Антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Понятие "кризис" теснейшим образом связано и с понятием "риск", которое в той или иной мере влияет на процесс антикризисного управления любого предприятия. Исключите из риска вероятность неблагоприятного исхода, и пропадет острота риска, станут неожиданными не только кризисные, но и вполне обычные ошибки.
Целью данной курсовой работы является выяснение какие меры правительство администрация способны предпринять для снижения потерь от кризиса. Объектом курсовой работы является деятельность администрации Тамбовской области.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Кризис: причины и влияние на экономику…………………………..4
1.1. Экономико-географический и ресурсный потенциал Тамбовской области……………………………………………………….……………...3
1.2Демографическое развитие и миграционные процессы…………………………………………………………..….…….11
1.3Рынок труда………………………………………………………………………...12
1.4. Оценка уровня развития и проблемы экономики Тамбовской области…………………………………………………………………..…14
Глава 2. Промышленное производство……………...…………………………16
2.1Основные проблемы в промышленном комплексе области…..………………………………………………………………….20
Глава 3.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами…………………………………………………………..21
3.1 Ситуация в сфере занятости ……………………………………………23
3.2 Механизм реализации мероприятий Программы преодоления кризисной ситуации………………………………………………………………...29
3.3. Финансирование мероприятий Программы…………………………33
3.4 Оценка эффективности реализации Программы…………….…….34
Заключения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая антикризис.docx

— 140.50 Кб (Скачать)

На производство пищевых  продуктов, включая напитки и  табак, приходится наибольший удельный вес общего объема обрабатывающих производств  – 26,3%.  За анализируемые годы наметилась устойчивая тенденция роста объемов, расширения ассортимента, улучшения качества продукции, перевооружения и модернизации действующего производства пищевой и перерабатывающей промышленности.

По стоимости основных фондов регион находится на 52-м месте  в РФ и на 12-м месте в ЦФО. Область осуществляет меры по снижению изношенности основных фондов, однако она остается значительной, обновление основных фондов протекает пока недостаточно высокими темпами. Если в 2003 году данный показатель составлял 57,3%, то на конец 2006 года – 55,4%. На конец 2003 года удельный вес полностью изношенных основных фондов составлял 18,8%, на конец 2006 года их доля незначительно сократилась до 18,7%.

Максимально изношены основные фонды в производстве и распределении  электроэнергии, газа и воды – 52,8%, в  обрабатывающих производствах эта доля несколько ниже – 48,4%, в то же время практически половина изношенных фондов обрабатывающей промышленности изношена полностью.

Низкие темпы технологического и организационного обновления производства связаны с недостаточным внедрением инновационной составляющей в сфере производства, как организационной, так и технологической.

Достижение цели повышения  конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятиями области, возможно через повышение восприимчивости  компаний к инновациям, через формирование региональной инновационной системы, включающей как научную базу, так и производство.

В области имеются  предпосылки для наращивания  инновационного потенциала. Заложена организационно-правовая платформа развития научно-технической и инновационной деятельности. Однако инновационный потенциал в настоящее время используется недостаточно.

 

 

 

Глава2.1Основные проблемы в промышленном комплексе области

  1. Сопоставительный анализ динамики роста промышленного производства и обновления производственной базы  свидетельствует о том, что рост промышленного производства в будущем может сдерживаться низкими темпами технического переоснащения производства. Степень износа основных фондов остается значительной, практически четверть всех основных фондов обрабатывающих производств изношены полностью. Объемов привлекаемых инвестиций в основной капитал пока недостаточно для создания устойчивой базы для будущего динамичного развития промышленного производства.
  2. Областная инновационная система пока не обеспечивает продуктивного взаимодействия науки и производства, доля инновационной продукции в общем объеме выпуска остается незначительной. Низкий уровень инновационного процесса при организации производства, отсутствие высококвалифицированного управленческого персонала на многих предприятий области не позволяют эффективно использовать уже имеющиеся технологии и внедрять новые. Повышение конкурентоспособности предприятий  невозможно без развития практики применения современных технологий менеджмента.
  3. К числу внешних факторов, влияющих на ситуацию в промышленности, относится рост цен на энергоносители, изменение мировых цен на отдельные виды сырья, высокая стоимость современного импортного оборудования, включая пошлины при его ввозе. Разрабатываемые на государственном уровне отраслевые стратегии развития, в том числе и оборонно-промышленного комплекса, находятся в стадии формирования, что также тормозит процесс развития производственного сектора.

