Стратегическое управление в СПК «Шелепинское» Алексинского района Тульской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 01:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель моего исследования - теоретическое обоснование системы стратегического управления в СПК «Сугоново» и разработка предложений по её улучшению.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1 Изучить теоретические основы стратегического управления;
2 Проанализировать современное состояние системы стратегического управления;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность стратегического управления……………..… …………....6
1.2 Особенности, содержание и структура стратегического
управления……………………………………………………………………... 12
1.3. Типы стратегического управления….………………………………20
1.4. Система стратегического управления как основной элемент системы управления предприятием……………………………………………………...27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТАЯНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПК «СУГОНОВО» ФЕРЗИКОВСКОГО РАЙОНА
2.1 Организационно-экономическая характеристика
СПК «Сугоново»……... …………………………………………………………31
2.2 Анализ стратегического управления в СПК «Сугоново»...………...39
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПК «СУГОНОВО»
3.1 Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии……………………………………………………….…………….…..41
3.2 Оценка эффективности выбранной стратегии ....................................48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….………57

Файлы: 1 файл

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc

— 554.50 Кб (Скачать)

 

Из анализа данной таблицы видно, что в 2009 году наблюдается значительный рост  стоимости ВП. Такой резкий скачок связан с увеличением производства молока на 26% и зерна на 49%. Площадь сельскохозяйственных угодий не изменяется. Среднегодовое поголовье животных, в том числе коров, повышается не значительно в среднем на 3%.

        Предприятие является конкурентоспособным и занимает по ферзиковскому району 5 место по производству продукции (валовая продукция на 2009 год составила 14,473 млн. тыс. руб.).

Рассмотрим размер и структуру товарной сельскохозяйственной продукции (в ценах фактической реализации) за 2006 -2009 года.

 

Таблица 2.2 Размер и структура товарной сельскохозяйственной продукции (в ценах фактической реализации)

 

Отрасли и виды продукции

Размер денежной выручки, тыс.руб.

Структура денежной выручки в % к итогу

Изменения (+\-) в структуре отчетного года к

2006

2007

2008

2009

2006

2007

2008

2009

2006

2007

2008

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Растение-водство - всего

3348

3527

2827

4977

36,3

37,7

31,2

40,0

3,7

2,3

8,8

из них зернопро-изводство

941

939

937

1400

10,2

10,0

10,3

11,3

1,1

1,3

1

картофель

1376

1551

834

1430

14,9

14,7

9,2

11,5

-3,4

-3,2

2,3

прочая продукция растение-водства

 

1031

1037

1056

1067

11,2

11,1

11,6

8,6

-2,6

-2,5

-3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Животно-водство - всего

5882

5839

6243

7451

63,7

62,3

68,8

60,0

-3,7

-2,3

-8,8

Из них ското-водство - всего

409

406

407

411

4,4

4,3

4,5

3,3

-1,1

-1

-1,2

в т.ч.молоко

3783

3879

4258

5380

50,0

41,4

46,9

43,3

-6,7

1,9

-3,6

продажа скота на мясо

1690

1554

1578

1660

18,3

16,6

17,4

13,4

-,4,9

-3,3

-4

прочая продукция животно-водства

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Переработ-ка

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Прочая реализация продуции, работ, услуг

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

В целом по с/х производству

9230

9366

9070

12428

100

100

100

100

 

 

 

     

            Анализ таблицы 2.2 показывает, что на предприятии главной отраслью является животноводство, где в среднем за анализируемый период на его долю в структуре товарной продукции приходиться 60% (рис.4)

Рис. 4 Доля денежной выручки от видов продукции

        В отрасли растениеводства размер денежной выручки значительно увеличился в 2009 году по сравнению с 2006 годом на 1629 тыс. руб., размер денежной выручки в отрасли животноводства так же увеличился на  1569тыс. руб.(рис. 3).

Рис.3 Динамика размера денежной выручки

       Отрасль животноводства представлена скотоводством, где на молоко за анализируемый период приходится 72,2%, прочую продукцию  и соответственно 27,8% на продажу скота на мясо и скотоводство.

