Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 01:05, курсовая работа
Цель моего исследования - теоретическое обоснование системы стратегического управления в СПК «Сугоново» и разработка предложений по её улучшению.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1 Изучить теоретические основы стратегического управления;
2 Проанализировать современное состояние системы стратегического управления;
ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность стратегического управления……………..… …………....6
1.2 Особенности, содержание и структура стратегического
управления……………………………………………………………………... 12
1.3. Типы стратегического управления….………………………………20
1.4. Система стратегического управления как основной элемент системы управления предприятием……………………………………………………...27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТАЯНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПК «СУГОНОВО» ФЕРЗИКОВСКОГО РАЙОНА
2.1 Организационно-экономическая характеристика
СПК «Сугоново»……... …………………………………………………………31
2.2 Анализ стратегического управления в СПК «Сугоново»...………...39
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПК «СУГОНОВО»
3.1 Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии……………………………………………………….…………….…..41
3.2 Оценка эффективности выбранной стратегии ....................................48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….………57
Необходимо приобрести данный корм. Цена 1 кг 7,9 рублей и затраты на транспортировку, поголовье в 2010 году составит 181 коров, как и в 2009. Затраты по 2 кг в день на корову будут равны 2859,8 руб., так как в 2008 году было использовано по 400 г на 1 голову и производились затраты на сумму 571,96 руб., то в 2010 году нужно будет приобрести на 2287,84 руб. больше. Посмотрим эффективность применяемого мероприятия по сравнению с 2009годом. Таблица 3.2
Таблица 3.5 Показатели после внедрения мероприятия
Показатели | 2008 | По плану
|
Кол-во голов
| 181 | 181 |
Валовый надой, л
| 711,4 | 818 |
физическая масса, л
| 680 | 782 |
Зачетная масса, л
| 700 | 805 |
Жирность, %
| 3,58 | 4 |
Кислотность, оТ
| 16 | 17 |
Плотность
| 1,027 | 1,027 |
Бактериальная обсемененность | соответствует нормам | соответствует нормам |
Цена реализации, руб. | 10 | 10 |
Выручено, тыс. руб. | 680 | 782
|
По данным таблицы можно сделать вывод, что затраты на реализацию данного проекта окупятся примерно через 5-6месяцев, потому что выручка составит на 102 тыс. руб. больше чем в 2008 году. Денежные средства на его реализацию предоставит, могут быть выделены из капитала организации, потому что мероприятие не является рисковым, и за счет повышения качества найти новый рынки сбыта, и тем самым повысить цену на продукцию.
В результате реализации предложенного мероприятия организации ожидаемая прибыль в организации составит 102 тыс.руб. (рис.5).
Благодаря предложенным мероприятиям прибыль в общей сумме составит 1556 тыс. руб.(рис. 6 )
Рис. 6 Прибль от разного вида продукции до и после введения мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стратегическое управление в условиях современной экономики является важнейшим и основополагающим условием успеха любого предприятия. В общем смысле стратегия управления – это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.
Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой она находится. Выделяют следующие стратегии: концентрированного роста, интегрированного роста, диверсифицированного роста и стратегии сокращения.
Как такового стратегического управления в СПК «Сугоново» нет, но на предприятии осуществляется планирование путем составления годового производственно-финансового плана деятельности, который представляет собой программу работы хозяйства на календарный год
Также в хозяйстве осуществляется оперативное планирование путем составления оперативных планов по периодам работ в растениеводстве, животноводстве, обслуживающих и подсобных производствах.
В 2009 году в СПК «Сугоново» наблюдается значительный рост стоимости ВП. Такой резкий скачок связан с увеличением производства молока на 26% и зерна на 49%. Площадь сельскохозяйственных угодий не изменяется. Среднегодовое поголовье животных, в том числе коров, повышается не значительно в среднем на 3%.
Предприятие является конкурентоспособным и занимает по ферзиковскому району 5 место по производству продукции (валовая продукция на 2009 год составила 14,473 млн. тыс. руб.).
На предприятии главной отраслью является животноводство, где в среднем за анализируемый период на его долю в структуре товарной продукции приходиться 60% .
Отрасль животноводства представлена скотоводством, где на молоко за анализируемый период приходится 72,2%, прочую продукцию и соответственно 27,8% на продажу скота на мясо и скотоводство.
В 2006 году и в 2009 коэффициент специализации был равен соответственно 0,48 и 0,58 ,что говорит о высоком уровне специализации в хозяйстве. При этом в 2009 году по сравнению с 2007 уровень специализации стал более высоким.
Благодаря происходящим положительным тенденциям в развитии специализации, кооперации и интеграции производства в земледелии и животноводстве, в СПК «Сугоново» наблюдалось ежегодное увеличение производства сельскохозяйственной продукции при среднем уровне рентабельности.
Выбор стратегии фирмы осуществляется на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы с учетом характера и сущности реализуемых стратегий.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что наибольшую угрозу для СПК «Сугоново» представляют экономические факторы. В то время как большие возможности предприятию дают политические и технологические факторы внешней среды.
Наиболее слабой стороной внутренней среды организации является НИОКР, маркетинговая деятельность и система мотивации персонала. Все остальное: менеджмент предприятия, производство, НИОКР, кадры и финансы развито хорошо и отлично.