 

Глава 3.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Глава3.1 Ситуация в сфере занятости

Население на рынке труда во многом будет формироваться под влиянием демографического развития области. В трудоспособный возраст продолжат вступать относительно малочисленные поколения 1990-х годов рождения, а выбывать многочисленные поколения рожденных в послевоенные годы. Значительные изменения претерпит структура трудоспособного населения. Трудовые ресурсы в рассматриваемом прогнозном варианте станут более ограниченными. Численность трудовых ресурсов в 2010 году составит 660,0 тыс. человек против 664,4 тыс. человек в 2009 году, в 2011 году - 656 тыс. человек.

В 2005 - 2009 годах, в среднем, ежегодно в органы службы занятости  населения за содействием в трудоустройстве  обращалось около 38 тыс. человек, из них более 54% находили работу или доходное занятие. В течение 2010 года в поиске подходящей работы обратилось в центры занятости населения области 29,4 тыс. человек, доля трудоустроенных составила 62%. Основные причины незанятости безработных: увольнения по собственному желанию - 26,6 %; в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штатов - 30,7%. Претендуют на рабочие места граждане, имеющие длительный (более года) перерыв в работе, их доля составляла 17,2 %.

Уровень регистрируемой безработицы на начало года составлял 1,7%, наибольший уровень отмечен в феврале-марте - 2,0%, на начало ноября зафиксировано снижение до 1,4% экономически активного населения.

Потенциальными трудовыми  ресурсами являются учащиеся трудоспособного  возраста, доля замещенных ими временных рабочих мест составила 0,8%.

Ежегодный выпуск специалистов учреждений образования требует  более 9 тыс. рабочих мест для выпускников  учреждений высшего, среднего, начального профессионального образования.

За время мониторинга с 01.10.2008 в органы службы занятости Тамбовской области поступила информация о планируемом увольнении 15295 работников из 1430 организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников. Фактически уволено 12823 человека. Обратилось в органы службы занятости - 8478 человека, признано безработными - 6103 человека.

Многие работодатели, воздерживаясь от массовых увольнений работников и пытаясь сохранить  имеющийся опытный коллектив, применяют  такие формы организации труда, как перевод предприятий на гибкие режимы работы - сокращенная рабочая неделя, вынужденные отпуска без сохранения и с частичным сохранением заработной платы. В декабре 2010 г. в 45 организациях 3300 работников находились в простое по вине администрации, работали неполное рабочее время, находились в отпуске по инициативе администрации. Совершенствование форм и методов хозяйствования предприятий и организаций области ведет к изменению численности персонала. До конца 2010 года предполагались увольнения в связи с сокращением численности или штата почти 3 тыс. граждан, занятых в различных видах деятельности, фактически уволено более 900 человек, в январе-марте 2011 г. предполагается увольнение около 2 тыс. человек.

Банк вакансий службы занятости в 2010 году составлял 51 тыс. свободных рабочих мест, более 53% - для временной занятости. В среднем по области на одну вакансию приходилось 0,9 безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, но в некоторых муниципальных образованиях коэффициент напряженности выше, чем в среднем по области: Сосновский район - 2,5; Моршанский район, г. Уварово - 1,8; Первомайский район -1,7.

Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности  на рынке труда Тамбовской области  в 2010 году позволила стабилизировать ситуацию на рынке труда, значительно снизить общую и регистрируемую безработицу, оказала реальную помощь гражданам, находящимся под угрозой увольнения. Реализуемые программные мероприятия позволили ряду предприятий реального сектора экономики сохранить кадровый потенциал и восстановить производственный процесс в соответствии с профилем деятельности. Число участников общественных работ составило 19,2 тыс. человек, организована стажировка 752 выпускников, в мероприятиях по опережающему профессиональному обучению принимали участие 830 человек.

Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения  и снижение социальной напряженности на рынке труда.

Программа разрабатывается  в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (в редакции от 27.12.2010).

Программа утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Тамбовской области.

