся в институте родовой мести. Более сложное, позитивное понимание справедливости, включающее наделение людей благами, возникает в период выделения индивидов из рода. Первоначально оно обозначает главным образом равенство всех людей в пользовании средствами жизни и правами. Однако, с возникновением частной собственности и неравенства справедливость начинают отличать от простого равенства, включая в нее и различия в положении людей сообразно их достоинствам. Так, например, знаменитый древнегреческий философ Демокрит писал: "Наиболее содействует делу справедливости и добродетели тот, кто отдает наибольшие почести самым достойным"4. То же понимание справедливости выражает и имевший широкое хождение античный афоризм "Справедливость есть постоянная и неизменная воля воздавать каждому по заслугам"5. В социальной утопии Платона понятие справедливости характеризует такое общественное устройство, где каждое из трех сословий добросовестно исполняет свои обязанности и не вмешивается в дела других. Справедливость, которую Платон считает "добродетелью великих душ", заключается, по его мнению, в том, чтобы "...производить свое и не хвататься за многое"6. Другой великий греческий философ, Аристотель считал, справедливость может означает, с одной стороны, равенство для равных, а, с другой стороны, неравенство для неравных. Именно Аристотель впервые разделил справедливость уравнительную и распределительную. "Что касается специальной справедливости..., то один вид ее проявляется в распределении почестей, или денег, или вообще всего того, что может быть разделено между людьми, участвующими в известном обществе (здесь может быть равное и неравное наделение одного перед другим). Другой вид ее проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена". При этом особенно важным для справедливости Аристотель считает воздаяние, которое должно исходить из принципа пропорциональности. Это обосновано тем, что, с его точки зрения, общество держится тем, что каждому воздается пропорционально его деятельности7. Таким образом, Аристотелю удалось сформулировать основополагающее для современного понимания справедливости противоречие между идеей равенства и идеей заслуг и достоинства, предполагающей признание социального неравенства и пропорциональность воздаяния. Это разграничение равенства и пропорциональности получило свое развитие в социально-правовой мысли Средних веков и Нового времени. Равенство как основа справедливости признавалась здесь ограниченно, то есть в каком-нибудь определенном отношении. Средневековая христианская мораль допускала лишь религиозное равенство в смысле их общего происхождения от Бога ("братства во Христе") и причастности первородному греху. Соответственно несправедливым могло считаться лишь неоправданно жестокое обращение государя с подданными. В новоевропейском буржуазном обществе, где была в определенной мере преодолена нерушимость сословных границ, понимание справедливости уже предполагает известное реальное равенство прав (политическое и юридическое равенство перед законом, экономическое равенство возможностей и эквивалентность обмена товарами и услугами), которое на практике оказывается в значительной мере формальным. Соответственно изменяется и понимание основы пропорциональной справедливости. Если средневековая мораль видит ее в достоинствах, связанных со степенью "благородства" происхождения, то буржуазная мораль, возникающая во многом под влиянием этики протестантизма, видит ее в способности и усердии проявленных данным человеком и его предками и воплощенных в накопленном богатстве.

Формирование новоевропейского понимания справедливости было связано  с формированием нового представление  о человеке. Человек здесь стал рассматриваться как самостоятельный  индивид, обладающий неотъемлемыми  правами и способный самостоятельно контролировать и регулировать свое поведение в обществе на основе некоторых  общезначимых норм. (В этом смысле характерно признание вины как идивидуальной ответственности каждого за свои собственные осознанные действия обязательным элементом состава правонарушения в отличие от права древности и средних веков, где признавалось так называемое объективное вменение, когда наказание применялось за осуждаемые государством церковью социальной группой последствия каких-либо действий совершенных без вины.) Таким образом, идея справедливости предполагает (хотя бы в качестве идеала, к которому следует стремится) обеспечение, с одной стороны, равенства всех индивидов в реализации их неотъемлемых прав, а, с другой стороны, возможностей социальной самореализации каждого без ущерба для других членов общества и пропорциональности общественных оценки и воздаяния для этой самореализации. Признание неотъемлемых прав человека позволяло значительно расширить сферу действия справедливости и успешно развивать механизмы ее реализации8.

