Судебная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:12, контрольная работа

Краткое описание

Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям.

Оглавление

1.Понятие и основные признаки судебной власти.
2. Судебная система, её структура.
3. Понятие звена судебной системы - основные суды, суды среднего звена, высшие суды.
4. Понятие правосудия, его признаки, принципы.

Файлы: 1 файл

Контр. работа по предмету Введение в специализацию. Моисеева Н.Н..docx

— 83.65 Кб (Скачать)

Вторая из названных функций  Верховного Суда РФ тесно связан с первой. Осуществлять надзор за деятельностью судов - это значит, прежде всего, выявлять и исправлять допускаемые ими ошибки. Как подчеркнуто в Конституции РФ, делаться это должно только в процессуальных формах, т. е. с соблюдением установленных законом правил судопроизводства, а не произвольно. Выполнение данного требования - важное средство, призванное обеспечивать независимость всех нижестоящих судов.

Третья функция тоже не изолирована от других. Осуществление  ее позволяет Верховному Суду РФ активно  влиять в нужном направлении на практику применения конкретных законов не только судами, но и другими органами государственной  власти, общественными объединениями, должностными лицами. Разъяснения, даваемые Пленумом этого суда, опираются на обобщенную практику судов по применению конкретных законов, отражают ее суть и дают ориентиры для правильного  применения соответствующих законов  в будущем.

Наряду с названными функциями  Верховный Суд РФ имеет также  предоставленное ему ст. 104 Конституции  РФ право законодательной инициативы. Это важное средство обратной связи  нашего законодателя с практикой  применения принимаемых им законов. Именно на практике выявляются как  достоинства законов и других правовых актов, так и их недостатки. Верховный Суд РФ - один из органов, который располагает обширной информацией  о том, как действуют законы, в  чем трудности и недостатки их применения. Опираясь на такую информацию, он способен активно содействовать  законотворчеству, привлекая внимание к пробелам и иным недостаткам  действующего законодательства.

 

 

4. ПОНЯТИЕ ПРАВОСУДИЯ, ЕГО  ПРИЗНАКИ, ПРИНЦИПЫ.

 

Правосудие, как отмечено выше (см. § 2 гл. I и § 1 гл. III), - одно из направлений государственной деятельности, именуемой правоохранительной. Оно  также относится к числу важнейших  полномочий, осуществление которых  связано с функционированием  судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное  место.

Такие его роль и значение обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести прежде всего то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций. Именно правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания либо иного определенного в законе воздействия, а равно при реабилитации тех, кто незаконно и необоснованно привлекался к ответственности. Такое же слов? принадлежит ему и при определении правовых последствий, вытекающих из рассмотрения споров между гражданами, связанных с реализацией, скажем, трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имущественных или неимущественных прав, предоставленных им. Правосудие также является способом разрешения споров (имущественных и некоторых других), возникающих в сфере экономической деятельности между государственными и негосударственными организациями, лицами, занимающимися предпринимательством.

Судебные решения, принимаемые  в процессе или по итогам отправления  правосудия (приговоры по уголовным  делам, решения по гражданским делам  и т.д.) и нередко именуемые  в юридической литературе актами правосудия, в соответствии с законодательством  наделяются особыми свойствами. Одно из них - общеобязательность. Она означает, в частности, что вступившие в  законную силу приговор, определение  или постановление, вынесенные судом  при рассмотрении уголовного дела, являются обязательными для всех государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий, должностных лиц и граждан  и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Несколько иначе  по закону определяется социальное и  правовое значение судебных решений  по гражданским делам: после вступления в законную силу они, как правило, не исполняются автоматически. Для  их реализации требуется волеизъявление заинтересован ного лица либо наступление какого-то другого условия. Но если, к примеру, такое волеизъявление выражено, то требование об исполнении судебного решения по гражданскому делу становится обязательным для всех физических и юридических лиц на всей территории страны. Неисполнение судебного решения или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкций в отношении тех, кто повинен в этом. Например, в соответствии со ст. 315 УК злостное неисполнение государственным или иным служащим решения, приговора, определения или постановления суда либо воспрепятствование их исполнению может быть наказано различными мерами наказания, начиная от штрафа в размере от 200 до 400 минимальных размеров оплаты труда и кончая лишением свободы до двух лет.

