Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 17:25, курсовая работа
В своей работе автор ставил следующие задачи: проанализировать различные подходы к данной теме и вывести определение антикризисного управления на уровне конкретного предприятия, выявить основные причины кризиса на предприятии, описать критерии принятия решений антикризисным управляющим и правовые основы антикризисного управления, а также дать описание практических шагов, которые должен использовать антикризисный управляющий в своей работе.
Введение
Глава I Антикризисное управление: цели и содержание
§1 Понятие антикризисного управления
§2 Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии
§3 Правовые основы антикризисного управления
§4 Основные направления антикризисного управления при угрозе банкротства
Глава II Подходы к выводу предприятия из кризиса
§1 Механизмы финансовой стабилизации
§2 Антикризисное управление предприятием на примере АО "Автогенмаш"
Заключение
Продажа дебиторской задолженности также очевидна и предпринимается в настоящее время многими предприятиями. Специфика этой меры в рамках стабилизационной программы заключается в том, что дисконты здесь могут быть гораздо больше, чем представляется руководству кризисного предприятия. В некоторых случаях расчетный дисконт может составлять чуть менее 100%, что, как и в случае с краткосрочными финансовыми вложениями, означает продажу по любой предлагаемой цене.
Продажа запасов готовой продукции сложнее, так как, во-первых, предполагает продажу с убытками, а во-вторых, ведет к осложнениям с налоговыми органами. Однако, как уже отмечалось, суть стабилизационной программы заключается в маневре денежными средствами. Убытки в данном случае представляют собой жертвование частью полученных в прошлом денежных средств, а проблемы с уплатой налогов при такой реализации закрываются уменьшением возможных будущих поступлений.
Продажа избыточных производственных запасов. Наличие на складе сырья А на месяц является избыточным запасом, если сырья Б осталось на одну неделю, а денег для его закупки нет. Поэтому для обеспечения производства необходимо реализовать часть запасов сырья А, даже по цене ниже покупной и несмотря на то, что через некоторое время его опять придется закупать, вероятно, по более высокой цене. Это еще один пример маневра прошлыми и будущими денежными средствами.
Продажа инвестиций (деинвестирование) может выступать как остановка ведущихся инвестиционных проектов с продажей объектов незавершенного строительства и неустановленного оборудования или как ликвидация участия в других предприятиях (продажа долей). Решение о деинвестировании принимается на основании анализа сроков и объемов возврата средств на вложенный капитал. При этом стратегические соображения не играют определяющей роли - если конкретный инвестиционный проект начнет давать отдачу за пределами горизонта антикризисного управления, он может быть ликвидирован. Сохранение долгосрочных инвестиционных проектов в условиях кризиса - верный путь к банкротству и ликвидации предприятия.
Продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы наиболее сложна и предполагает особый подход. Часть нерентабельных производственных объектов как правило, входит в основную технологическую цепочку предприятия. При этом в стабилизационной программе невозможно корректно определить, какие из них имеет смысл сохранить, а какие в любом случае следует ликвидировать - это требует детального анализа, осуществимого только в рамках реструктуризации. Та же проблема присутствует и при мероприятиях по уменьшению ТХП.
Для того чтобы минимизировать риск от подобного шага, необходимо ранжировать производства по степени зависимости от них технологического цикла предприятия. Ранжирование ввиду сжатых сроков осуществляется преимущественно экспертным методом, с учетом следующих правил:
Ликвидация объектов основного производства в жестких условиях антикризисного управления весьма нежелательна и допустима только в качестве крайней меры. Продажу основных фондов скорее всего придется производить по цене ниже их балансовой стоимости, а это означает проблемы с налогообложением в будущем.
Рассмотрим как
этот шаг применяется на практике.
Нижеследующий пример не совсем соответствует
нашей теме, т.к. предприятие все
таки будет ликвидировано в
Луховицкий завод специальных конструкций - единственное в стране предприятие - производитель контейнеров шумо-глушения для испытания авиационных двигателей. Параллельно с выпуском шумоглушителей завод специализируется на деревообработке. В августе 1998 г. на предприятии введено внешнее управление. Общая кредиторская задолженность без пеней 7,4 млн руб. , с пенями 18 млн руб.
Судьба завода
типична для предприятия
Профильная продукция
завода - контейнеры для шумоглушения,
используемые при испытании авиационных
двигателей, также не приносила прибыли.
Спрос на контейнеры для шумоглушения
со стороны авиапромышленности всегда
был нерегулярным, при нынешнем ее
состоянии потребность в
Параллельно на предприятии всегда велась деревообработка, рассчитанная на производство тары для транспортировки самолетов. Деревообрабатывающее оборудование можно было бы использовать и для производства евровагонки, погонажных и столярных изделий, но его физический и моральный износ делал продукцию неконкурентоспособной из-за высокой себестоимости.
На момент введения внешнего управления завод не имел ни грамотного менеджмента, ни заказов. Деревообработки как таковой не было, оба металлообрабатывающих пресса не работали. Большая часть оборудования пришла в негодность - завод с 1994 г. не отапливался. С этого же времени люди не получали зарплату. Для запуска производства требовалось около $100 000, это без расходов на подведение газа (для отопления и запуска сушильных камер).
