Судебная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:12, контрольная работа

Краткое описание

Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям.

Оглавление

1.Понятие и основные признаки судебной власти.
2. Судебная система, её структура.
3. Понятие звена судебной системы - основные суды, суды среднего звена, высшие суды.
4. Понятие правосудия, его признаки, принципы.

Файлы: 1 файл

Контр. работа по предмету Введение в специализацию. Моисеева Н.Н..docx

— 83.65 Кб (Скачать)

Необходимость моральной  оценки господствующих установлений нашла  свое выражение в противопоставлении понятия справедливости понятию  силы. Уже в древности справедливость понималась как определение праведного распоряжения своей властью. До нас  дошло изречение Фукидида, гласящее: "Похвалы достойны те люди, которые, по свойству человеческой природы устремившись к власти над другими, оказываются  более справедливыми, чем могли  бы быть по имеющейся в их распоряжении силе". Ему вторит изречение Менандра: "Справедливый человек не тот, который не совершил несправедливости, а тот, который имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым"17. Некоторые мыслители Нового времени специально подчеркивают моральный аспект справедливости. Русский философ В.С.Соловьев писал о том, что "справедливость в нравственном смысле есть некоторое самоограничение, ограничение своих притязаний в пользу чужих прав; справедливость является, таким образом, некоторым пожертвованием, самоотрицанием". С этим перекликается изречение французского моралиста Л. Вовенарг, гласящее, что "нельзя быть справедливым, не будучи человечным"18. Между тем, другие мыслители, отмечая несводимость справедливости к морали: "Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым."(В.Гюго), "Быть милосердным гораздо легче, чем быть справедливым"(А.Граф)19. Тем самым акцентируется ее связь с исполнением долга и неуклонного следования некоторой норме, то есть подчеркивается ее правовой аспект. Зафиксированная здесь проблема соотношения в понятии справедливости моральных и правовых аспектов выявляет необходимость поиска возможностей совмещения справедливости и силы, то есть такого положения вещей когда закон соответствовал нравственным нормам, а нравственные нормы могли бы стать действенными и реально воплощаться в жизнь посредством закона. Об этом писали, в частности, Б.Паскаль ("Справедливость без силы - одна немощь, сила без справедливости - тиранична. Надо, стало быть, согласовать справедливость с силой и для этого достигнуть, чтобы то, что справедливо, было сильно, а то, что, сильно, было справедливо"), К.А.Гельвеций ("Справедливость исчезает, когда она не обладает силой") и Ж.Жубер ("Справедливость без силы и сила без справедливости - обе ужасны")20.

 

1.2 Современное понимание  справедливости

 

Идея справедливости в  ее связи с моральной оценкой  политико-правовых установлений не теряет своей актуальности и для современной  социально-политической мысли. Подтверждением этому может служить развернувшиеся в 1970-х и вновь разгоревшиеся в конце 1980-х годов дискуссии вокруг книги Дж.Роулса "Теория справедливости". Т.А.Алексеева характеризует учение Дж.Роулса как деонтологический (связанный с учением о должном) либерализм, который противостоит утилитаристскому либерализму, признающему пользу единственной фундаментальной ценностью, в результате чего справедливость оказывается лишь вытекающей из общественной пользы и блага. В противовес утилитаристскому подходу теория Роулса утверждает самоценность права. В этом смысле теория Роулса принадлежит к теории "возрожденного естественного права"21. Именно приоритетное внимание к правам индивида (причем права эти расширяются Роулсом засчет включения в их число некоторых демократических свобод) должно стать основой для эффективного социального сотрудничества, благодаря которому только и возможна реализация справедливости22.

В заключении данного раздела мы попытаемся подвести итоги нашему разбору понятия справедливости. Справедливость есть понятие о должном, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его месте и роли в обществе и мире. Понятие справедливости требует соответствия между практической ролью различных и индивидов и социальных групп в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием, а также эквивалентности взаимного обмена деятельностью и ее продуктами. Характер требуемого соответствия зависит от конкретных исторических условий и специфики данного общества - в этом относительность понятия справедливости. Вместе с тем само требование справедливости, основанное на представлении о некоторой норме, присуще всем типам общества и в этом смысле имеет абсолютный характер. Для определения требуемого соответствия важную роль играют понятия равенства и пропорциональности. Современное понимание справедливости во многом обусловлено представлением о человеке, сформированным в новоевропейской культуре. Это представление о человеке как самостоятельном индивиде, обладающем неотъемлемыми правами и способным самостоятельно контролировать и регулировать свое поведение в обществе на основе некоторых общезначимых норм, связано с признанием первичности его и его прав по отношению к любым организациям, в частности, государству, и их благам. Представление о неотъемлемых правах человека сегодня имеет всеобщее признание и закреплено в ряде международно-правовых документов, таких как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Заключительный акт общеевропейского совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе и др, в результате чего права человека распространяются на сегодняшний день на всех жителей планеты. Апелляция к правам человека означает, что представление о справедливости на сегодняшний день не обосновывается каким либо священным авторитетом и проблема справедливости может становиться предметом обсуждения. Идея справедливости в ее современном понимании связана с идеей о необходимости общественной (моральной) оценки существующих установлений, законов и т.д. Как отмечает Т.А.Алексеева, "проблемы справедливости встают на повестку дня, когда возникает необходимость в общественной оценке деятельности соответствующих институтов для того, чтобы сбалансировать легитимные конкурирующие интересы и притязания членов общества"23. В этом смысле идея справедливости соответствует тому различению закона и права, которое в нашем правоведении проводится сторонниками "широкого" понимания права (Д.А.Керимов, Э.Ю.Соловьев, В.С.Нерсесянц, В.А.Туманов и др.). Представления о правах и совбодах человека, не всегда зафиксированных в текстах законов, содержатся в моральном сознании, нередко предлагающем коррективы к текстам закона или к их толкованию и применению. На это основана концепция "правового закона". Эта концепция, во-первых, исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от природы, ориентирует на обязательное выражениев законодательстве соответствующих этому предсталению нравственных ценностей и на оценку законодательства с этих позиций, во-вторых, эта концепция ориентирует практику применения и толкования закона на максимальный учет моральных критериев, в-третьих, приравнивая в общественном сознании незакрепленные законом нравственные ценности к тем, которые уже получили юридическую силу, она придает всем моральным ценностям силу закона, содействуя укреплению их непререкаемости и авторитета.

