Стратегическое управление в СПК «Шелепинское» Алексинского района Тульской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 01:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель моего исследования - теоретическое обоснование системы стратегического управления в СПК «Сугоново» и разработка предложений по её улучшению.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1 Изучить теоретические основы стратегического управления;
2 Проанализировать современное состояние системы стратегического управления;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность стратегического управления……………..… …………....6
1.2 Особенности, содержание и структура стратегического
управления……………………………………………………………………... 12
1.3. Типы стратегического управления….………………………………20
1.4. Система стратегического управления как основной элемент системы управления предприятием……………………………………………………...27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТАЯНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПК «СУГОНОВО» ФЕРЗИКОВСКОГО РАЙОНА
2.1 Организационно-экономическая характеристика
СПК «Сугоново»……... …………………………………………………………31
2.2 Анализ стратегического управления в СПК «Сугоново»...………...39
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПК «СУГОНОВО»
3.1 Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии……………………………………………………….…………….…..41
3.2 Оценка эффективности выбранной стратегии ....................................48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….………57

Файлы: 1 файл

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc

— 554.50 Кб (Скачать)

       Организация может одновременно применять несколько стратегий, и они могут реализовываться как параллельно, так и последовательно [18, с. 156]

        Также стратегии можно классифицировать следующим образом:

-       Продуктово-рыночная стратегия направлена на определение видов конкрет­ной продукции и технологий, которые фирма будет разрабатывать; сфер и мето­дов сбыта; способов повышения уровня конкурентоспособности продукции.

-     Стратегия маркетинга предполагает гибкое приспособление деятельности фирмы к рыночным условиям с учетом позиции товара на рынке, уровня затрат на исследование рынка, комплекса мероприятий по форсированию сбыта; рас­пределение средств, ассигнованных на маркетинговую деятельность, между вы­бранными рынками.

-     Конкурентная стратегия направлена на снижение издержек производства, ин­дивидуализацию и повышение качества продукции, определение путем сегмента­ции новых секторов деятельности на конкретных рынках.

-   Стратегия управления набором отраслей предполагает, что высшее руково­дство фирмы постоянно держит под контролем виды деятельности и номенклату­ру выпускаемой продукции по фирме в целом в целях диверсификации видов деятельности за счет новых отраслей и прекращения тех из них, которые не со­гласуются с целями фирмы и ее ориентирами.

Так же выделяют еще одну классификацию стратегий:

-  Стратегия нововведений (инновационная политика) предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлена на вне­дрение новых технологий и видов продукции.

-       Стратегия капиталовложений предполагает определение относительного уров­ня капиталовложений на основе расчета масштабов выпуска отдельных видов продукции и деятельности фирмы в целом; определение конкурентных позиций фирмы по отношению к соперникам; выяснение возможностей фирмы на основе результатов планирования м выполнения планов путем организации оперативно-хозяйственной деятельности.

-    Стратегия развития направлена на реализацию целей обеспечения устойчи­вых темпов развития и функционирования фирмы как в целом, так и ее филиа­лов и дочерних компаний.

-   Стратегия поглощения предполагает приобретение акций других компаний, характеризующихся быстрым ростом и научно-техническими достижениями, в целях повышения эффективности деятельности фирмы путем проникновения в новые отрасли хозяйства, транс национализации капитала.

-  Стратегия зарубежного инвестирования направлена на создание за рубежом собственных производственных предприятий — сборочных и по разработке сырь­евых ресурсов.

- Стратегия ориентации на расширение экспортной деятельности предполагает разработку таких мер, которые могли бы обеспечить целесообразность развития такой деятельности, снизить до минимума предполагаемые возможные риски и оценить выгоды.

-     Стратегия внешнеэкономической экспансии предполагает по всем видам дея­тельности создание зарубежного производства, зарубежное лицензирование [54 c. 140].

 

 

1.4. Система стратегического управления как основной элемент системы управления предприятием.

 

В условиях стабильной внешней среды, когда будущее предсказывается на основе экстраполяции, системе управления логично соответствует приростной стиль поведения организации и производственный или конкурентный тип реакции. Другими словами, функционирование системы управления предприятия осуществляется за счет функционирования систем оперативного и текущего управления.

Но с увеличением динамизма внешней среды (что характерно для современных экономических условий) такая система управления становится недостаточно эффективной. Предприятию, как объекту управления, необходимо обеспечить рациональное сочетание свойств «подвижности» и «стабильности», т.е. определить стратегию своего будущего развития в определенной временной перспективе.

Требуется регулятор, приводящий предприятие (объект управления) через системы оперативного и текущего управления к состоянию постоянного достижения необходимой экономической эффективности. Кроме того, функционирование такого регулятора совместно с системами оперативного и текущего управления должно обеспечивать максимальный синергетический эффект деятельности предприятия (объекта управления).

Учитывая вышеизложенное целесообразно систему управления предприятием, адекватную высокому динамизму внешней среды, представлять следующим образом (рис. 2):

 

Рис. 2 – Структура системы управления предприятием

 

Именно система стратегического управления (ССУ) является тем регулятором системы управления предприятием, который совместно с системами оперативного (СОУ) и текущего (СТУ) управления обеспечивает стабильность развития объекта управления на основе обоснованного целеполагания и достоверного прогнозирования будущего качественного и количественного состояния предприятия. В этом случае качество управления объектом определяется достоверностью прогнозирования и обоснованностью целеполагания.

