Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:12, контрольная работа
Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям.
1.Понятие и основные признаки судебной власти.
2. Судебная система, её структура.
3. Понятие звена судебной системы - основные суды, суды среднего звена, высшие суды.
4. Понятие правосудия, его признаки, принципы.
В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить принципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу, - Конституции РФ и федеральных законах. Они также берут свои истоки и в других высокоавторитетных актах - Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года.
В отличие от конкретных законодательных
предписаний специфика
Эти требования рождены прежде всего практикой развития и совершенствования правосудия у нас в стране. Они также учитывают в разумных пределах положительный опыт других стран, а равно опыт международного сотрудничества. В качестве примера могут послужить предписания таких международных документов, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, в которых можно найти немало прогрессивных положений по вопросам организации и осуществления правосудия. Эти документы признаны большим числом государств, в том числе Российской Федерацией, в силу чего являются обязательными к исполнению.
Для общей характеристики
демократических основ
Полная реализация обозначенных
в Конституции РФ стратегических
задач в области обеспечения
прав и свобод человека и гражданина,
демократизации правоохранительной системы,
по идее, должна привести к тому, что
судебная власть станет такое же влиятельной,
авторитетной и полноправной, как
и другие ветви государственной
власти - исполнительная и законодательная.
И это, естественно, сможет стать
стимулом для благоприятной
Справедливость и правосудие
Доклады - Статьи на тему
Справедливость и правосудие
Jus aeqetatem semper spectare debet
Судья должен всегда
иметь в виду справедливость.
(латинское изречение)
В наши дни перед российским
обществом стоит острая проблема
реформирования основ общественной
жизни. Решение этой проблемы невозможно
без критического осмысления прежнего
опыта, необходимого для выработки
нового понимания того, какими должны
быть новые формы общественной жизни.
Одними из наиболее значимых ориентиров
в этом осмыслении являются для нас
сегодня идея демократического, правового
и социально-ориентированного государства
и тесно связанная с ней
идея гражданского общества. Ориентация
российского общества на демократическое
правовое государства зафиксирована
в статье 1 Конституции РФ. Однако
для воплощения этой идеи в действительность
необходимо широкое внедрение правовых
идей и механизмов в жизнь российского
общества, которое должно поставить
предел всесилию власти государства, сросшегося
с теневыми и криминальными структурами,
должно создать условия для
Неразрывная связь понятий "справедливость" и "правосудие" зафиксирована в языковой практике. В "Словаре живого великорусского языка" В.И.Даля понятие "справедливый" истолковывается как "правильный, сделанный по закону, по правде, по совести, по правоте", а понятие "правосудие" - как "правый суд, справедливый приговор, решение по закону, по совести, по правде"3.
С другой стороны, народная мудрость фиксирует несоответствие реальной судебной практики представлениям о правде и совести. Это выразилось в таких пословицах как "Суд на неправде стоит", "Закон - что дышло: куда повернул, туда и вышло" и др. Таким образом, уже в древности стала очевидной необходимость корректировать деятельность суда в соответствии с морально-правовыми нормами. Одной из регулятивных идей здесь становится идея справедливости. Обратимся к подробному анализу ее содержания.
I. ПОНЯТИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ
1.1 Историческое развитие учения о справедливости. Проблема сущности, происхождения и определения справедливости.
Первое в истории
Формирование новоевропейского
понимания справедливости было связано
с формированием нового представление
о человеке. Человек здесь стал
рассматриваться как
Другим важным вкладом
новоевропейской мысли в
В философии Нового времени была отчетливо выявлена определенная взаимосвязь идеи справедливости с идеей свободы. Как писал И. Зейме: "Где нет справедливости, нет и свободы, а где нет свободы, нет и справедливости"9. Наиболее яркое свое выражение эта мысль нашла в учение Г.В.Ф.Гегеля. По его мнению, конституция, в которой "разумная воля доходит до сознания и понимания самой себя", и есть "...существующая справедливость как действительность свободы и развития ее разумных определений"10.
В Новое время утверждается общественно-конвециональное понимание справедливости, прежде всего выразившееся в теориях общественного договора. Теории общественного договора отделяют государство как политико-правовой институт от общества, объявляют его созданием воли людей. По мнению, представителей теорий общественного договора ( в частности, Гельвеция), понятие справедливости не могло существовать до выхода людей из естественного состояния и создания ими законов. "Справедливость предполагает установленные законы"11. Такое понимание означало, что, в отличие от античной и средневековой интерпретации справедливости, где она обосновывалась авторитетом естественного закона и божественной воли, здесь справедливость оказывается зависящей от воли человека. Соответственно утверждение справедливости того или иного общественного порядка, учреждения, закона и т.д. в силу его "естественного" или "божественного" происхождения становилось невозможным. Идея относительности представлений людей о справедливости была высказана еще Гераклитом ("У бога прекрасно все, и хорошо, и справедливо, люди же одно считают справедливым, другое - несправедливым"), однако именно в философии Нового времени эта идея получает свое адекватное воплощение. Именно в философии Нового времени осознаны, с одной стороны, относительность всякого представления о справедливости, ведущая к признанию многообразия возможных представлений о ней, а, с другой стороны, - необходимость справедливости как некоторой идеи, с точки зрения которой оценивается то или иное общественное установление12. Как писал Вольтер: "Абсолютная справедливость недостижима также как абсолютная истина; но справедливый человек отличается от несправедливого своим стремлением к справедливости и надеждой ее достичь, как правдивый от лживого - своей жаждой истины и верой в нее."13 По мнению И.Канта, "когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей"14. С ним перекликается и мнение Дж. Стюарта Милля, который называл справедливость "главной частью и, вне всякого сомнения, самой священной и обязательной частью всякой морали"15. Справедливость имеет автономную, ни от чего не зависящую ценность. Ж.-Ж.Руссо писал: "Первая награда справедливости - это сознание того, что мы поступили справедливо". Идея справедливости таким образом превращается в некоторую регулятивную идею, необходимую для моральной оценки тех или иных законов и учреждений. По мнению Э.Ю.Соловьева, такое понимание справедливости связано с противопоставлением права и закона (или иначе нормативно-теоретическим определением закона), которое позволяет ввести этическую оценку в законодательство. Такое его определение он связывает с тем, что право понимается не как совокупность принудительных норм, регулирующих поведение каждого члена общества, но как мораль, регламентирующая правителя. Именно такое понимание права, которое Э.Ю.Соловьев, связывает с кантовской концепцией моральной автономии индивида, и соответствует концепции гражданского общества. Соответствующее такому праву законодательство делает общество автономным от государства и дает ему возможность контролировать последнее16.