Стратегическое управление в СПК «Шелепинское» Алексинского района Тульской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 01:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель моего исследования - теоретическое обоснование системы стратегического управления в СПК «Сугоново» и разработка предложений по её улучшению.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1 Изучить теоретические основы стратегического управления;
2 Проанализировать современное состояние системы стратегического управления;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность стратегического управления……………..… …………....6
1.2 Особенности, содержание и структура стратегического
управления……………………………………………………………………... 12
1.3. Типы стратегического управления….………………………………20
1.4. Система стратегического управления как основной элемент системы управления предприятием……………………………………………………...27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТАЯНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПК «СУГОНОВО» ФЕРЗИКОВСКОГО РАЙОНА
2.1 Организационно-экономическая характеристика
СПК «Сугоново»……... …………………………………………………………31
2.2 Анализ стратегического управления в СПК «Сугоново»...………...39
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПК «СУГОНОВО»
3.1 Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии……………………………………………………….…………….…..41
3.2 Оценка эффективности выбранной стратегии ....................................48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….………57

Файлы: 1 файл

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc

— 554.50 Кб (Скачать)


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – МСХА ИМЕНИ К.А. ТИМИРЯЗЕВА

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра управления сельскохозяйственным производством

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

на  тему : «Стратегическое управление в СПК «Шелепинское» Алексинского района Тульской области»

 

 

 

                                                                                    Студентки 4курса

                                                                                    экономического факультета

                                                                                    46 группы

                                                                                    Сикора И.С.

 

 

                                                                                     Проверил:

                                                                                     Чаусов Н. Ю.

 

 

 

 

 

 

Калуга, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………………..3                                                                                                               

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ  В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1    Сущность стратегического управления……………..… …………....6                                                              

1.2     Особенности, содержание и структура стратегического

управления……………………………………………………………………... 12  

        1.3. Типы стратегического управления….………………………………20

        1.4. Система стратегического управления как основной элемент системы управления предприятием……………………………………………………...27

ГЛАВА 2.  АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТАЯНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПК «СУГОНОВО» ФЕРЗИКОВСКОГО РАЙОНА

2.1        Организационно-экономическая характеристика

СПК «Сугоново»……... …………………………………………………………31

2.2        Анализ стратегического управления в СПК «Сугоново»...………...39

ГЛАВА 3.  РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПК «СУГОНОВО»

        3.1 Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии……………………………………………………….…………….…..41                                                                                          

        3.2 Оценка эффективности выбранной стратегии ....................................48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……53                                                                          

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….………57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Стратегическое управление в условиях современной экономики является важнейшим и основополагающим условием успеха любого предприятия. В общем смысле стратегия управления – это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.

Значение стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели к возрастанию значения выработки стратегии развития организации.

Единой стратегии для всех организаций не существует. Каждая организация уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой организации свой, т.к. зависит от позиции организации на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.

Проблеме стратегического управления уделено большое внимание в западной литературе (Р. Акофф, И. Ансофф, К. Боумэн, А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд и мн. др.), но, к сожалению, в нашей стране долгое время не уделялось должного внимания данной проблеме. Необходимость появления учебных пособий по планированию была вызвана преобразованием централизованного планирования в систему государственного регулирования. Это потребовало кардинального пересмотра всех элементов  системы внутрифирменного планирования.

Сегодня выбор работ российских авторов, которые уделяют пристальное внимание разработке средств, методов и технологий обоснования плановых решений на отечественных предприятиях, достаточно велик. Среди них можно выделить «Внутрифирменное планирование» М.И. Бухалкова, «Стратегический менеджмент» А.И. Панова и И.О. Коробейникова, «Стратегическое управление» А.Л. Гапоненко и А.П. Панкрухина и т.д.

Изучение работ российских и зарубежных учёных показывает, что не все проблемы стратегического управления в сельскохозяйственных организациях изучены достаточно глубоко.  Имеет место разрозненность научных представлений о методах стратегического управления предприятием. Поэтому тема исследования является актуальной и представляет определённый научный и практический интерес.

       Цель моего исследования - теоретическое обоснование системы стратегического управления в СПК «Сугоново» и разработка предложений по её улучшению.

        Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1          Изучить теоретические основы стратегического управления;

2          Проанализировать современное состояние системы стратегического управления;

3          Разработать предложения по его усовершенствованию.

       Объектом исследования является СПК «Сугоново».

       Предметом является стратегическое управление в СПК «Сугоново».

       Методологической основой исследования послужили диалектический метод познания и системный подход. Для решения конкретных задач использовались следующие методы: монографический,  экономико-статистический, расчетно-конструктивный и другие.

При написании работы использовались законодательные и нормативные акты, рекомендации научно-исследовательских учреждений, труды российских и зарубежных специалистов по исследуемой проблеме, данные первичного учёта и отчётности СПК «Сугоново».

Научная новизна заключается в комплексном исследовании факторов и возможностей, обуславливающих повышение эффективности сратегического управления применительно к предприятию конкретной отрасли национальной экономики, а практическая значимость – в том, что результаты исследования, составляющие его новизну, доведены до конкретных рекомендаций и могут быть применены в деловой практике СПК«Сугоново».

