Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 01:05, курсовая работа
Цель моего исследования - теоретическое обоснование системы стратегического управления в СПК «Сугоново» и разработка предложений по её улучшению.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1 Изучить теоретические основы стратегического управления;
2 Проанализировать современное состояние системы стратегического управления;
ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность стратегического управления……………..… …………....6
1.2 Особенности, содержание и структура стратегического
управления……………………………………………………………………... 12
1.3. Типы стратегического управления….………………………………20
1.4. Система стратегического управления как основной элемент системы управления предприятием……………………………………………………...27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТАЯНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПК «СУГОНОВО» ФЕРЗИКОВСКОГО РАЙОНА
2.1 Организационно-экономическая характеристика
СПК «Сугоново»……... …………………………………………………………31
2.2 Анализ стратегического управления в СПК «Сугоново»...………...39
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПК «СУГОНОВО»
3.1 Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии……………………………………………………….…………….…..41
3.2 Оценка эффективности выбранной стратегии ....................................48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….………57
Из анализа данной таблицы видно, что в 2009 году наблюдается значительный рост стоимости ВП. Такой резкий скачок связан с увеличением производства молока на 26% и зерна на 49%. Площадь сельскохозяйственных угодий не изменяется. Среднегодовое поголовье животных, в том числе коров, повышается не значительно в среднем на 3%.
Предприятие является конкурентоспособным и занимает по ферзиковскому району 5 место по производству продукции (валовая продукция на 2009 год составила 14,473 млн. тыс. руб.).
Рассмотрим размер и структуру товарной сельскохозяйственной продукции (в ценах фактической реализации) за 2006 -2009 года.
Таблица 2.2 Размер и структура товарной сельскохозяйственной продукции (в ценах фактической реализации)
Отрасли и виды продукции | Размер денежной выручки, тыс.руб. | Структура денежной выручки в % к итогу | Изменения (+\-) в структуре отчетного года к | ||||||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2006 | 2007 | 2008 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Растение-водство - всего | 3348 | 3527 | 2827 | 4977 | 36,3 | 37,7 | 31,2 | 40,0 | 3,7 | 2,3 | 8,8 |
из них зернопро-изводство | 941 | 939 | 937 | 1400 | 10,2 | 10,0 | 10,3 | 11,3 | 1,1 | 1,3 | 1 |
картофель | 1376 | 1551 | 834 | 1430 | 14,9 | 14,7 | 9,2 | 11,5 | -3,4 | -3,2 | 2,3 |
прочая продукция растение-водства
| 1031 | 1037 | 1056 | 1067 | 11,2 | 11,1 | 11,6 | 8,6 | -2,6 | -2,5 | -3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Животно-водство - всего | 5882 | 5839 | 6243 | 7451 | 63,7 | 62,3 | 68,8 | 60,0 | -3,7 | -2,3 | -8,8 |
Из них ското-водство - всего | 409 | 406 | 407 | 411 | 4,4 | 4,3 | 4,5 | 3,3 | -1,1 | -1 | -1,2 |
в т.ч.молоко | 3783 | 3879 | 4258 | 5380 | 50,0 | 41,4 | 46,9 | 43,3 | -6,7 | 1,9 | -3,6 |
продажа скота на мясо | 1690 | 1554 | 1578 | 1660 | 18,3 | 16,6 | 17,4 | 13,4 | -,4,9 | -3,3 | -4 |
прочая продукция животно-водства | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Переработ-ка | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Прочая реализация продуции, работ, услуг | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
В целом по с/х производству | 9230 | 9366 | 9070 | 12428 | 100 | 100 | 100 | 100 |
|
|
|
Анализ таблицы 2.2 показывает, что на предприятии главной отраслью является животноводство, где в среднем за анализируемый период на его долю в структуре товарной продукции приходиться 60% (рис.4)
Рис. 4 Доля денежной выручки от видов продукции
В отрасли растениеводства размер денежной выручки значительно увеличился в 2009 году по сравнению с 2006 годом на 1629 тыс. руб., размер денежной выручки в отрасли животноводства так же увеличился на 1569тыс. руб.(рис. 3).
