Лекции по "Анализу и оценке эффективности финансовой деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 08:37, курс лекций

Краткое описание

Тема №1 «Финансы как экономическая категория»
Тема №2 «Управление финансами»
Тема №3 «Государственный бюджет»
Тема №4: Основы бюджетного процесса
Тема № 5 « Государственный кредит и управление государственным долгом»
Тема 6 « Государственные внебюджетные фонды»

Файлы: 1 файл

finansy.docx

— 91.66 Кб (Скачать)
    1. Основные направления бюджетной и налоговой политики
    2. Предварительные итого социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период финансового года и ожидаемые итоги за текущий финансовый год
    3. Прогноз социально – экономического развития соответствующей территории 
    4. Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период  или проект среднесрочного финансового плана(Общий объем доходов, расходов, дефицит/профицит)
    5. Пояснительная записка к проекту бюджета
    6. Методики распределения трансфертных платежей
    7. Верхний предел государственного или муниципального долга на конец очередного финансового года или планового периода
    8. Проект программы государственных (муниципальных) заимствований внутренних на очередной финансовый год и плановый период
    9. Проект программы государственных внешних заимствований на очередной финансовый год и плановый период
    10. Проекты программ государственных или муниципальных гарантий на очередной финансовый год плановый период
    11. Оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год
    12. Иные материалы(документы)

 

Затем правительство вносит на рассмотрение и утверждение в  Государственную Думу проект федерального закона на очередной финансовый год  и плановый период не позднее 1 октября  текущего года. Проектом федерального закона предусматривается уточнение  показателей, утвержденного федерального бюджета планового периода и  утверждение показателей второго  года планового периода составляемого  бюджета 

Одновременно с проектом правительство вносит в Государственную  Думу проекты следующих федеральных  законов

    1. О  бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период
    2. О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и проф заболеваний на очередной финансовый год и плановый период

Центральный Банк не позднее 1 октября текущего года предоставляет  в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной  денежно кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период

Предварительно указанный  проект направляется президенту и в  Правительство. Проект федерального закона считается внесенным в срок если он доставлен в Государственную Думу до 24:00 1 октября текущего года. Одновременно этот законопроект направляется президенту. Далее в течении суток со дня его внесения Совет Государственной Думы (председатель) направляет его в комитет государственной Думы, ответственный за рассмотрение законопроекта (комитет по бюджету) для подготовки заключения о соответствии предоставленных материалов к установленным требованиям . Совет (председатель) на основании этого заключения принимает решение о том что проект принимается к рассмотрению в Государственную Думу или подлежит возвращению в Правительство на доработку. Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами должен быть представлен в Государственную Думу в 10 дневный срок и рассмотрен в установленном порядке

Проект закона в течении 3х дней направляется Совет Государственной Думы или ее председателем в Совет Федерации и други субъектам права законодательной инициативы в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а так же в Счетную Палату на заключение

Совет Государственной Думы направляет этот проект в комитет  по бюджету и определяет комитеты – соисполнители по рассмотрению отдельных разделов проекта

Комитеты –соисполнители – те комитеты которые ответственны за рассмотрение прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период

Государственная Дума рассматривает  законопроект в 3х чтениях 

    1. В течении 20 дней со дня внесения в Государственную Думу
    2. В течении 25 дней со дня принятия в 1 чтении
    3. В течении 10 дней со дня принятия

 

Принятый закон в течении 5 дней  со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федерации, одобренный Советом Федерации закон в течении 5дней со дня его одобрения направляется президенту для его подписания и обнародования. В случаи его отклонения он передается для преодоления возникших разногласий в Согласительную комиссию. Она в течении 10 дней выносит закон на повторное рассмотрение Государственной Думы, которая повторно рассматривает закон в одном чтении

Принятый Государственной  думой закон снова передается в Совет Федерации 

Исполнение Федерального бюджета обеспечивается Правительством РФ высшим исполнительным органом государственной  власти субъекта РФ и местной администрации  муниципального образования. Организация  исполнения бюджета возлагается  на соответствующий финансовый орган. Исполнение организуется на основе сводной  бюджетной росписи и кассового  плана 

 

Исполнение бюджета по доходам предусматривает

    1. Зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ  со счетов органов федерального казначейства и иных поступлений в бюджет (согласно нормативам)
    2. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, сумм процентов за не своевременное осуществление такого возврата
    3. Зачет излишне уплаченных /взысканных сумм в соответствии с законодательством
    4. Уточнении администраторам доходов бюджет , платежей бюджетной системы РФ
    5. Перечисление Федеральным Казначейством средств для осуществления возврата или зачета излишне уплаченный /взысканных сумм налогов и иных платежей и процентов с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального Казначейства для их дальнейшего распределения между бюджетами

 

Исполнение бюджета по расходам предусматривает

    1. Принятие бюджетных обязательств
    2. Подтверждение денежных обязательств
    3. Санкционирование оплаты денежных обязательств
    4. Подтверждение исполнения денежных обязательств

 

