Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 17:25, курсовая работа
В своей работе автор ставил следующие задачи: проанализировать различные подходы к данной теме и вывести определение антикризисного управления на уровне конкретного предприятия, выявить основные причины кризиса на предприятии, описать критерии принятия решений антикризисным управляющим и правовые основы антикризисного управления, а также дать описание практических шагов, которые должен использовать антикризисный управляющий в своей работе.
Введение
Глава I Антикризисное управление: цели и содержание
§1 Понятие антикризисного управления
§2 Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии
§3 Правовые основы антикризисного управления
§4 Основные направления антикризисного управления при угрозе банкротства
Глава II Подходы к выводу предприятия из кризиса
§1 Механизмы финансовой стабилизации
§2 Антикризисное управление предприятием на примере АО "Автогенмаш"
Заключение
Конвертация долгов в уставный капитал - крайне болезненный шаг. Она может быть осуществлена как путем расширения уставного фонда (при отсутствии формальных ограничений), так и через уступку собственниками предприятия части своей доли (пакета акций). Строго регламентированных методов принятия такого решения нет, все определяется во время переговоров с кредиторами.
Форвардные контракты на поставку продукции предприятия по фиксированной цене могут стать еще одним способом реструктуризации долгов. Если кредитор заинтересован в данной продукции, ему можно предложить засчитать долг предприятия перед ним в качестве аванса на долгосрочные поставки последней. При этом контрактная цена не должна быть ниже некоторой прогнозируемой себестоимости продукции.
Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде
Выше мы рассмотрели
наиболее радикальные меры применяемые
во время антикризисного управления.
Однако, не будем забывать, что основной
целью антикризисного управления является
"реабилитация" предприятия, т.е.
возврат предприятия в ряд
нормально хозяйствующих
Мы рассмотрели
возможности устранения неплатежеспособности
и восстановление финансовой устойчивости
предприятия путем продажи "лишних"
активов предприятия и
Основными задачи на данном этапе является:
Здесь в первую очередь необходимо обратить внимание на маркетинг. Как известно, маркетинг одно из самых больных мест наших предприятий и антикризисные управляющие должны умело проводить маркетинговые предприятия, иначе, предприятию не выжить. Суть антикризисного маркетинга - деятельность, превращающая потребности покупателя в доходы предприятия. Вот, пример, Ликинская мануфактура долгое время простаивала и в итоге утратила рынок сбыта.. Начав в результате антикризисного управления работать предприятие часто оказывалось в ситуациях, когда получала отказ, даже предлагая более дешевый, чем у конкурентов, товар. Устоявшиеся отношения зачастую предпочтительнее денежной выгоды. Тут не обойтись без имиджевой рекламы. А татарское АО "Киемнэр-Данлы", образованная в результате банкротства АО "Киемнэр", для того, чтобы осваивать новые рынки, а момент для этого сейчас благоприятный: швейный импорт подорожал, первым делом создало службу маркетинга, которая занимается изучением спроса, каналов продаж и методов продвижения продукции, возможностей конкурентов. Такой анализ - основа выбора ассортимента и коммерческо-торговой политики предприятия. Только тогда, когда предприятие оказывается способным дать потребителю, рынку то, что ему необходимо, по приемлемой цене, в нужном количестве и нужного качества, в нужное время и в нужном месте, появляются предпосылки для финансовой стабилизации компании.
Например, АО "Сибтяжмаш" в результате проведенного маркетингового анализа отказался от необоснованно раздутого портфеля заказов, не подкрепленных платежеспособным спросом. Оставлены были только те заказы, по которым оплата гарантировалась "живыми" деньгами. Периориентирование на удовлетворение спроса ближайших территорий позволило ускорить оборот денежных средств. В итоге финансовая ситуация стабилизировалась.
§2 Антикризисное управление предприятием на примере АО "Автогенмаш"
Конечно, единого рецепта по выведению предприятия из кризиса на все случаи жизни не может быть, но научиться решать названную проблему - это не то же самое, что приложить какую-то универсальную формулу к предприятию, которое попало в тяжелейшую финансово-экономическую ситуацию, чтобы оно начало действовать бесперебойно. Основная роль в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации. Задача управленческой команды состоит в том, чтобы выделить основные направления развития и подобрать к ним единственно верные на данный момент решения. В частности, необходимо глубоко проанализировать все аспекты этой проблемы и понять, что необходимо для того, чтобы вывести предприятие из кризисной ситуации.
АО "Автогенмаш"
к началу 1998 г. оказалось неспособным
исполнять свои текущие обязательства,
и к нему постановлением администрации
Воронежской области была возбуждено
судебное дело о банкротстве. Во время
временного управления был проведен
экспресс-анализа финансового
Экспресс-диагностика
финансового состояния
Ниже представлена
примерная таблица на основании
которой можно предварительно оценивать
масштаб кризисного финансового
состояния предприятия. В данной
таблице анализируются только 4 показателя:
чистый денежный поток, рыночная стоимость
предприятия, состав финансовых обязательств
предприятия по срочности погашения,
состав текущих затрат предприятия.
Конечно же это не полный перечень
показателей которые могут
Таблица 2 Предварительная оценка масштабов кризисного финансового состояния предприятия
|
В результате такой
экспресс-диагностики было выявлено,
что предприятие находится в
глубоком финансовом кризисе. Собранием
кредиторов и арбитражным судом
было одобрено введение внешнего управление
и назначение внешнего управляющего.
Поиском путей реанимации этого
уникального предприятия и
Внешние управляющие
начали с элементарного восстановления
финансового учета: инвентаризация
кредиторской и дебиторской задолженности,
выработки и согласования взаимоприемлемого
графика их погашения. Далее была
проведена фундаментальная
В процессе такого
прогнозирования внешние
На основе результатов
такой фундаментальной
Финансовая стабилизация на "Автогенмаше" осуществлялась по трем этапам:
В рамках этапа устранения неплатежеспособности стала продажа ряда объектов недвижимости по периметру предприятия, главным образом административных зданий, которыми прежде, как выяснилось, предприятие было просто "перегружено".
В условиях сжатых сроков - всего 15 месяцев - и ограниченных возможностей требуется максимальная гибкость управленческих структур, восприимчивость производственных подразделений завода к быстро меняющимся финансовым, организационным, материально-техническим условиям, способность менеджмента вырабатывать и без проволочек реализовывать нестандартные решения. К сожалению, прежний аппарат управления многое из этого утратил, поэтому пришлось на ходу перестраивать заводские структуры и принимать непопулярные, но жизненно важные, и, как показало время, эффективные меры. Разумеется, при этом не обошлось без болезненного процесса сокращения численности персонала. С этого шага началась реализация мер по восстановлению финансовой устойчивости предприятия. Прежний коллектив насчитывал 532 человека, из которых 132 рабочих и 400 человек ИТР, вспомогательного и обслуживающего персонала, т.е. структурное соотношение равно 1:3. Современная численность составляет 350 человек с соотношением 1:1. Небольшой пример с отделом бухгалтерского учета: его численность сокращена почти в 7 раз -- с 27 до 4 человек.
Сложность кризисной
ситуации, предельно ограниченное время
постоянно толкают команду
И все же главное
в серии необходимых
Поставлена и
неукоснительно выполняется задача
выдерживать такую структуру
себестоимости, при которой одна
треть приходится на стоимость сырья
и материалов, другая треть -- на фонд
заработной платы, оставшаяся -- на налоги,
вспомогательные, накладные и прочие
расходы. При неизменности этого
соотношения допускается
Информация о работе Антикризисное управление на примере АО "Автогенмаш"