Систему управления предприятием можно представить и следующим образом:

СУ = (ССУ, СОУ, СТУ, ОУ),

где   ОУ — объект управления;

СТУ = управление экономикой, управление финансами, управление производством, управление снабжением, управление продажами, управление НИОКР, управление качеством, управление кадрами, капитальное строительство — система текущего управления с временным циклом функционирования 1—3 месяца.

СОУ = управление экономикой, управление финансами, управление производством, управление снабжением, управление продажами, управление НИОКР, управление качеством, управление кадрами, капитальное строительство — система оперативного управления с временным циклом функционирования 1—2 года.

ССУ = команда, философия бизнеса и менеджмента, управление маркетингом, управление процессами, управление процедурами, управление интеграцией — система стратегического управления предприятия с временным циклом функционирования 3—5 лет.

Причем:

команда — творческая, компетентная, высокомотивированная группа руководителей и специалистов;

философия бизнеса и менеджмента — миссия, будущий образ предприятия, ценности — как элементы самоорганизующейся системы;

управление маркетингом — ориентация на удовлетворение потребностей;

управление процессами — реализация динамической совокупности взаимосвязанных управленческих процессов (бизнес-процессов) принятия и осуществления стратегических решений, т.е. осуществление цикла стратегического управления;

управление процедурами — выполнение совокупности процедур, обеспечивающих функционирование ССУ;

управление интеграцией — обеспечение равновесия между стратегической и текущей ориентацией на основе координации.

Система стратегического управления, получившая развитие на современном этапе, предусматривает:

1)     выделение ресурсов организации под стратегические цели нeзaвиcимo oт фaктичecкoй структуры yпpaвлeния пpoизвoдcтвeннo-xoзяйcтвeннoй дeятeльнocтью;

2)     создание центров pyкoвoдcтвa кaждoй cтpaтeгичecкoй целью;

3)     оценку и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по степени достижения стратегических целей.[12]

Очевидно, что отсутствие у предприятия ССУ — инструмента высшего руководства — не позволяет ему эффективно развиваться в долгосрочной перспективе, а достигать лишь некоторых краткосрочных целей, достоверно определенных на основе экстраполяции. Но это вовсе не означает, что предприятие работает (и будет работать) экономически эффективно.[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПК «СУГОНОВО» ФЕРЗИКОВСКОГО РАЙОНА

2.1.Организационно-экономическая и финансовая характеристика СПК «Сугоново»

 

      Сельскохозяйственный кооператив «Сугоново», был создан 11 декабря 1996 года, в соответствии с законодательством Российской Федерации и действует на основании действующего законодательства Российской Федерации и настоящего устава Кооператива (Приложения).

       Полное фирменное наименование Кооператива: «Сельскохозяйственный производственный кооператив «Сугоново», сокращенное - СПК Сугоново.

Кооператив находиться в Российской Федерации, Калужской области, Ферзиковского района, деревни Сугоново.

       Кооператив является правопреемником совхоза  «Сугоновский», создан без ограничения срока его деятельности, может заниматься любой деятельностью в пределах целей, для достижения которых Кооператив образован.

         В СПК «Сугоново» работают 37 человек, в том числе 3 человека руководители, специалисты – 7 человек. На предприятии функционирует цеховая структура управления производством с цехами растениеводства, животноводства, механизации (рис.2). За цехами растениеводства закреплены все пахотные земли и кормовые угодья.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3 Структура управления в СПК «Сугоново»:

 

       СПК «Сугоново» расположено в деревне Сугоново и находиться на расстоянии шестидесяти километров от города Калуги.

        По климатическим условиям хозяйство относится к умеренно-континентальному поясу, который характеризуется теплым летом и довольно снежной зимой. Годовое количество осадков составляет около 649 мм.

         Почвы на территории хозяйства в основном средне и легкосуглинистые, а также серые лесные.

        Почвы и климатические условия изучаемого хозяйства вполне благоприятны для возделывания всех сельскохозяйственных культур, рекомендуемых для Калужской области, а также производства основных видов животноводческой продукции-молока, мяса и т.д.

Земельный фонд совхоза в настоящее время  составляет 5029 га, в том числе сельскохозяйственных угодий 2494 га, из них используется организацией 1544 га.

        Площадь  сельскохозяйственных угодий  в динамике лет  остается неизменной.

        Пашня в основном расположена около деревни Сугоново. Средняя мощность пахотного слоя до 25см.

        Сенокосы и пастбища в СПК «Сугоново» выгодно расположены по зоне реки «Тарусы» и «Галки».

          Рассмотрим размер сельскохозяйственного производства в таблице 2.1

Таблица 2.1 Размеры производства в СПК «Сугоново»

Показатели

2006г.

2007г.

2008г.

2009 г.

2009 г. В % к

2006г.

2007г.

2008 г.

произведено, т

 

 

 

 

 

 

 

молока

500,2

513,1

563

711,4

142,2

138,6

126,4

прирост

27,5

28,1

32,3

31,8

115,6

113,2

98,5

зерна

444

443

442

660,6

148,8

149,1

149,5

картофеля

3465

3905

2100

3600

103,9

92,2

171,4

среднегодовая численность работников в с\х производстве, чел.

39

37

37

37

94,8

100

100

площадь с\х угодий-всего, га

1544

1544

1544

2594

161,5

161,5

161,5

в т.ч.пашня

1260

1260

1260

1931

153

153

153

КРС-всего

214

216

221

224

104,7

103,7

101,4

в т.ч. коров

175

175

178

181

103,4

103,4

101,7

Информация о работе Стратегическое управление в СПК «Шелепинское» Алексинского района Тульской области