Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 22:50, контрольная работа
Правовой статус международных судов, структуру, порядок формирования и юрисдикцию (компетенцию) Международного суда ООН, Международного трибунала по морскому праву и Европейского суда по правам человека.
1. Международная судебная система………………………………………………………..……3
21. Правовой режим континентального шельфа………………………………………………..11
41. Международное космическое право………………………………………………………….13
Список литературы……………………
Содержание:
1. Международная
судебная система……………………………………
21. Правовой
режим континентального шельфа…
41. Международное
космическое право…………………………………
Список литературы……………………………………………………
1. Международная судебная система.
Правовой статус международных судов, структуру, порядок формирования и юрисдикцию (компетенцию) Международного суда ООН, Международного трибунала по морскому праву и Европейского суда по правам человека.
1. Международный суд Организации Объединенных Наций
Международный суд был создан в качестве главного судебного органа ООН. Он действует с 1946 года. Правовую основу формирования, компетенции и деятельности суда составляют глава XIV Устава ООН и Статут Международного суда ООН, являющийся неотъемлемой частью Устава. Суд имеет свой Регламент. Статут включает четыре главы: I - организация Суда; II - компетенция Суда; III - судопроизводство; IV - консультативные заключения.
Члены ООН являются по определению и участниками Статута. Государства - не члены ООН также могут участвовать в Статуте Международного суда на условиях, определяемых в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.
Суд состоит из 15 независимых судей, избранных из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. При этом в составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены Суда действуют в личном качестве и не являются представителями государства своего гражданства. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами (ст. 19 Статута).
В структуре суда предусмотрены и действуют судьи, которые, не имея статуса его членов, привлекаются к разбирательству определенных дел с учетом их компетенции. В числе таких лиц известные юристы, которые в прошлом были членами Международного Суда. В судопроизводстве в рамках рассматриваемого конкретного дела судьи обладают равными полномочиями с избранными судьями, включая право голоса при вынесении решения.
Члены Суда избираются на раздельных заседаниях Генеральной Ассамблеей ООН и Советом Безопасности (в Совете для избрания необходимо получить восемь голосов). Срок полномочий судей - девять лет, при этом каждые три года переизбираются пять судей. Суд избирает председателя и вице-председателя на три года. Они могут быть переизбраны. Председатель руководит работой Суда и осуществляет контроль за его административным управлением при помощи Административно-бюджетного комитета и ряда других комитетов, в которых работают все члены Суда.
Согласно ст. 36 Статута, к ведению Суда относятся все дела, передаваемые ему государствами, как сторонами в споре, и вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями.
По общему правилу юрисдикция Суда факультативна. Иными словами, Суд вправе рассматривать конкретные споры с участием того или иного государства только с его согласия. Однако государства могут делать заявления о признании обязательной юрисдикции Суда по всем правовым спорам, касающимся: толкования договора; любого вопроса международного права; наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; характера и размера возмещения за нарушение международного обязательства. В этом случае Суд правомочен рассмотреть дело по заявлению одной из сторон.
Судопроизводство в Международном Суде ООН осуществляется на основе Статута Международного Суда ООН и Правил процедуры, принятых 14 апреля 1979г. (действуют с изменениями от 29 сентября 2005г.).
Официальными языками Суда являются французский и английский. Суд обязан по ходатайству любой страны предоставить ей право пользоваться и другим языком, однако решения Суда выносятся на французском и английском языках. Местопребывание Суда - Гаага (Нидерланды).
Стоны выступают в Суде через представителей и могут пользоваться помощью поверенных или адвокатов. Все эти лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоятельности выполнения их обязанностей.
Судопроизводство в Суде состоит из двух этапов: письменного и устного. Письменное производство заключается в сообщении Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов, ответов на них, представлении иных документов и длится, как правило, несколько месяцев. Во время устного этапа Судом заслушиваются свидетели, эксперты, представители сторон, адвокаты и другие участники процесса. Представляет интерес тот факт, что Суд может принимать меры к собиранию доказательств. Суд вправе поручить производство расследования или экспертизы любому лицу или органу по своему выбору.
Разбирательство дела в Суде производится публично, если стороны не просят о проведении закрытых заседаний.
После окончания выступлений сторон Суд удаляется на совещание, которое происходит в закрытом заседании. Все вопросы Судом разрешаются большинством голосов присутствующих; в случае равенства голосов голос председательствующего является решающим.
По итогам судебного разбирательства выносится решение, указываются имена судей, соображения, на которых оно основано. Решение подписывается Председателем и секретарем Суда и объявляется в открытом заседании. При этом судьи имеют право на особое мнение.
Решение Суда окончательно и не подлежит обжалованию, однако может быть пересмотрено на основании вновь открывшихся обстоятельств.
Компетенция Международного Суда определена в гл. II его Статута. Основная функция Суда - разрешение споров между государствами.
Вторая функция Международного Суда, определенная ст. 96 Устава ООН, - принятие консультативных заключений по юридическим вопросам. Суд вправе давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу помимо рассмотрения споров между государствами, по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы в соответствии с Уставом ООН, в том числе, по запросу Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Суд выносит консультативные заключения в открытом заседании.
В своих решениях Международный суд регулярно подтверждает, что в соответствии со своим статусом его функция ограничена установлением существующего права и не носит правотворческого характера.
Следует, что на Суд не распространяется ст. 12, запрещающая Ассамблее принимать резолюции по спорам, находящимся на рассмотрении Совета Безопасности.
