Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 07:58, реферат
Актуальность темы состоит в том, что судебная система Израиля представляет собой уникальную систему. В ней сочетаются, как суды общей юрисдикции, так и суды со специальной компетенцией, в число которых входят и религиозные суды. Цель нашего исследования изучить судебную систему Израиля
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I. СИСТЕМА ОБЩИХ СУДОВ ИЗРАИЛЯ………………………..4
I.I. Верховный суд Израиля……………………………………..4
I.II. Окружной суд…………………………………………………7
I.III. Мировые суды………………………………………..7
II. СИСТЕМА СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ СО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЮРИСДИКЦИЕЙ………………9
II.I. Религиозные суды…………………………………………..9
II.II. Суды по трудовым конфликтам………………………...10
II.III. Административные суды………………………………...11
II.IV. Армейские трибуналы……………………………………12
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….14
ЭЛЕКТРОННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………………15
15
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
I. СИСТЕМА ОБЩИХ СУДОВ ИЗРАИЛЯ………………………..4
I.I. Верховный суд Израиля……………………………………..4
I.II. Окружной суд…………………………………………………7
I.III. Мировые суды………………………………………..7
II. СИСТЕМА СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ СО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЮРИСДИКЦИЕЙ………………9
II.I. Религиозные суды…………………………………………..9
II.II. Суды по трудовым конфликтам………………………...10
II.III. Административные суды………………………………...11
II.IV. Армейские трибуналы……………………………………12
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ЭЛЕКТРОННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………………15
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы состоит в том, что судебная система Израиля представляет собой уникальную систему. В ней сочетаются, как суды общей юрисдикции, так и суды со специальной компетенцией, в число которых входят и религиозные суды. Цель нашего исследования изучить судебную систему Израиля
I. СИСТЕМА ОБЩИХ СУДОВ ИЗРАИЛЯ
Все существующие в Израиле судебные органы делятся на два основных типа: к первому относятся общие суды, известные как гражданские или обычные, ко второму - судебные органы со специальной юрисдикцией.
I.I. Верховный суд Израиля
Израиль является единым государством с общей системой судов. Основной закон: “О системе судебных органов” предусматривает следующие три ступени гражданских судов: Верховный суд, окружные и мировые суды [3]. Верховный суд Израиля, или “Высший суд справедливости” (на иврите Багац), является высшей судебной инстанцией, решения которой являются обязательными не только для всех судебных органов, но и исполнительной и законодательной власти. В состав Высшего суда справедливости входят 12 судей, количество которых определено решением кнессета. Президент Верховного суда возглавляет всю судебную власть Израиля. Хотя вопросы законодательства являются прерогативой кнессета, Багац может обратить внимание парламента на целесообразность внесения тех или иных изменений в законодательную систему. Верховный суд также уполномочен определять, соответствует ли тот или иной законодательной акт Основным законам государства, а также объявлять недействительным любой документ, противоречащий конституционным нормам страны. Верховный суд также осуществляет функции апелляционного суда и в этом качестве заслушивает апелляции по уголовным и гражданским делам, судейские вердикты и другие решения, касающиеся парламентских выборов, дисциплинарных судебных вердиктов Ассоциации израильских адвокатов, административного задержания, жалоб заключенных и т.д. В качестве Верховного суда Багац выступает как суд первой инстанции, рассматривающий и проверяющий законность решений государственной власти, правительства, органов местного самоуправления и лиц, занимающихся общественной деятельностью. Багац ведет дела, затрагивающие основы судебной системы, а также выходящие за рамки компетенции нижестоящих судов или трибуналов. Верховному суду принадлежит особое право пересмотра уголовного дела, по которому уже вынесено окончательное решение. Этим правом обладает непосредственно президент Верховного суда, его заместитель или кто-то из членов Багац, назначенный лично президентом Верховного суда [2]. При этом можно выделить четыре особенности Высшего суда справедливости Израиля. Во-первых, Высший суд справедливости лишен права предварительного конституционного контроля (которым обладают конституционные суды в ряде европейских стран, например, во Франции, в Португалии и в Румынии); иначе говоря, судьи отказываются