Рис.3 Динамика размера денежной выручки
Отрасль животноводства представлена скотоводством, где на молоко за анализируемый период приходится 72,2%, прочую продукцию и соответственно 27,8% на продажу скота на мясо и скотоводство.
Следовательно, отрасль скотоводства является главной, а отрасль растениеводства вспомогательной и служит в основном для реализации продукции, а потом только на производство кормов и для удовлетворения внутрихозяйственных потребностей.
Таким образом, предприятие специализируется на производстве молока и имеет молочное направление, которое является основным источником прибыли. Мясное же направление является вспомогательной подотраслью животноводства и хотя и приносит достаточно выручки.
СПК «Сугоново» реализует молоко на «Ферзиковский молокозавод», мясо и другую продукцию своим рабочим и частным предпринимателям.
Цена реализации зависит от качества реализуемой продукции.
Качество молока в СПК «Сугоново» довольно высокое, процент жирности в 2009 году достиг 3.96%. Товарность молока по сравнению с 2008 годом выросла на 2.3%. Себестоимость продукции снижается (таблица 2.3).
Таблица 2.3 Себестоимость 1ц. продукции
Показатели
| Ед.изм. | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2009 г. в % к | ||
2006 | 2007 | 2008 | ||||||
Зерно | руб. | 414 | 411 | 409 | 403 | 97,3 | 98,1 | 98,5 |
Картофель | руб. | 497 | 489 | 489 | 476 | 95,7 | 97,3 | 97,3 |
Молоко | руб. | 775 | 773 | 772 | 744 | 96 | 96,2 | 96,4 |
Мясо | руб. | 6096 | 6094 | 6080 | 5477 | 89,8 | 89,9 | 90,1 |
Обобщающий показатель характеризующий уровень специализации и позволяющий сравнить его с уровнем разных лет и предприятий, - коэффициент специализации, который рассчитывается по формуле:
Кс = ;
где Кс – коэффициент специализации; Ут – удельный вес отдельных отраслей в общем объеме товарной продукции, %; n – порядковый номер отдельных отраслей по удельному весу в ранжированном ряду. С помощью выше приведенной формулы и данных по производству, был рассчитан коэффициент специализации.
В 2006 году и в 2009 коэффициент специализации был равен соответственно 0,48 и 0,58 ,что говорит о высоком уровне специализации в хозяйстве. При этом в 2009 году по сравнению с 2007 уровень специализации стал более высоким.
Благодаря происходящим положительным тенденциям в развитии специализации, кооперации и интеграции производства в земледелии и животноводстве, в СПК «Сугоново» наблюдалось ежегодное увеличение производства сельскохозяйственной продукции при среднем уровне рентабельности.
2.2. Анализ стратегического управления в СПК «Сугоново»
Как такового стратегического управления в СПК «Сугоново» нет, но планирование деятельности предприятия на далекую перспективу осуществляет председатель СПК «Сугоново». В организации также осуществляется планирование путем составления годового производственно-финансового плана деятельности, который представляет собой программу работы хозяйства на календарный год. Его составляют на основе анализа достижений и недостатков прошлого года. Годовой план производственно-финансовой деятельности содержит 7 разделов: юридический статус, организационная структура, основные экономические показатели производственно-финансовой деятельности, основные показатели производственной программы, ценообразование, инвестиционная деятельность и финансовая деятельность.
Также в хозяйстве осуществляется оперативное планирование путем составления оперативных планов по периодам работ в растениеводстве, животноводстве, обслуживающих и подсобных производствах. Именно через оперативное планирование вся система внутрихозяйственных планов увязана с управлением производством.
Уяснение текущей стратегии очень важно, потому что нельзя принимать решения по поводу будущего, не имея четкого представления по поводу того, в каком состоянии находится организация и какие стратегии она реализует. Могут быть использованы различные схемы уяснения текущей стратегии. Один из возможных подходов предложен Томпсоном и Стрикландом. Они считают, что существует пять внешних и внутренних факторов, которые необходимо оценить, чтобы разобраться с реализацией стратегии.