Таким образом концепция правового закона отражает предполагаемое идеей справедливости совершенствование правового регулирования с целью максимально полного воплощения в нем моральных норм.

 

II.CПРАВЕДЛИВОСТЬ И ПРАВОСУДИЕ

 

Justitia debet esse libera,

quia nihil inguens venali justitia;

plena quia justitia non debet claudicare

et celeris, quia dilatio est quadem negatio.

Правосудие должно быть свободным,

ибо нет ничего более несправедливого,

чем продажное правосудие; полным, ибо

правосудие не должно останавливаться

на полпути; скорым ибо промедление

есть вид отказа. (латинское изречение)

 

2.1 Справедливость как  основное требование правосудия. Способы и условия ее реализации.

 

Юридический энциклопедический  словарь правосудие определяется как "форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к  его компетенции дел - об уголовных  преступлениях, гражданских спорах и др."24. Правосудие имеет ряд  специфических признаков: оно осуществляется от имени государства, специальными государственными органами - судами, посредством  рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом  процессуальной форме. А.Т.Боннер считает неустаревшим определение правосудия, данное русским юристом И.Наумовым:"Действие правосудия состоит в справедливости дела и на разуме законов, и чтобы оные решения были точно так исполнены, какое в них содержится положение"25.

Справедливость судебных решений возможно только на основании  строгого соблюдения закона. Так характеризует  справедливость С.С.Алексеев: "справедливость приобретает значение правового принципа в той мере, в какой она воплощается в нормативно-правовом способе регулирования, в тех началах соразмерности, равенства и т.д., которые присущи самому построению правовой доктрины"26. Однако справедливость по сути дела не совпадает с законностью. Порой бывает так что в рамках закона правоприменитель находит решение верное с узкоюридической точки зрения, однако с учетом индивидуальных особенностей случая такое решение может быть справедливым далеко не всегда. Таким образом, справедливость имеет в юридической практике и самостоятельное значение. Она является одним из ведущих начал при решении юридических дел, когда суду предоставлена "свобода усмотрения", когда суд осуществляет функцию по индивидуальному регулированию. По мнению авторов учебника "Основы теории права", справедливость наряду с законностью, обоснованностью и целесообразностью является основным требованием к примененению права. При этом справедливость, необходимым условием которой являются законность и обоснованность, оказывается тесно связанной с принципом целесоообразности, понимаемым как "соответствием деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы в конкретной жизненной ситуации"27. Справедливым в рамках закона может быть признано единственно возможное в конкретном случае, наиболее оптимальное, разумное, гуманное решение. Оно может быть найдено на базе правильного установления обстоятельств дела, их верной правовой и социальной оценки и истолкования конкретной правовой нормы в системе других норм данной отрасли права, а при необходимости и всего права в целом. А.Т.Боннер считает,что определение справедливости невозможно без понятия истины. Он пишет: "истинность и справедливость - самые важные качества судебного приговора. Известно, что только установив истину можно справедливо наказать виновного. При этом наказание виновного только одна сторона его справедливости, второй чрезвычайно важной его стороной является полное соответствие тяжести содеянного и личности преступника. Правильное решение этого вопроса в судебной практике представляет большую трудность."28. Кроме того, как пишет А.Т.Боннер, в понятие истины в правосудии входит и не может не входить общественно-политическая оценка фактов, в том числе их моральная оценка. Без такого рода оценки невозможно вынести справедливое решение.