рассматривать степень легальности того или иного законопроекта, имеющего те или иные шансы быть принятым Кнесетом, пусть даже он и прошел утверждение в предварительном, первом и/или втором чтении. В функции Высшего суда справедливости входит конституционный контроль над уже принятыми законами, а не их предварительный экспертный анализ. Во-вторых, Верховный суд не наделен функцией “абстрактного контроля”, которая подразумевает возможность подачи запроса в суд о конституционности принятых законов и других нормативных актов, независимо от их применения в конкретных правоотношениях. Подобным правом в некоторых странах наделяются высшие органы исполнительной власти в лице, как правило, президента или премьер-министра. Израильский закон не наделяет кого-либо из руководителей законодательной или исполнительной ветвей власти какими-либо особыми полномочиями в вопросах конституционного права, что создает ситуацию, при которой все граждане страны имеют равные права подачи индивидуальной или коллективной конституционной жалобы. Кроме того, в отличие от полномочий органов конституционного контроля в таких странах, как Франция и Австрия, судьи Верховного суда не могут инициировать рассмотрение вопроса о конституционности тех или иных решений по собственной инициативе. Израильский Высший суд справедливости обладает исключительно правом конкретного (инцидентного) контроля, который предусматривает, что вопрос о конституционности закона или подзаконного акта ставится, рассматривается и решается только в связи с конкретным судебным разбирательством. В этом проявляется третья особенность принятой в Израиле системы: Высший суд справедливости подчиняется принципу “связанной инициативы” — иными словами, он не вправе рассматривать вопрос о конституционности нормативных актов, в том числе законов, по собственной инициативе. Четвертой структурной особенностью конституционного правосудия в Израиле является то, что в отличие от конституционных судов европейских стран, состав членов Верховного суда Израиля, осуществляющего конституционный надзор, практически не зависит от воли депутатов: в Комиссии по назначению судей, в которую входят девять человек, представлено лишь два члена Кнессета [1]. Число членов Верховного суда определяется решением Кнесета. В настоящее время Верховный суд состоит из четырнадцати судей. По традиции, старший по возрасту из судей Верховного суда становится его председателем, а следующий за ним - заместителем. Председатель Верховного суда является высшим должностным лицом в юридической системе Израиля. Верховный суд обычно заседает в составе трех судей. В зависимости от характера дела председатель или заместитель председателя Верховного суда полномочен расширить состав судебной коллегии до любого нечетного числа. Кроме того, сама судебная коллегия вправе ходатайствовать о расширении своего состава. Верховный суд также правомочен принять решение о дополнительном слушании коллегией в составе пяти или более судей дела, уже рассмотренного в Верховном суде меньшим составом судей [3].
I.II. Окружной суд
Окружной суд осуществляет функции суда первой инстанции и апелляционного суда, рассматривающего судебные постановления мировых судов. В качестве суда первой инстанции окружной суд рассматривает также те дела, которые выходят за рамки компетенции мирового суда или другого судебного органа. До недавнего времени окружной суд также заслушивал дела о гражданском состоянии. Теперь эти дела переданы мировым судам, фактически выступающими в этом случае в качестве судов по семейным делам. Подобные нововведения стали частью инициированного Багац через кнессет процесса всеобщей реструктуризации судебной системы, предусматривающей постепенную трансформацию окружного суда в сугубо апелляционный суд. Эта реформа также направлена на поэтапную передачу части полномочий Верховного суда (как высшей судебной инстанции страны) окружным судам, которые будут теперь функционировать также и в качестве административных судов. Обычно окружной суд заседает в составе одного судьи. Однако когда окружной суд выступает в роли апелляционного суда (при рассмотрении решения мирового суда) или суда первой инстанции, рассматривающим особо опасные преступления (преднамеренное убийство, изнасилование, сексуальные преступления в семье, а также преступления, представляющие угрозу госбезопасности), то в таких заседаниях участвуют трое судей. В компетенцию окружных судов также входят вопросы, связанные с экономическими спорами, банкротством, жалобами заключенных, апелляциями по налогам и регистрации кандидатов для участия в парламентских выборах [2].