       Следовательно, отрасль  скотоводства является главной, а отрасль  растениеводства вспомогательной и служит в основном для реализации продукции, а потом только на производство кормов и для удовлетворения внутрихозяйственных потребностей.

       Таким образом, предприятие специализируется на производстве молока и имеет молочное  направление, которое является основным источником прибыли. Мясное же направление является  вспомогательной подотраслью животноводства и хотя и приносит достаточно выручки.

       СПК «Сугоново»  реализует молоко на «Ферзиковский молокозавод», мясо и другую продукцию своим рабочим и частным предпринимателям.

        Цена реализации  зависит от качества реализуемой продукции.

       Качество молока в СПК «Сугоново» довольно высокое, процент  жирности в 2009 году достиг 3.96%. Товарность молока по сравнению с 2008 годом выросла на 2.3%. Себестоимость продукции  снижается (таблица 2.3).

Таблица 2.3 Себестоимость 1ц. продукции

Показатели

 

Ед.изм.

2006

2007

2008

2009

2009 г. в % к

2006

2007

2008

Зерно

руб.

414

411

409

403

97,3

98,1

98,5

Картофель

руб.

497

489

489

476

95,7

97,3

97,3

Молоко

руб.

775

773

772

744

96

96,2

96,4

Мясо

руб.

6096

6094

6080

5477

89,8

89,9

90,1

 

       Обобщающий показатель характеризующий уровень специализации и позволяющий сравнить его с уровнем разных лет и предприятий, - коэффициент специализации, который рассчитывается по формуле:

Кс = ;

где Кс – коэффициент специализации; Ут – удельный вес отдельных отраслей в общем объеме товарной продукции, %; n – порядковый номер отдельных отраслей по удельному весу в ранжированном ряду. С помощью выше приведенной формулы и данных по производству, был рассчитан коэффициент специализации.

        В 2006 году и в 2009 коэффициент специализации был равен соответственно 0,48 и 0,58 ,что говорит о высоком уровне специализации в хозяйстве. При этом в 2009 году по сравнению с 2007 уровень специализации стал более высоким.

      Благодаря происходящим положительным тенденциям в развитии специализации, кооперации и интеграции производства в земледелии и животноводстве, в СПК «Сугоново»  наблюдалось ежегодное увеличение производства сельскохозяйственной продукции при среднем уровне рентабельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ стратегического управления в СПК «Сугоново» 

 

            Как  такового  стратегического управления в СПК «Сугоново»  нет, но планирование деятельности  предприятия  на далекую перспективу осуществляет председатель СПК «Сугоново». В организации также    осуществляется планирование путем составления годового производственно-финансового плана деятельности, который представляет собой программу работы хозяйства на календарный год. Его составляют на основе анализа достижений и недостатков прошлого года. Годовой план производственно-финансовой деятельности содержит 7 разделов: юридический статус, организационная структура, основные экономические показатели производственно-финансовой деятельности, основные показатели производственной программы, ценообразование, инвестиционная деятельность и финансовая деятельность.

Также в хозяйстве осуществляется оперативное планирование путем составления оперативных планов по периодам работ в растениеводстве, животноводстве, обслуживающих и подсобных производствах. Именно через оперативное планирование вся система внутрихозяйственных планов увязана с управлением производством.

Уяснение текущей стратегии очень важно, потому что нельзя принимать решения по поводу будущего, не имея четкого представления по поводу того, в каком состоянии  находится организация и какие стратегии она реализует. Могут быть использованы различные схемы уяснения текущей стратегии. Один из возможных подходов предложен Томпсоном и Стрикландом. Они считают, что существует пять внешних и внутренних факторов, которые необходимо оценить, чтобы разобраться с реализацией стратегии.

