Лекции по "Анализу и оценке эффективности финансовой деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 08:37, курс лекций

Краткое описание

Тема №1 «Финансы как экономическая категория»
Тема №2 «Управление финансами»
Тема №3 «Государственный бюджет»
Тема №4: Основы бюджетного процесса
Тема № 5 « Государственный кредит и управление государственным долгом»
Тема 6 « Государственные внебюджетные фонды»

Файлы: 1 файл

finansy.docx

— 91.66 Кб (Скачать)

Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и контролировать целевое использование этих финансовых ресурсов.

В современных условия  внебюджетные фонды это механизмы  перераспределения национального  дохода, а иногда и части совокупного  общественного продукта с целью  защиты населения, его интересов  или интересов отдельных групп  и для решения конкретных задач экономического характера. Главная цель создания внебюджетных фондов необходимость выделения важных расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

На необходимость создания внебюджетных фондов повлияло

  1. Доходы в государственном бюджете не закреплены за отдельными расходами и при этом расходы на социальные нужны финансировались по остаточному принципу и эту проблему можно было решить 2мя путями

- выделить в создании  бюджета целевую часть 

-законодательно образовать  специальные внебюджетные фонды  со своими доходами 

  1. Изменение в экономике требуют быстрых управленческих решений, а расходы государственного бюджета жестко регламентируются законодательством . Поэтому целесообразнее выделить внебюджетные фонды из государственного бюджета

Внебюджетные фонды –  это совокупность финансовых ресурсов находящихся в распоряжении органов  власти и имеющих определенное целевое  общественное назначение, самостоятельные  источники формирования и при  этом не входят в состав бюджетов.

Внебюджетные фонды одна их форм перераспределения и использования  национального дохода государства  на определенные социальные и экономические  цели

  1. Внебюджетные фонды позволяют контролировать строго целевое назначение этих средств, т.е обеспечивается более эффективный контроль за их использованием.
  2. Кроме того у финансовых органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в социальную сферу.
  3. При наличии бюджетного дефицита средства внебюджетных фондов не используются.

Все это раскрывает значение внебюджетных фондов

 

Классификация внебюджетных фондов

  1. В зависимости от целевого назначения выделяют

- Социальные (Пенсионный, ФОМС, Фонд социального страхования) 

- Экономические (Дорожный фонд)

  1. По уровню управления

- Федеральные 

- Региональные

- Местные 

  1. В соответствии с правовой формой

- государственные 

- негосударственные 

 

Источники формирования внебюджетных фондов

- специальные целевые  отчисления предприятий 

- отчисления от прибыли  предприятий

- средства бюджетов

- прибыль от коммерческой  деятельности соответствующих внебюджетных  фондов

- займы коммерческих/ центрального банка

 

Все источники можно разделит на постоянные и временные

 

Государственные внебюджетные фонды – это фонды денежных средств образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального  и экономического характера. В РФ в число государственных социальных

- Пенсионный

- Социального страхования

- Федеральный и территориальный  фонды обязательного медицинского  страхования

 

Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий

- государственного пенсионного  обеспечения

- оказание бесплатной  медицинской  помощи

-поддержки в случаи  потери трудоспособности

- поддержки во время  отпуска по беременности и  родам

-санаторно-курортного обслуживания 

 

Спецификой этих фондов является четкое закрепление доходных источников и строго целевое использование  средств 

Социальные внебюджетные фонды – самостоятельные финансово-кредитные  учреждения, но их самостоятельность  существенно отличается от экономической  и финансовой самостоятельности  других предприятий или организаций. Они организуют процессы использования  своих средств в размерах и на цели регламентированные государством (уровень страховых платежей)

Государственные целевые  внебюджетные фонды имеющие социальную направленность строго контролируются государством по поводу целевого назначения средств этих фондов.

Государственные целевые  социальные внебюджетные фонды имеют  специальный источники формирования обособленный от источников формирования бюджетов РФ и региональных. Они  действуют на основе положений о  фондах утвержденных законодательными органами либо положений утвержденных органами исполнительной власти в соответствии с законами.

Контроль за рациональным и целевым расходованием средств  государственных целевых фондов осуществляет Министерство Финансов.

Определенные полномочия по регулированию деятельности этих фондов возложено на органы Федерального Казначейства. Главной задачей здесь  является организация обслуживания государственного бюджета, а так  же регулирование финансовых отношений  между федеральным бюджетом и  федеральными целевыми фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием средств целевых федеральных фондов. С этой целью Казначейство осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии бюджетной системы и в том числе целевых фондов.

2. Пенсионный фонд РФ: сущность, источники образования и назначение

Пенсионный фонд РФ –  это централизованный фонд пенсионного  обеспечения населения.