I.III. Мировые суды
Учреждение мировых судов, определение территории их юрисдикции, их местопребывание и число судей находятся в компетенции министра юстиции. Юрисдикции мирового суда подлежат дела, наказание по которым не превышает трех лет тюремного заключения. В настоящее время в Израиле действуют тридцать мировых судов: два — в Иерусалимском округе, три — в Тель-Авивском округе, пять — в Хайфском округе, шесть — в Центральном округе, восемь — в Северном округе и шесть — в Южном округе. Министр юстиции может, проведя консультацию с местными органами власти, учредить местный суд или уполномочить мировой суд заседать в качестве местного суда. Юрисдикции местного суда подлежат правонарушения, подпадающие под статуты муниципалитетов и местных советов и под Закон о планировании и строительстве от 1965 г., а также под вытекающие из них подзаконные акты. Суд по местным делам рассматривается как мировой, и на него распространяется Закон о мировых судах. Местные суды действуют в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе, Тель-Авивском и Центральном округах. Министр юстиции может уполномочить мировой суд заседать в качестве суда по мелким искам. Максимальный размер исков, рассматриваемых в таких судах, устанавливается министром юстиции с одобрения комиссии Кнесета по вопросам конституции, права и судопроизводства.
II. СИСТЕМА СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ СО СПЕЦИАЛИЗТРОВАННОЙ ЮРИСДИКЦИЕЙ
Судебные органы со специальной юрисдикцией составляют: религиозные суды, суды по трудовым конфликтам, административные суды, армейские трибуналы.
II.I. Религиозные суды
В Израиле действуют раввинатский, мусульманский, христианский и друзский религиозные суды. Юрисдикция религиозных судов распространяется на вопросы, связанные с личным статусом граждан (брак, развод, алименты, опекунство и т. п.). В ряде вопросов юрисдикция религиозных судов совпадает с юрисдикцией окружных судов. Управление религиозными судами находится в ведении Министерства по делам религий. Квалификационные данные судей, порядок их назначения, время пребывания в должности, жалованье и вознаграждения регулируются для раввинского суда Законом о даянах от 1955 г., для мусульманского суда — Законом о кади от 1961 г., для друзского суда — Законом о друзских религиозных судах от 1962 г. Постановления этих законов, с соответствующими необходимыми изменениями, аналогичны постановлениям о судьях в сводной редакции Основного закона о судебной системе и Закону о судьях от 1984 г. Раввинские суды. Согласно Закону о компетенции раввинских судов от 1953 г., еврейский религиозный суд имеет исключительную юрисдикцию в вопросах брака и развода евреев (граждан или жителей Израиля), включая вопросы о выплате алиментов или содержания жене и детям, в исках евреек о халице против их деверей. В делах по опекунству, усыновлению, управлению имуществом, наследованию и т. п. компетенция раввинского суда совпадает с таковой окружного суда, куда дело может быть передано по желанию заинтересованных сторон. Раввинские суды имеют исключительную компетенцию в любом вопросе, связанном с устройством и внутренним управлением религиозным имуществом и религиозными пожертвованиями, учрежденными и зарегистрированными в раввинском суде согласно еврейскому праву. Если, согласно приговору раввинского суда, муж обязан дать развод (гет) жене, или жена обязалась принять гет от мужа, или мужчина обязан дать халицу вдове своего брата, но отказывается выполнить приговор, окружной суд по ходатайству генерального прокурора может привести решение в исполнение путем лишения отказчика свободы, пока тот не согласится выполнить принятое судом постановление. Мусульманский, христианский и друзский религиозные суды. Исключительной юрисдикции этих судов подлежат все вопросы личного статуса мусульман, христиан и друзов — граждан Израиля, кроме усыновления, правопреемства, завещания и наследства. Во всех этих вопросах компетенция религиозных судов совпадает с таковой окружных судов. Исключительной юрисдикции мусульманских, христианских и друзских судов подлежат вопросы, связанные с управлением культовым имуществом и религиозными пожертвованиями, зарегистрированными в мусульманском, христианском или друзском религиозном суде, или в соответствии с друзским религиозным обычаем. Если иск по гражданскому состоянию затрагивает лиц различных вероисповеданий, председатель Верховного суда решает, на рассмотрение какого суда передать дело [1].