Международный суд счел, что он не обладает правом осуществлять судебный контроль или быть апелляционной инстанцией в отношении решений других органов ООН. Вместе с тем он не раз высказывал свое мнение о соответствии международному праву решений того же Совета Безопасности. При рассмотрении конкретных дел Суд не может уйти от оценки правомерности резолюций органов ООН, относящихся к делу. Активный политический орган -- Совет Безопасности требует дополнения в виде беспристрастного судебного органа.
Как известно, наряду с Международным судом споры между государствами рассматриваются международными арбитражами, учреждаются новые судебные учреждения, Международный трибунал по морскому праву. Юридически они не подчинены Международному суду, но практически его решения принимаются ими во внимание. В целом роль Международного суда в последние годы возросли.
В Декларации тысячелетия ООН выражено намерение «укреплять Международный суд с тем, чтобы обеспечить правосудие и верховенство права в международных делах».
2. Международный трибунал ООН по морскому праву
В международном морском праве создан специализированный международный судебный орган - Международный Трибунал ООН по морскому праву. Правовое положение Трибунала определяется Конвенцией ООН по морскому праву, Статутом Международного трибунала по морскому праву, являющимся приложением IV Конвенции, а также Регламентом Трибунала 28 октября 1997 года (с изменениями 2001 г.).
Местопребыванием Трибунала является город Гамбург (ФРГ), но его заседания могут проходить и в других местах.
Трибунал состоит из коллегии в составе 21 независимого члена, избранных из числа лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристрастности и справедливости и являющихся признанными авторитетами в области морского права.
В составе Трибунала должно быть обеспечено представительство основных правовых систем мира и справедливое географическое распределение.
В настоящее время Трибунал состоит из судей 21 страны: России, Великобритании, ФРГ, Италии, Исландии, Болгарии, Хорватии, Китая, Индии, Японии, Ливана, Южной Кореи, Туниса, Ганы, Камеруна, Танзании, Сенегала, Аргентины, Бразилии, Белиза, Гренады. В составе Трибунала не может быть двух граждан одного и того же государства.
Члены Трибунала избираются на девять лет и могут быть переизбраны. При этом должно соблюдаться следующее условие: срок полномочий семи членов из числа членов первого состава истекает через три года, а срок полномочий еще семи членов истекает через шесть лет.
Ни один член Трибунала не может исполнять каких-либо политических или административных обязанностей, или активно участвовать или быть материально заинтересованным в каких-либо операциях любого предприятия, занимающегося разведкой или разработкой ресурсов моря или морского дна, или другими видами коммерческого использования моря или морского дна, также как не может выступать в качестве представителя, поверенного или адвоката в каком-либо деле.
Члены Трибунала при исполнении ими обязанностей в Трибунале пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Трибунал избирает председателя и заместителя председателя на три года; они могут быть переизбраны.
Для проведения заседания Трибунала необходим кворум из 11 его членов.
Слушание дела ведется под руководством председателя или, заместителя председателя. Особенностью деятельности Трибунала является возможность образования Камеры по спорам, касающимся морского дна. Камера состоит из 11 членов, выбранных большинством избираемых членов Трибунала из их числа.
При выборе членов Камеры обеспечивается представительство основных правовых систем мира и справедливое географическое распределение. Ассамблея Органа может принимать рекомендации общего характера, касающиеся такого представительства и распределения. Члены Камеры выбираются каждые три года и могут выбираться на второй срок. Камера избирает из числа своих членов своего председателя, который занимает эту должность в течение срока, на который выбрана Камера.
Если какое-либо разбирательство остается незавершенным на конец любого трехлетнего срока, на который выбрана Камера, она завершает данное разбирательство в своем первоначальном составе. Для образования присутствия в Камере требуется кворум в семь членов, избранных Трибуналом (ст. 35 Статута).
Камера открыта для субъектов, осуществляющих деятельность в районе (т.е. для государств-участников, Органа, Предприятия, юридических и физических лиц).
Камера, помимо Конвенции, применяет нормы правила и процедуры Органа, условия контрактов о деятельности в Районе.
По запросу Ассамблеи или Совета - главных органов Международного органа по морскому дну - Камера дает консультативные заключения по правовым вопросам, возникающим в сфере их деятельности. Заключения даются в срочном порядке.
Сторонами спора, передаваемого на рассмотрение Трибунала, могут быть:
а) государства - участники Конвенции ООН по морскому праву;
б) Международный орган по морскому дну;
в) Предприятие (орган, который непосредственно осуществляет деятельность в Районе морского дна за пределами национальной юрисдикции);
г) юридические и физические лица, имеющие гражданство государств- участников Конвенции ООН по морскому праву и осуществляющие деятельность в районе;
д) государства - участники других соглашений, касающихся вопросов, охватываемых Конвенцией, или предусматривающих обращение в Трибунал.
Слушание проводится публично. Трибунал и его Камера по спорам, касающимся морского дна, имеют право предписывать временные меры.
Важнейшим правом, которым обладает исключительно Трибунал, является право выносить решения о «незамедлительном освобождении судна и экипажа, если они не освобождаются несмотря на предоставление разумного залога или иного финансового обеспечения и если в течение десяти дней со времени задержания не будет достигнуто соглашения между государством флага и государством, задержавшим судно и экипаж, о передаче вопроса об освобождении любому суду или арбитражу (ст. 292 Конвенции). Заявление о незамедлительном освобождении подается в Трибунал, который и выносит указанное решение. Данное решение является окончательным и обязательным. Такие дела получают наибольшее распространение в практике суда.