Финансовый контроль осуществляют Министерство Финансово РФ, Федеральное  Казначейство, финансовые органы субъектов  РФ и  муниципальных образований, главные распорядители, распорядители  бюджетных средств. отчет об исполнении проверяется контрольными органами

Если исполнение бюджета  не соответствует закону то законодательный орган вправе отклонить отчет об исполнении и обратиться в прокуратуру РФ для привлечения к ответственности виновных должностных лиц

При рассмотрении отчета об исполнении Государственная Дума заслушивает  доклад Министра финансов и председателя Счетной палаты о заключении счетной  палаты на годовой отчет о исполнении федерального бюджета

по результатам рассмотрения годового отчета Дума либо принимает либо отклоняет план бюджета не позднее 1 октября текущего года

Не исполнение или ненадлежащее исполнение установленного порядка  составления рассмотрения проектов бюджета   признается нарушение  бюджетного законодательства оно влечет применение мер принуждения к нарушителю

 

В качестве мер применяемых  к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены 

    1. Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджета
    2. Блокировка расходов
    3. Изъятия бюджетных средств
    4. Приостановление операций по счетам в кредитных организациях
    5. Наложение штрафа
    6. Начисление пенни
    7. Иные меры в соответствии с бюджетным кодексом и федеральными законами

 

Основания для применения мер принуждения 

  1. Неисполнение закона или решения о бюджете
  2. Нецелевое использование бюджетных средств
  3. Не перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств
  4. Неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств
  5. Несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств
  6. Несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей
  7. Несвоевременное предоставление отчетов и других сведений связанных с исполнением бюджета
  8. Несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях
  9. Несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств
  10. Несоответствие бюджетной росписи закону о бюджете
  11. Иные основания

 

Тема № 5 « Государственный кредит и управление государственным долгом»

    1. Содержание и функции государственного кредита
    2. Виды государственных займов
    3. Управление государственным долгом

 

1. Содержание и функции государственного  кредита

 

Одной из актуальных задач  экономической политики любого государства  является решение проблемы сбалансированности бюджетов разных уровней и поиск  способов финансирования их дефицита это как правило реализуемо с помощью государственного кредита. В современных условиях государственный кредит рассматривается как совокупность финансовых отношений между государством с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой стороны.  В большинстве случаев государство выступает как заемщик средств, а предприятия , население, банки выступают как кредиторы. Кроме того государство выступает и как кредитор оно предоставляет кредиты иностранным государствам юридическим и физическим лицам и как правило направляет эти средства на те отрасли хозяйства которые не обладают достаточной инвестиционной привлекательностью для частного капитала или имеют высокую социальную значимость. Так же государство выступает как гарант по обязательствам различных юридических и физических лиц то есть государство берет ан себя ответственность за погашение обязательств  юридических и физических лиц.

Государственные кредиты  предоставляются непосредственно  Министерством Финансов либо через  коммерческие банки

Основные  отличия государственного кредита  от банковского

Средства взятые в займы  государством не направляются на обеспечение  процесса расширенного производства  и создание новой стоимости , а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и используются для покрытия всей совокупности государственных расходов, т.е не обладают инвестиционной направленностью. Исходя из этого функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга

Сущность государственного кредита заключается в перераспределении  капитала между частным сектором и государством на условиях срочности, платности и возвратности. Государственный  долг – вся сумма не оплаченных обязательств государства. Он образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований 

Согласно бюджетному кодексу  РФ госдолг РФ – долговые обязательства  РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами между народного права, включая  обязательства по государственным  гарантиям .

Долговые обязательства  это сложная категория отличающаяся по форме образования и обслуживания, по объектам долговых отношений и по срокам обязательств. ( Кредитные соглашения и договоры, государственные ценные бумаги, договоры о предоставлении гарантий РФ и т.д.)

Основным фактом или условием которое обусловливает возникновение и рост государственного долга это дефицит бюджета. И как правило увеличение государственного долга происходит в результате капитализации процентов по ранее выпущенным  или полученным кредитам или по причине не оплаты в срок. Возникновение дефицита бюджета порождается временной неравномерностью развития экономической активности и чрезвычайными обстоятельствами

Государственный долг оказывает  серьезное влияние на экономику (регулирующее воздействие ) т.к. влияет на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков и общий объем денежной массы

Функциональное назначение государственного кредита выражается в совмещении функций финансов и  кредита 

К основным функциям государственного  кредита относятся

    1. Образование денежных фондов – т.е. привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные фонды денежных средств государства на основе срочности, платности и возвратности. При этом важным условием добровольного предоставления средств в распоряжение государства служит обязательство заемщика вернуть к определенному моменту времени сумму заимствования с процентами. Основным инструментом при этом являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств . Они как правило считаются надежными финансовыми инструментами со средним и низким уровнем доходности . Наиболее распространенной формой государственных займов является облигация .

Информация о работе Лекции по "Анализу и оценке эффективности финансовой деятельности"