Чтобы начать деревообработку,
необходимо было полностью сменить
оборудование. В этих условиях внешний
управляющий принял решение о
создании на базе завода двух акционерных
обществ: в "Феррум" были переданы
активы, ,задействованные в
Сейчас на металлообрабатывающем предприятии работают около 100 человек, сохранена база для производства контейнеров шумопонижения, был заключен контракт с "Рыбинскими моторами", что естественно повышало привлекательность предприятия. "Феррум" был продан за 2,1 млн. руб.
Планируется на
основе оставшейся инфраструктуры (силовая
подстанция, административные здания,
столовая и около 40 мелких объектов)
также создать акционерное
Восстановление финансовой устойчивости
Сущность - максимально
быстрое и радикальное снижение
неэффективных расходов. Хотя неплатежеспособность
предприятия может быть устранена
в течении короткого периода
за счет осуществления продажи "ненужных"
активов, причины, генерирующие неплатежеспособность,
могут оставаться неизменными, если
не будет восстановлена до безопасного
уровня финансовая устойчивость предприятия.
Это позволит устранить угрозу банкротства
не только в коротком, но и в относительно
более продолжительном
Остановка нерентабельных производств - первый шаг, который необходимо совершить. Если убыточное производство нецелесообразно или его невозможно продать, то его нужно остановить, чтобы немедленно исключить дальнейшие убытки. Исключение составляют объекты, остановка которых приведет к остановке всего предприятия. Критерии ранжирования производств здесь те же, что и при их ликвидации.
На данном этапе,
как правило, совершаются две
ошибки. Первая заключается в том,
что производство продолжают эксплуатировать,
так как его продукция находит
сбыт, хотя и по цене ниже фактической
себестоимости. Это достаточно распространенная
картина на предприятиях, где есть
возможность искажения
Вторая ошибка
в том, что производство продолжают
эксплуатировать, так как нет
средств на его консервацию. Консервация
- мера, естественная для нормальных
условий хозяйствования, но неприемлемая
для кризисных, поскольку является
еще одним выражением заботы о
будущем. Если производство необходимо
остановить, но нет возможности провести
консервацию, то оно должно быть остановлено
без нее (исключение составляют лишь
те ситуации, когда данная акция
может вызвать аварию). При этом
приход в негодность оборудования или
затраты на его ремонт в дальнейшем
представляют собой еще один пример
маневра соответственно прошлыми и
будущими денежными средствами. Причем
восстанавливать оборудование придется,
только если повторный пуск производства
будет стратегически и
Выведение из состава предприятия затратных объектов является еще одним способом снять непроизводительные издержки на объекты, которые пока не удалось продать. Оно осуществляется в форме учреждения дочерних обществ (см. пример выше). Всякое дальнейшее финансирование выведенных объектов исключается, что стимулирует предпринимательскую инициативу персонала последних.
Совершенствование организации труда и оптимизация численности занятых на предприятии. В докризисной ситуации на большинстве предприятий наблюдается избыточная численность персонала, и в период кризиса сокращение персонала становится острой необходимостью, а это нелегкая задача. Если на основном производстве работников можно сокращать пропорционально объему выпускаемой продукции, то персонал вспомогательных подразделений и сферы управления менее пластичен (охранять предприятие, к примеру, необходимо независимо от объема выпускаемой продукции). Сокращение не может происходить одновременно. Нужна, следовательно, осторожность при увольнении персонала, отказе от выплаты доплат и надбавок, снятии социальных льгот (обед, поликлиника и т.п.). Прямолинейные действия в этой сфере нередко приводят к плачевным результатам: оставшийся персонал не в состоянии справится с резко увеличившимся объемом работ, падает заинтересованность в качественном исполнении функций. Происходит снижение мотивации персонала и связанное с этим ухудшение качества труда. Уже не интересы фирмы, а поиск другой работы стоят во главе угла поведения работника. Да, к тому же, работники зачастую просто начинают разворовывать предприятия, таким образом компенсируя снижение доходов.
Вместе с тем экономия фонда зарплаты при ее умелом проведении может стать действенным фактором антикризисного управления. Многие внешние управляющие пользуются сейчас тем, что на большинстве предприятий существуют долги по заработной плате перед работниками и выплаты ее происходят не регулярно. Так, в первый же месяц объявляется, что всем рабочим уменьшается заработная плата, но с условием ее регулярной выплаты16. Такая политика помогает избегать противостояния между трудовым коллективом и новым управляющим.
Уменьшение текущей финансовой потребности на практике оно осуществимо только через те или иные формы реструктуризации долговых обязательств, что зависит от доброй воли кредиторов предприятия. Сама по себе реструктуризация долгов не является специфическим инструментом антикризисного управления, так как может применяться и при относительно благополучном состоянии предприятия-должника. Однако кризисная ситуация, с одной стороны, несколько облегчает реструктуризацию долгов, а с другой - оправдывает такие его формы, которые в нормальном состоянии неудовлетворительны.
Выкуп долговых обязательств с дисконтом - одна из наиболее желательных мер. Кризисное состояние предприятия-должника обесценивает его долги, поэтому и возникает возможность выкупить их со значительным дисконтом. Тонкость данного решения в рамках стабилизационной программы заключается в условиях, на которых можно провести выкуп. Вот, на наш взгляд, основные из них:
Информация о работе Антикризисное управление на примере АО "Автогенмаш"