Реализация Программы  направлена на решение следующих  основных задач:

повышение конкурентоспособности  работников, находящихся под угрозой  увольнения, работников организаций  производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами;

повышение конкурентоспособности  женщин, работающих во вредных и  тяжелых условиях труда, с целью  их вывода с вредного производства; женщин, находящихся в отпуске  по уходу за ребенком до 3 лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;

повышение конкурентоспособности  врачей;

стимулирование сохранения и создания рабочих мест.

На 2010 год утверждена квота на привлечение 3474 иностранных  работников. Фактически работодателями на 01 декабря 2010 г. в связи с изменившимися социально-экономическими условиями привлечено 79,7% иностранных работников от заявленной работодателями квоты.

Сформирован пакет документов на 2011 год и администрацией области  направлены в Министерство здравоохранения и социального развития предложения и информация о результатах оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году. 192 работодателя, заказчика работ (услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, планируют привлечение 4201 иностранного работника, в том числе: из стран с визовым порядком въезда - 581 человек, с безвизовым режимом - 3620 человек.

Развитие малого и  среднего предпринимательства является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, создания эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста.

Факторы, определяющие особую роль малого и среднего предпринимательства в условиях рыночной системы хозяйствования:

развитие малого и  среднего предпринимательства является одним из важнейших факторов в  формировании конкурентной среды в  экономике области и способствует постепенному созданию широкого слоя среднего класса, самостоятельно обеспечивающего собственное благосостояние и достойный уровень жизни и являющегося главной стабилизирующей силой гражданского общества;

наличие у малого и  среднего предпринимательства большого потенциала для создания новых рабочих мест способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в обществе.

Начиная с 2002 года развитие малого и среднего предпринимательства  в области осуществляется на основе программно-целевых методов. Областная целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2009 - 2011 годы является логическим продолжением предыдущей программы и учитывает результаты ее реализации. Программно-целевой метод и системный подход к вопросам развития малого и среднего предпринимательства в области, основанный на реализации областных целевых программ, разрабатываемых с учетом реального состояния малого и среднего предпринимательства, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед областью, возможностей областного бюджета, полностью себя оправдывает.

Однако при значительных потребностях кредитования малого и  среднего предпринимательства для  начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства возможность получения кредита по-прежнему остается одной из главных проблем. В основном это связано с отсутствием у них средств для обеспечения возврата кредитов.

Для развития малого и  среднего предпринимательства в  Тамбовской области необходимо дополнительное финансирование.

Глава3.2 Механизм реализации мероприятий Программы преодоления кризисной ситуации

Уполномоченным органом  исполнительной власти на территории Тамбовской области, ответственным  за реализацию мероприятий Программы, является управление занятости населения Тамбовской области.

Финансовое обеспечение  Программы дополнительных мероприятий  по снижению напряженности на рынке  труда Тамбовской области на 2011 год  осуществляется в пределах выделенных субсидий из федерального бюджета, перечисленных на счет областного бюджета, открытый уполномоченному органу в Управлении Федерального казначейства по Тамбовской области, в установленном порядке, а также за счет ассигнований областного бюджета.

Порядок расходования средств на реализацию мероприятий Программы утверждается постановлением (распоряжением) администрации области.

Субсидии носят целевой  характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные Порядком. Субсидии могут использоваться на оплату банковских услуг, связанных с перечислением средств на реализацию мероприятий Программы.

Для реализации мероприятия "Опережающее профессиональное обучение (стажировка) работников" будет организовано заключение договоров между тамбовскими  областными государственными учреждениями центрами занятости населения, работодателями, образовательными учреждениями и организациями, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности. Обучение будет проводиться на базе образовательных учреждений, организаций, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, а также на собственных производственных базах предприятий.

По завершению опережающего профессионального обучения заключаются  договоры между тамбовскими областными государственными учреждениями центрами занятости населения и работодателями на прохождение стажировки работников. Субсидия на реализацию мероприятия предоставляется работодателю в соответствии с договором и предусматривает возмещение работодателю затрат на оплату труда (с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) стажирующихся в размере не более 3,0 тыс. рублей на одного работника в месяц, а также затраты на выплаты за наставничество.

Глава3.3. Финансирование мероприятий Программы

Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидии Тамбовской области на реализацию мероприятий, организуемых вне рамок переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, средства областного бюджета, средства работодателей, другие источники.

Информация о работе Антикризисное управление