-Сущность правосудия, его  роль и значение вместе с  тем проявляются не только  и не столько в том, что  оно, будучи ведущим и весьма  ответственным направлением (функцией) правоохранительной деятельности, венчается принятием общеобязательных  решений по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических  признаков.

К их числу следовало бы отнести прежде всего то, что по закону этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фиксирует вполне определенно. Ст. 4 Закона о судоустройстве однозначно говорит, что правосудие должно осуществляться путем:

- рассмотрения и разрешения  в судебных заседаниях гражданских  дел по спорам, затрагивающим  права и интересы граждан, предприятий,  учреждений и организаций; ,

- рассмотрения в судебных  заседаниях уголовных дел и  применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.

Данное положение означает, :что правосудие - это разбирательство двух категорий дел: гражданских и уголовных. Первая охватывает широкий и многообразный круг споров или правонарушений, касающихся имущественных и некоторых неимущественных прав и законных интересов частных лиц (российских граждан, иностранцев, лиц без гражданства), предприятий, учреждений и организаций. Среди дел этой категории можно найти дела, возникшие в связи с неуплатой кем-то долга, невыполнением обязательств по заключенному договору (скажем, о производстве или поставке каких-то изделий, выполнении услуг), незаконным увольнением с работы, выселением с занимаемой жилплощади, опубликованием в печати или иных средствах массовой информации порочащих сведений, ненадлежащим исполнением родительских обязанностей и т.д. Вторая категория дел (уголовные дела) касается сравнительно ограниченного круга правонарушений, а именно только тех, которые по закону считаются преступлениями, т. е. общественно опасными деяниями, ответственность за которые устанавливается уголовным законодательством. Разбирательство дел этой категории является деятельностью в высшей степени ответственной, поскольку речь идет о признании или непризнании конкретного человека преступником и применении или неприменении к нему мер уголовного наказания (например, штрафа, исправительных работ, лишения свободы, конфискации имущества).

При усвоении понятия правосудия нельзя упускать из виду, что параллельно  с указанными уголовными и гражданскими делами существует еще одна категория  дел, требующая значительного внимания широкого круга государственных  органов, в том числе судов. Это  дела (материалы) о правонарушениях, ответственность за которые устанавливается  административным законодательством, прежде всего Кодексом законов РСФСР  об административных правонарушениях (КоАП).

Меры взыскания, которые  могут быть назначены лицу, виновному  в таком правонарушении, обычно менее  строги, чем те, которые применяются  в отношении преступников (наиболее распространенными мерами административного  взыскания являются, например, штраф, как правило, в сравнительно небольшом  размере, конфискация орудия, с помощью  которого совершалось правонарушение, лишение права управлять автомобилем  или иным транспортным средством, лишение  права заниматься охотой).

Эти взыскания налагаются широким кругом органов и должностных  лиц, в частности начальниками органов  внутренних дел или их заместителями, должностными лицами учреждений железнодорожного и других видов транспорта, санитарного  надзора, охраны природы, государственных  инспекций по торговле, качеству товаров  и защите прав потребителей, по контролю за ценами, по обеспечению государственной  монополии на алкогольную продукцию.

Административные взыскания  могут налагать и судьи. Они уполномочены рассматривать дела (материалы) о мелких хищениях, мелком хулиганстве, проявлениях неуважения к суду, непринятии мер по частным определениям (постановлениям) судов (в таких судебных актах обычно даются предписания должностным лицам об устранении нарушений закона или иных недостатков в деятельности соответствующих организаций), невыполнении законных требований прокуроров, неявке по вызову прокурора, нарушениях законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, о воспрепят-ствовании осуществлению избирательных прав граждан, распространении заведомо ложных сведений о кандидатах в депутаты или на выборные должности, проведении агитации в день выборов, несоблюдении правил эксплуатации зон континентального шельфа, использования природных ресурсов, осуществления издательской деятельности, а также многих других правонарушениях. Всего в настоящее время в КоАП предусматривается более сорока видов административных правонарушений, по которым меры воздействия должны применяться судами.