Для определения стратегии предприятия и выявления слабых и сильных сторон был проведен свод анализ:
SWOT – анализ
Сильные стороны СПК «Сугоново»:
Высокая квалификация специалистов;
Высокая экономическая эффективность производства, которая имеет тенденцию рост
Постоянный спрос на с/х продукцию;
Хозяйство не имеет задолженностей перед бюджетными и внебюджетными организациями;
Производственная и социальная инфраструктура в хозяйстве хорошо организована;
Конкурентные преимущества (соответствие цена/качество)
Слабые стороны СПК «Сугоново»:
Нет маркетинговой службы;
Не достаточная обеспеченность рабочей силой
Не используются возможные системы сбыта;
Отдаленность предприятия от основных пунктов реализации;
Изношенность половины оборудования;
Недостаточная оснащённость предприятия
Более рациональное и эффективное использование имеющихся производственных ресурсов;
Проведение работ по усовершенствованию производственно-отраслевой структуры;
Расширение рынков сбыта;
Развитие информационной отрасли
Угрозы СПК «Сугоново»:
Нехватка квалифицированных молодых работников;
Сезонность производства продукции растениеводства;
Хозяйство находится в зоне рискованного земледелия;
Из проведенного SWOT – анализа видно, что угрозы имеют преимущественно внешний характер, предприятие не может оказать существенного влияния. Поэтому надо разработать альтернативные варианты действий на случай усиления влияния какого-либо негативного внешнего фактора - повышение качества продукции, совершенствование системы управления производством продукции, совершенствование социальной политики на предприятии.
Для реализации стратегической цели необходимо решить следующие задачи:
- организовать службу маркетинга;
- повышение качества продукции;
- совершенствование социальной политики на предприятии.
В первую очередь необходимо привлечь работников на работу в организацию, путем размещения объявления найма на работу в сети интернет, а так же на биржу труда.
Затем следует организовать службу маркетинга, так как служба маркетинга развита слабо и функции маркетолога выполняет главный экономист, а так же для реализация самой стратегии усиления позиций на рынке требует, большие маркетинговые усилия.
В результате реализации предложенного мероприятия организации управления маркетингом ожидаемая прибыль в организации составит 1454 тыс. руб.
Еще одной из главных задач является повышение качества молока. Для решения этой задачи должны использоваться высокопродуктивные корма.
Необходимо приобретать в большем объеме жмых, он увеличивает продуктивность молочных кормов на 15 %,а жирности на 0,3-0,4 %.
Затраты на реализацию данного проекта окупятся примерно через 5-6месяцев, а выручка от реализации составит 102 тыс. руб
Благодаря предложенным мероприятиям прибыль в общей сумме составит 1556 тыс. руб.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. – М.: Юнити, 2001
2 Вершигора, Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006.
3 Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2002
4 Виханскийй, О.С. Стратегическое управление: учебник/ О.С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономист, 2004.
5 Герчикова И. Н. Менеджмент: учебник - 4-е изд., - М.,:ЮНИТИ – ДАНА, 2010-511с.
6 Глухов В. В. Мнеджмент: учебник – 3-е изд., - Питер, 2009- 608 с.
7 Лапин, А.Н. Стратегическое управление современной организацией/ А.Н. Лапин// Управление персоналом. - 2005.
8 Люкшинов, А.Н. Стратегический менеджмент на предприятиях АПК: Учебное пособие для вузов. – М.: Колос,1999.-367с
9 Мирук, Т. Стратегическое планирование развития предприятия/ Т. Мирук // Консультант директора. - 2003.
10 Панов, А. И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА 2002.
11 Райченко, А.В. Общий менеджмент: учеб. пособие/ А.В. Райченко. - М.: ИНФРА-М, 2005.
12 Семенов, И. Маркетинг и стратегии организации/ И. Семенов // Маркетинг. - 2004. -
13 Соловьев, В.С. Стратегический менеджмент: Учебник. – Феникс; Новосибирск, 2002
14 Сухов, В.Д. Основы менеджмента: учебное пособие для начального профессионального образования/ В.Д. Сухов, С.В. Сухов. - М.: Академия, 2004.
15 Титов, Н.Р., Кожаев, Ю.П. Маркетинг: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
16 Томпсон А.А., Стрикленд А.Д. Стратегический менеджмент. – М.: Юнити, 2008.
17 Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2004
18 Фомичев А. Н. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Дашко и К ,2010-446 с.
19 Шифрин М. Б. Стратегический менеджмент: Учебник. – 2-е изд., - Питер, 2009-320 с.
20 Цеканский А.Н. Стратегический менеджмент – фундамент успешного бизнеса // Управление персоналом. – 2005.
21 Чаусов Н. Ю., Менеджмент: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2010.-496 с.
22 Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 240с.
23 Шумпетер Й. Теория экономического развития / Пер. с нем. В.С. Автономова и др.; Под общ. ред. А.Г. Милейковского. – М.: Прогресс, 1982. – 455с.
24 Говядовская О.В. Аграрная наука: журнал – 2-й номер, М.: 2010, 32 с.
25 Говядовская О.В. Аграрная наука: журнал – 3-й номер, М.: 2010, 32 с.
26 Говядовская О.В. Аграрная наука: журнал – 4-й номер, М.; 2010, 32 с.