Пенсия – это гарантированная  ежемесячная денежная выплата для  обеспечения граждан по достижению ими определенного законом возраста, а так же в случае потери трудоспособности и потери кормильца. Пенсии должны обеспечивать прожиточный уровень жизни. Пенсионный фонд РФ является одним из самых  значимых социальных институтов страны и крупнейшая федеральная система  оказания государственных услуг  в области социального обеспечения 

Пенсионный фонд РФ был  образован 22 декабря 1990 года постановлением верховного совета РСФСР №442-1 «Об  организации пенсионного фонда  РСФСР». Он был создан для государственного управления финансами пенсионного  обеспечения. с его созданием в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

В структуре пенсионного  фонда имеются 

-управления в Федеральных  округах РФ

-отделения пенсионного  фонда в РФ

- территориальные управления  во всех регионах страны

Средства этого фонда  находятся в государственной  собственности, не входят состав других фондов, и не подлежат изъятию 

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций 

  1. учет страховых средств поступающих по обязательному пенсионному страхованию
  2. назначение и выплата пенсий (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца(трудовые); пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, и пенсии государственных служащих)
  3. назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветераны , инвалиды, инвалиды в следствии военной травмы, герои СССР, РФ
  4. персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования
  5. взаимодействие с работодателями – плательщиками страховых пенсионных взносов
  6. выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала
  7. управление средствами пенсионной системы, в том числе накопительной с части трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию и частную
  8. реализация программы государственного софинансирования пенсии

Изначально основной функцией пенсионного фонда был сбор взносов  на финансирование пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца

Позднее в 1997 году в системе  пенсионного фонда был создан информационный центр персонифицированного учета для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями фонда и для ведения базы данных персонифицированного учета центрального уровня

В 2001 году был определен  новый статус Пенсионного фонда, как страховщика и как государственного учреждения, а так же урегулирован порядок страховых взносов на обязательное пенсионное страхования  и права и обязанности субъектов  право отношений по обязательному  пенсионному страхованию. Так же в 2001 году функции Пенсионного фонда были расширены и были внесены изменения, порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии, это касалось разделения трудовой пенсии на 3 части: базовая, страховая, накопительная.

При этом базовая часть формируется за счет средств Федерального бюджета. Страховая часть за счет сумм страховых взносов. Накопительная за счет сумм страховых взносов уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и доход от их инвестирования

Дополнительно к основной деятельности с 2000 года Пенсионным Фондом финансируются социальные программы  в регионах. С 2005 года на него возложены  функции по начислению выплат в виде набора социальных услуг. С 2007 года на фонд возложена дополнительная задача по выдачи сертификатов на материнский (семейный) капитал. В качестве существенных изменений в деятельности фонда  можно отметить реформу пенсионного  обеспечения которая начала проводиться с 2001 года. В следствии которой существенно изменился порядок формирования доходов и направление расходования средств этого фонда.

Основными источниками формирования доходной части бюджета Пенсионного  фонда являются

  1. Обязательные отчисления
  2. Отчисления от единого налога по специальным режимам налогообложения
  3. страховые взносы на обязательное Пенсионное страхование
  4. страховые взносы по дополнительному тарифу для отдельных категорий работодателей
  5. доходы от размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии
  6. Средства Федерального бюджета
  7. Добровольные взносы физических лиц и организаций
  8. Доходы от инвестировнаия временно свободных средств обязательного пенсионгого страхования
  9. Пенни
  10. Другие, не запрещенные законодательством

Средства Пенсионного  фонда направляются на выплату

  1. государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потери кормильца)
  2. Пенсии по инвалидности, военнослужащим
  3. Компенсации пенсионерам
  4. Материальной помощи престарелым и инвалидам
  5. Пособие на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям
  6. Пособие на детей инфицированных вирусом имунодифицита
  7. Пособие пострадавшим от аварии на Чернобыльской АС

 

Можно разделить

- по обязательному пенсионному  страхованию

- государственное пенсионное  обеспечение

- на дополнительное пенсионное  обеспечение 

-на финансовое и материально-техническое  обеспечение деятельности фонда

- прочие

 

 

 

3. Фонд социального страхования

Действует в соответствии с указом Президента РФ «О фонде соцстрах РФ» 7 августа 1992г №822

Фонд социального страхования  это фонд денежных средств образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации прав граждан на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случаи потери кормильца, рождения и воспитания детей, все это отражено в бюджетном кодексе

Этот фонд управляет средствами государственного обязательного страхования  РФ, денежные средства этого фонда  являются государственной собственностью и не входят в состав других фондов и не подлежат изъятию 

Бюджет этого фонда  и отчет о его исполнении утверждаются правительством РФ. Бюджеты региональный и центральных отраслевых отчеты о их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются его председателем

Задачи Фонда обязательного  социального страхования

    1. Обеспечение гарантированных государством пособий по временной не трудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечение, оздоровление работников и членов их семей, а так же на другие цели государственного социального страхования предусмотренного законодательством
    2. Участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования
    3. Осуществление мер по обеспечению финансовой устойчивости социального страхования
    4. Разработка предложений о размерах тарифов страховых вносов на государственное социальное страхование
    5. Организация работы по подготовки и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, а так же разъяснительные работы в сфере страхователей и населения по вопросам социального страхования
    6. Сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями, по вопросу социального страхования

Информация о работе Лекции по "Анализу и оценке эффективности финансовой деятельности"