Другим важным вкладом  новоевропейской мысли в понимание  справедливости было изменение представлений  о ее происхождении. Для античности было характерно представление о  том, что справедливость является характеристикой  естественного порядка вещей. Это  представление находит свое выражение  уже у Анаксимандра, учившего о  том, что из чего все вещи возникают, в то же они и возвращаются согласно справедливости, поскольку они за свою нечестивость несут наказание и получают свое возмездие друг от друга в установленное время. Аналогичное мнение высказывали также Демокрит и Эпикур. Демокрит, считавший, что ничто в мире не происходит без естественной причины, подчеркивал в своем учении объективную природу справедливости. Несправедливым он считал то, что противно природе. По мнению Эпикура, справедливость как соответствие людей космическому порядку проявляется в договоре о том, что полезно всем его участникам. Для средневековой мысли характерно представление о том, что источником справедливости является божественная воля.

 

В философии Нового времени  была отчетливо выявлена определенная взаимосвязь идеи справедливости с  идеей свободы. Как писал И. Зейме: "Где нет справедливости, нет и свободы, а где нет свободы, нет и справедливости"9. Наиболее яркое свое выражение эта мысль нашла в учение Г.В.Ф.Гегеля. По его мнению, конституция, в которой "разумная воля доходит до сознания и понимания самой себя", и есть "...существующая справедливость как действительность свободы и развития ее разумных определений"10.

В Новое время утверждается общественно-конвециональное понимание справедливости, прежде всего выразившееся в теориях общественного договора. Теории общественного договора отделяют государство как политико-правовой институт от общества, объявляют его созданием воли людей. По мнению, представителей теорий общественного договора ( в частности, Гельвеция), понятие справедливости не могло существовать до выхода людей из естественного состояния и создания ими законов. "Справедливость предполагает установленные законы"11. Такое понимание означало, что, в отличие от античной и средневековой интерпретации справедливости, где она обосновывалась авторитетом естественного закона и божественной воли, здесь справедливость оказывается зависящей от воли человека. Соответственно утверждение справедливости того или иного общественного порядка, учреждения, закона и т.д. в силу его "естественного" или "божественного" происхождения становилось невозможным. Идея относительности представлений людей о справедливости была высказана еще Гераклитом ("У бога прекрасно все, и хорошо, и справедливо, люди же одно считают справедливым, другое - несправедливым"), однако именно в философии Нового времени эта идея получает свое адекватное воплощение. Именно в философии Нового времени осознаны, с одной стороны, относительность всякого представления о справедливости, ведущая к признанию многообразия возможных представлений о ней, а, с другой стороны, - необходимость справедливости как некоторой идеи, с точки зрения которой оценивается то или иное общественное установление12. Как писал Вольтер: "Абсолютная справедливость недостижима также как абсолютная истина; но справедливый человек отличается от несправедливого своим стремлением к справедливости и надеждой ее достичь, как правдивый от лживого - своей жаждой истины и верой в нее."13 По мнению И.Канта, "когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей"14. С ним перекликается и мнение Дж. Стюарта Милля, который называл справедливость "главной частью и, вне всякого сомнения, самой священной и обязательной частью всякой морали"15. Справедливость имеет автономную, ни от чего не зависящую ценность. Ж.-Ж.Руссо писал: "Первая награда справедливости - это сознание того, что мы поступили справедливо". Идея справедливости таким образом превращается в некоторую регулятивную идею, необходимую для моральной оценки тех или иных законов и учреждений. По мнению Э.Ю.Соловьева, такое понимание справедливости связано с противопоставлением права и закона (или иначе нормативно-теоретическим определением закона), которое позволяет ввести этическую оценку в законодательство. Такое его определение он связывает с тем, что право понимается не как совокупность принудительных норм, регулирующих поведение каждого члена общества, но как мораль, регламентирующая правителя. Именно такое понимание права, которое Э.Ю.Соловьев, связывает с кантовской концепцией моральной автономии индивида, и соответствует концепции гражданского общества. Соответствующее такому праву законодательство делает общество автономным от государства и дает ему возможность контролировать последнее16.

Информация о работе Судебная система