Реализуя полномочия по разбирательству  дел (материалов) об административных правонарушениях, судьи вправе применять  сравнительно строгие меры из числа  тех, которые предусмотрены в  КоАП. Это, например:

* штрафы в относительно  высоких размерах (скажем, за нарушения  правил совершения действий в  зоне континентального шельфа  возможно наложение штрафа в  сумме до трех тысяч минимальных  размеров оплаты труда) ;

* конфискация объектов, с  помощью которых совершено административное  правонарушение (при определенных  обстоятельствах могут быть конфискованы, к примеру, орудия незаконного  лова, охоты, радиопередающее устройство  и даже морское судно) ;

* исправительные работы  сроком до двух месяцев с  удержанием из заработной платы  до двадцати процентов;

* административный арест  на срок до пятнадцати суток.

В качестве примера, характеризующего объем полномочий судей при разбирательстве  и разрешении дел (материалов) об административных проступках, может послужить то, что предусмотрено в ст. 165 КоАП об ответственности за неповиновение  работнику милиции. За такое деяние судья вправе применить штраф  на сумму от трех до двадцати пяти минимальных  размеров оплаты труда, а при отягчающих обстоятельствах - штраф на сумму от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда либо даже административный арест на срок до пятнадцати суток.

Однако деятельность народных судей, связанную с рассмотрением  и разрешением дел (материалов) об административных правонарушениях, закон (названная выше ст. 4 Закона о судоустройстве) не включает в состав правосудия. Она находится за его пределами, как и иная деятельность, осуществляемая судом вне рамок правосудия (обеспечение исполнения судебных решений и решений некоторых других органов, контроль за законностью и обоснованностью арестов и т.д.).

Другим отличительным  признаком правосудия является то, что данный вид государственной  деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется законом. Как было сказано выше, закон  подчеркивает, что рассмотрение и  разрешение гражданских и уголовных  дел должно происходить в судебных заседаниях. А это значит, что  разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора  возможно лишь при неуклонном соблюдении гражданского процессуального, арбитражного процессуального иди уголовно-процессуального  законодательства. Предписания эти  регулируют практически все наиболее существенные вопросы, которые могут  возникнуть при подготовке и проведении судебного заседания (порядок формирования законного состава суда, круг лиц, которые могут и должны участвовать  в заседании, их права и обязанности, последовательность выполнения конкретных действий, правила собирания, фиксации и исследования доказательств и  т. р.). Все процессуальные предписания в конечном счете направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения по существу.

К отличительным признакам  правосудия относится, наконец, также  то, что оно может осуществляться только особым органом - судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять  эту деятельность. Как уже отмечено, специфика полномочий судебной, власти требует того, чтобы осуществляющий ее орган строился и имел возможность  действовать так, как этого требуют .интересы законности и справедливости. Отсюда особенности порядка образования судов, их взаимоотношений с государственными учреждениями, реализующими другие ветви власти - законодательную и исполнительную. Отсюда также стремление установить особый порядок (процедуру) судебной деятельности, а равно стремление всемерно повышать авторитет судов, забота о том, чтобы они прочно занимали свое место на вершине пирамиды правоохранительных органов.

С учетом отмеченных отличительных  признаков правосудие можно было бы определить как осуществляемую судом  правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных  дел при неуклонном соблюдении требовании закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Демократические основы (принципы) правосудия - это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Такие  положения являются основополагающими  для всех предписаний законодательства по вопросам организации правосудия, роли и места его органов в  государственном механизме и  политической системе общества.

Информация о работе Судебная система