 

Выше мы охарактеризовали те параметры, без наличия которых  невозможно справедливое решение. Однако это еще не дает нам представления  о сущности справедливости как характеристики правосудия. А.Т.Боннер характеризует сущность справедливости как характеристики правосудия, критикуя положения выдвинутые Н.А.Чечиной и А.И.Экимовым. По мнению Н.А.Чечиной и А.И.Экимова несправедливым является незаконное и необоснованное решение. В то же время качество справедливости утрачивают даже обоснованное и законное судебное решение, если оно вступает в противоречие с требованиями морали. Таким образом несправедливость судебного решения по мнению указанных авторов возможна в следующих четырех случаях:

1)Если норма которая применяется судом, является несправедливой;

2)Если судом была избрана  "не та" норма права;

3)Если суд не установил  в необходимой степени обстоятельства  дела;

4)Если юридическая норма,  хотя и была избрана верно, истолкована неправильно.

Как отмечает А.Т.Боннер, второй и четвертый пункты могут быть охарактеризованы через понятие "незаконность", третий - через понятие "необоснованность". Напротив уяснить первую из числа приведенных Н.А.Чечиной и А.И.Экимовым ситуаций без употребления слова справедливость невозможно. В данном случае суд не в состоянии вынести справедливое решение, так как само законодательство еще не достигло соответствующего уровня. Радикальное устранение коллизии между моралью и правом в ситуации такого рода возможно, как правило, лишь путем приведения закона в соответствии с моральными установлениями. Но для этого, в частности, нужно убедить законодателя, что закон несправедлив, а потому должен быть отменен или изменен. Впрочем в ряде случаев выход из положения может быть более прост. Суд или иной правоприменительный орган должен попытаться более или менее удовлетворительно разрешит возникшую коллизию в рамках действующей правовой системы. Это можно сделать путем справедливого истолкования данной нормы и познания ее действительного смысла в системе норм конкретной отрасли права, а также права в целом, учитывая кроме того индивидуальные особенности дела подлежащего разрешения29.

В ряде случаев коллизии между  требованиями законности и справедливости судебного решения могут быть смягчены, если суд будет стараться  наиболее справедливо истолковать  применяемые им нормы права. Данному  вопросу в свое время определенное внимание уделил русский правовед проф. Е.В.Васьковский. Он указывал, что, в случае если норма является двусмысленной, то есть неясной, нужно понимать ее в смысле наиболее соответствующим духу действующего законодательства. Е.В.Васьковский предлагал из двух одинаково возможных смыслов нормы отдавать предпочтение тому, при котором норма представляется более справедливой30.

В свете принципа социальной справедливости чрезвычайно важно, чтобы любой конфликт или спор, возникший между субъектами правового  общения, был разрешен компетентным органом в точном соответствии с  законом и действительными обстоятельствами дела. Сложность и важность этой задачи повышается, когда общественное отношение по поводу которого возник спор, в должной мере не урегулировано законом. Преодоление пробелов в праве при разрешении гражданских дел чаще всего осуществляется на базе аналогии закона или аналогии права. Под аналогией в области юриспруденции понимается распространение нормы или определенного комплекса норм права на не предусмотренные законом, но существенно сходные ситуации. При применении аналогии закона правоприменительный орган распространяет на определенные правоотношения, регулирующие сходные отношения. По мнению С.С.Алексеева, использование аналогии - вполне естественный, нормальный порядок применения норм гражданского права, обеспечивающий его функционирование и "самонастройку" в соответствии с требованиями развивающихся общественных отношений. Однако бывают случаи, когда в данной отрасли права отсутствуют нормы, регулирующие данный тип отношений между с субъектами права. В случае такого отсутствия правоприменителю приходится обращаться к положениям смежного правового института либо смежной отрасли права, которые в таком случае применяются в субсидарном (дополнительном) порядке. Субсидарное применение обуславливается единством права и разделением его на соответствующие отрасли и институты, взаимосвязью и взаимозависимостью между ними, генетическими и функциональными связями, существующими между смежными и однородными правовыми институтами и отраслями права. Обращаясь к данному способу преодоления пробелов в праве правоприменитель должен обосновать сходство подлежащего разрешению случая с общественным отношением, урегулированным смежным правовым институтом либо смежной отраслью права. В некоторых случаях имеющийся в той или иной сфере общественных отношений правовой вакуум преодолевается с помощью сложившейся практики.31

Для вынесения справедливого  судебного решения, основанного  на учете индивидуальных особенностей дела и правильном выборе и оценке применяемых норм, большое значение имеют личные качества судьи. Таким  образом, проблема вынесения законных, обоснованных справедливых судебных постановлений  во многом определяется качественным составом кадров судебных и иных правоохранительных органов. Как пишет А.Т.Боннер, реализации справедливости при разбирательстве гражданских дел в известной мере мешают различные погрешности, упущения и неточности судей32. Между тем, еще знаменитый русский юрист А.Ф.Кони подчеркивал высокую значимость морального облика. Он писал: "Правосудие не может быть отрешено от справедливости. Забвение про живого человека, про брата во Христе, про товарища в общем мировом существовании, способного на чувство страдания, вменяет в НИЧТО и ум, и талант судебного деятеля, и внешнюю предполагаемую полезность его работы. Судья должен всегда помнить, что в его руках находится судьба, а иногда и сама жизнь человека"33.

Информация о работе Судебная система