II.II. Суды по трудовым конфликтам
Закон о судах по трудовым конфликтам от 1969 г. установил особую систему судов, состоящую из региональных судов и Национального суда по трудовым конфликтам (в нем работает шесть судей). Наряду с судьями, назначенных по обычной процедуре для гражданских судов, в судах по трудовым конфликтам заседают представители наемных работников и работодателей, назначаемые на три года министром юстиции и министром труда по согласованию с профсоюзными организациями и работодателями. Закон требует, чтобы представители общественности, заседающие в Национальном суде по трудовым конфликтам (но не в региональных судах), обладали опытом работы в сфере трудовых соглашений, экономики и т. п., либо были или имели право быть членами Коллегии адвокатов. Закон обеспечивает независимость общественных представителей, предусматривая, что в своей судебной деятельности они подчиняются только закону и что при исполнении своих обязанностей в качестве члена суда по трудовым конфликтам представитель общественности должен руководствоваться своей совестью, а не лояльностью организации, для представления интересов которой он был назначен. Исключительно окружным судам по трудовым конфликтам подсудны тяжбы между работником и работодателем (кроме дел, подпадающих под Закон о гражданских правонарушениях); конфликты по вопросам толкования, выполнения или невыполнения коллективного договора; дела, относящиеся к льготам, согласно Закону о льготах на государственной службе от 1970 г., и искам, согласно Закону о национальном страховании, и т. п. Юрисдикции Национального суда подлежат конфликты по поводу коллективных договоров, не относящиеся к ведению региональных судов, конфликты между организациями работодателей либо между организациями наемных работников по вопросам трудовых отношений, апелляции на решения врачебно-трудовых комиссий, а также рассмотрение апелляций на решения региональных судов [1].
II.III. Административные суды
В Израиле, как и во многих других странах Запада, усиливается тенденция передачи правовых разногласий между организациями или организациями и гражданами на рассмотрение специализированных административных судов. Старейший и наиболее распространенный вид таких судов - апелляционный суд, рассматривающий жалобы на действия административных учреждений, устанавливающих размеры социальных льгот, налогообложения и т.д. Среди многих судов этой категории можно выделить и суды, рассматривающие апелляции по решениям соответствующих организаций о компенсации за травмы, полученные в результате военной службы, или апелляции коммерческих компаний по поводу налоговых обложений. Позднее Кнесет принял решение о создании широкой сети судов с разнообразными специфическими функциями. Так, суды для рассмотрения Стандартной формы контрактов устанавливают случаи неверного употребления профессиональных терминов, влекущие за собой нарушения контрактов, а суды, специализирующиеся на вопросах регламентации производственной практики, играют важную роль в регулировании деятельности ряда организаций, не имеющих конкуренции [3].
II.IV. Армейские трибуналы
Армейские трибуналы действуют в соответствии с Военным законодательством (1955 г.). Армейскому трибуналу подсудны военнослужащие, совершившие как военные, так и гражданские нарушения или преступления. Категория граждан, подлежащих юрисдикции армейских трибуналов, достаточно обширна, поскольку в понятие "военнослужащий" закон включает и тех, кто находится на действительной службе или служит во вспомогательных частях, и резервистов в период прохождения ими активной воинской службы. Сюда же входят лица, служащие в армии по найму, и с некоторыми ограничениями - заключенные по приговору армейского трибунала. Система армейских трибуналов включает в себя суды низшей инстанции и апелляционные суды. Судебное разбирательство ведут два представителя армии и председательствующий, который должен обладать соответствующей юридической подготовкой. Апелляционный армейский суд заседает в составе трех человек, за исключением тех случаев, когда прокурор требует для обвиняемого смертной казни. Председатель суда или генеральный военный прокурор вправе расширить состав судейской коллегии до пяти человек и при рассмотрении других дел. В исключительных случаях дело, рассмотренное военным трибуналом, может быть обжаловано в Верховном суде [3].
ВЫВОДЫ
В ходе исследования мы выяснили,что судебная система Израиля состоит из двух основных подсистем – это суды общей юрисдикции и судебные органы со специализированной юрисдикцией. К первой подсистеме относятся: мировой суд, окружной суд и Верховный суд или Высший суд справедливости. Компетенция между ними разделена соответственно их уровню, кроме того Верховный суд выступает в качестве Конституционного суда и выполняет соответствующие полномочия. Ко второй подсистеме относятся: религиозные суды, суды по трудовым конфликтам, административные суды и армейские трибуналы.
ЭЛЕКТРОННАЯ ЛИТЕРАТУРА