Внешние факторы:

      Размах деятельности фирмы и степень разнообразия производимой продукции, диверсифицированность фирмы;

      Общий характер и природа недавних приобретений фирмы и продаж ею части своей собственности;

      Структура и направленность деятельности фирмы за последний период;

      Возможности, на которые была ориентирована фирма в последнее время;

      Отношение к внешним угрозам.

Внутренние факторы:

      Цели фирмы;

      Критерии распределения ресурсов и сложившаяся структура капиталовложений по производимой продукции;

      Отношение к финансовому риску как со стороны руководства, так и в соответствии с реальной практикой и осуществляемой фирмой финансовой политикой;

      Уровень и степень концентрации усилий в области НИОКР;

       Стратегии отдельных функциональных сфер (маркетинг, производство, кадры, финансы, научные исследования и разработки).

       Проведем анализ внешней и внутренней среды СПК «Сугоново».

        Целью организации является реализация продукции и получение максимальной прибыли.

В СПК «Сугоново» основным источником прибыли является продажа молока. В 2009 году его было произведено 711 т., что составляет 4,5 % от производства молока по Ферзиковскому району в целом (таблица 2.4)

 

 

 

 

 

Таблица 2.4 производство молока в Ферзиковском районе

Предприятие

Тон.

СПК «Нива»

1848

ЗАО «Кольцово»

1530

ООО «Бебелево»

2402

ОАО «Октябрьский»

6184

СПК «Сугоново»

711

Остальные хозяйства района всего

3061

 

          В 2007 году предприятием были приобретены новые доильные аппараты, которые значительно повлияли на качество и надои молока, а в дальнейшем планируется закупить новую сельскохозяйственную технику.

         Также наблюдается ежегодное углубление специализации производства в сторону молочного скотоводства, так например в 2008 году и в 2009 коэффициент специализации был равен соответственно 0,50 и 0,58 ,что говорит о высоком уровне специализации в хозяйстве.

        Конкурентным преимуществом является достаточно высокое качество молока и близкое расположение к молокозаводу.

          В организации нет отдела маркетинга, от сюда недостаточная осведомленность о состоянии рынка и не использование возможных систем сбыта, также на предприятии нехватка молодых квалифицированных кадров, и не проводиться научно исследовательская работа, капиталовложений направленных на вне­дрение новых технологий и видов продукции нет.

          Исходя из этого, можно сделать вывод, что на предприятии применяется стратегия ограниченного роста, т.е. стратегия усиления позиции на рынке, она предполагает завоевание на данном рынке лучших позиций с данным товаром.

 

 

ГЛАВА 3.  РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПК «СУГОНОВО»

3.1 Разработка и анализ стратегических альтернатив,

выбор стратегии

 

Выбор стратегии фирмы осуществляется на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы с учетом характера и сущности реализуемых стратегий.

Рассмотрим микросреду организации (таблица 3.1).

Таблица 3.1 Микросреда организации

Показатели

Оценка

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

1.Менеджмент предприятия:

 

 

 

 

 

Наличие стратегического планирования

 

 

 

+

 

Мировоззрение руководства

 

 

 

 

+

Система мотивации персонала

 

+

 

 

 

Организационная структура

 

 

 

+

 

2. Производство:

 

 

 

 

 

Качество оборудования

 

 

+

 

 

3. НИОКР:

 

 

 

 

 

Проведение исследований

+

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

4. Маркетинг:

 

 

 

 

 

Функционирование системы маркетинговой информации

 

+

 

 

 

Сбытовая сеть

 

 

 

+

 

Работа с товаром

 

 

+

 

 

Политика ценообразования

 

 

 

+

 

5. Кадры:

 

 

 

 

 

Возраст

 

 

 

+

 

Квалификация

 

 

 

+

 

Образование

 

 

 

+

 

6. Финансы:

 

 

 

 

 

Финансовая устойчивость

 

 

 

 

+

Ликвидность, платежеспособность

 

 

 

 

+

Оборачиваемость

 

 

 

+

 

Рентабельность

 

 

 

+

 

Информация о работе Стратегическое управление в СПК «Шелепинское» Алексинского района Тульской области