Внешние факторы:
Размах деятельности фирмы и степень разнообразия производимой продукции, диверсифицированность фирмы;
Общий характер и природа недавних приобретений фирмы и продаж ею части своей собственности;
Структура и направленность деятельности фирмы за последний период;
Возможности, на которые была ориентирована фирма в последнее время;
Отношение к внешним угрозам.
Внутренние факторы:
Цели фирмы;
Критерии распределения ресурсов и сложившаяся структура капиталовложений по производимой продукции;
Отношение к финансовому риску как со стороны руководства, так и в соответствии с реальной практикой и осуществляемой фирмой финансовой политикой;
Уровень и степень концентрации усилий в области НИОКР;
Стратегии отдельных функциональных сфер (маркетинг, производство, кадры, финансы, научные исследования и разработки).
Проведем анализ внешней и внутренней среды СПК «Сугоново».
Целью организации является реализация продукции и получение максимальной прибыли.
В СПК «Сугоново» основным источником прибыли является продажа молока. В 2009 году его было произведено 711 т., что составляет 4,5 % от производства молока по Ферзиковскому району в целом (таблица 2.4)
Таблица 2.4 производство молока в Ферзиковском районе
Предприятие | Тон. |
СПК «Нива» | 1848 |
ЗАО «Кольцово» | 1530 |
ООО «Бебелево» | 2402 |
ОАО «Октябрьский» | 6184 |
СПК «Сугоново» | 711 |
Остальные хозяйства района всего | 3061 |
В 2007 году предприятием были приобретены новые доильные аппараты, которые значительно повлияли на качество и надои молока, а в дальнейшем планируется закупить новую сельскохозяйственную технику.
Также наблюдается ежегодное углубление специализации производства в сторону молочного скотоводства, так например в 2008 году и в 2009 коэффициент специализации был равен соответственно 0,50 и 0,58 ,что говорит о высоком уровне специализации в хозяйстве.
Конкурентным преимуществом является достаточно высокое качество молока и близкое расположение к молокозаводу.
В организации нет отдела маркетинга, от сюда недостаточная осведомленность о состоянии рынка и не использование возможных систем сбыта, также на предприятии нехватка молодых квалифицированных кадров, и не проводиться научно исследовательская работа, капиталовложений направленных на внедрение новых технологий и видов продукции нет.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что на предприятии применяется стратегия ограниченного роста, т.е. стратегия усиления позиции на рынке, она предполагает завоевание на данном рынке лучших позиций с данным товаром.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПК «СУГОНОВО»
3.1 Разработка и анализ стратегических альтернатив,
выбор стратегии
Выбор стратегии фирмы осуществляется на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы с учетом характера и сущности реализуемых стратегий.
Рассмотрим микросреду организации (таблица 3.1).
Таблица 3.1 Микросреда организации
Показатели | Оценка | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Менеджмент предприятия: |
|
|
|
|
|
Наличие стратегического планирования |
|
|
| + |
|
Мировоззрение руководства |
|
|
|
| + |
Система мотивации персонала |
| + |
|
|
|
Организационная структура |
|
|
| + |
|
2. Производство: |
|
|
|
|
|
Качество оборудования |
|
| + |
|
|
3. НИОКР: |
|
|
|
|
|
Проведение исследований | + |
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4. Маркетинг: |
|
|
|
|
|
Функционирование системы маркетинговой информации |
| + |
|
|
|
Сбытовая сеть |
|
|
| + |
|
Работа с товаром |
|
| + |
|
|
Политика ценообразования |
|
|
| + |
|
5. Кадры: |
|
|
|
|
|
Возраст |
|
|
| + |
|
Квалификация |
|
|
| + |
|
Образование |
|
|
| + |
|
6. Финансы: |
|
|
|
|
|
Финансовая устойчивость |
|
|
|
| + |
Ликвидность, платежеспособность |
|
|
|
| + |
Оборачиваемость |
|
|
| + |
|
Рентабельность |
|
|
| + |
|