Курсовой проект  состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников и литературы, изложена на  60 страницах машинописного текста и включает 10 таблиц, 6 рисунков.

Во введении обоснована актуальность исследуемой темы, определено состояние изученности проблемы, сформулированы цель и задачи исследования, определены объект, предмет и методы исследования.

          В первой главе «Теоретические аспекты стратегического управления в организации» рассмотрены сущность стратегического управления, типы стратегий, содержание и структура стратегического управления, а так же система стратегического управления как основной элемент системы управления предприятием.

Во второй главе « Анализ состояния стратегического управления в СПК «Сугоново» ферзиковского района» дана организационно-экономическая характеристика СПК «Сугоново», проведен анализ стратегического управления в СПК «Сугоново».

              В третьей главе «Разработка проекта совершенствования системы стратегического управления в СПК «Сугоново»» разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии и оценка  эффективности выбранной стратегии.

Заключение содержит основные выводы и предложения по курсовому проекту.

Список источников и литературы состоит из  29 наименований.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ  В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Сущность стратегического управления

 

Значение стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели к возрастанию значения выработки стратегии развития организации.

      По мнению О. С. Виханского, существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. Первый вариант базируется на следующем процессе. Достаточно точно определяется конечное состояние, которое должно быть достигнуто через длинный промежуток времени. Далее фиксируется, что необходимо сделать, для того чтобы достичь этого конечного состояния. После этого составляется план действий с разбивкой по временным интервалам, реализация которого должна привести к достижению конечной, четко определенной цели. В основном именно такое понимание стратегии существовало в системах с централизованной плановой экономикой. При таком понимании стратегия это конкретный долгосрочный план достижения конкретной цели, а выработка стратегии – это нахождение цели и составление долгосрочного плана [3].

      Такой подход основывается на том, что все изменения предсказуемы и поддаются полному контролю и управлению. Однако данная предпосылка неверна даже для плановой экономики.

      При втором варианте понимания стратегии, который и используется в стратегическом управлении, стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящие организацию к ее целям. Данная стратегия позволяет увеличить долю объема продаж на рынке до определенного процента, не принижая при этом цены.

          И. Ансофф считает, что стратегия – это набор привил для принятия решений, которыми организации руководствуются в своей деятельности.

      А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд дают определение в стратегии в более общем смысле: «Стратегия – это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потреби­телей и достижение поставленных целей» [16].

     Исходя из приведенных выше и других определений:

стратегия фирмы — это общее направле­ние, способ управления, набор правил и принципов, руководствуясь ко­торыми обеспечивают достижение устойчивых конкурентных позиций и других главных целей фирмы исходя из ее реальных возможностей, определяемых с помощью анализа потребительского рынка, прошлых результатов деятельности, сложившихся отношений с конкурентами, поставщиками и другими организациями микроокружения, а также на основе прогноза их изменения в будущем.

     Но более точное определение стратегического управления, дал Ханс Виссема:

    «Стратегическое управление — ориентируемый в будущее и на конкуренцию стиль управления, а также процесс, охватываю­щий информацию, коммуникацию, принятие решений и плани­рование, в котором высшее руководство, штабной и линейный аппарат совместно устанавливают

конкретные бизнес-цели».

     Данный процесс опирается на внешние и внутренние источники информации и ее оценку, находит отражение в стратегической ори­ентации всех служащих корпорации и в синхронизированных планах подразделений, которые должны достичь поставленных целей.

      Ханс Виссема с сотрудниками разработал также дополнение к стратегическому управлению, которое назвал стратегическим пред­принимательством.

      Стратегическое предпринимательство начинается с предвидения предпринимателя. Предприниматель определяет, что организация должна сделать через несколько лет.

       Интуиция (предвидение) предпринимателя — это инстинкт, ос­нованный на особом способе восприятия жизни. Предприниматели, добивающиеся особых успехов в своей деятельности, обладают, со­гласно Ансоффу, повышенной чувствительностью к слабым сигна­лам. Эта способность — главная черта в деятельности предприни­мателя. Вместе с тем многие обладают повышенной чувствительно­стью к слабым сигналам, однако немногие могут ею воспользовать­ся. Поэтому для реализации своих идей, разработанных на основе обработки слабых сигналов, предприниматель должен обладать «одержимостью» и огромной энергией. Вдохновение никогда не покидает его во время реализации этих идей.

       Предприниматель, используя свою способность воспринимать слабые сигналы, выслушивая мнение хорошо осведомленных людей, синтезирует полученную информацию и обнаруживает скрытые ото всех связи, вопреки общепринятому мнению все воспринимает по-своему и идет своим путем.

При выборе стратегии руководители интуитивно ориентируются на результат, который получит предприятие в результате ее реализа­ции. По­этому для оценки качества стратегий лучше всего пользоваться об­щеизвестными понятиями эффектов и эффективностей, которые по­зволяют

Информация о работе Стратегическое управление в СПК «Шелепинское» Алексинского района Тульской области