Лекции по "Анализу и оценке эффективности финансовой деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 08:37, курс лекций

Краткое описание

Тема №1 «Финансы как экономическая категория»
Тема №2 «Управление финансами»
Тема №3 «Государственный бюджет»
Тема №4: Основы бюджетного процесса
Тема № 5 « Государственный кредит и управление государственным долгом»
Тема 6 « Государственные внебюджетные фонды»

Файлы: 1 файл

finansy.docx

— 91.66 Кб (Скачать)

Государственная облигация – ценная бумага, являющаяся долговым обязательством государства, которая дает право ее держателю получить в определенный срок основную сумму долга и проценты. Номинальная цена облигации устанавливается эмитентом и выражает сумму полученную во временное пользование и подлежащую возврату с начисленными на нее процентами в установленный срок

    1. Использование денежных фондов – необходимость возврата привлеченных средств, который осуществляется за счет налоговых, неналоговых доходов бюджета и за счет механизма рефинансирования ( погашение задолженности по ранее выпущенным обязательствам с помощью средств полученных от размещения новых обязательств
    2. Контроль – влияние на уровень ликвидности коммерческих банков на структуру платежеспособного спроса, на темпы роста экономики и на объем денежной массы в обращении
    3. Перераспределение финансовых ресурсов в процессе перераспределения капитала между сферами производства и обращения
    4. Повышение эффективности использования средств т.е. обеспечивается необходимость максимально эффективного применения государственных средств, при наличии «кассового разрыва» между момент амии их поступления и использования
    5. Ускорение концентрации финансовых ресурсов, при этом создается возможность государству привлекать значительные объемы финансовых ресурсов за короткое время

 

 

2.Виды государственных займов

Механизм функционирования государственного кредита реализуется  по средствам размещения государственных  займов, это в последствии приводит к появления государственного долга

Для полной классификации  государственных займов государственный долг необходимо рассматривать в более широком понимании.

- это сумма всех неоплаченных  обязательств государства с учетом  всех начисленных процентов к  определенному моменту времени 

Государственные займы классифицируют по следующим  признакам

    1. По месту размещения

- внешние (обязательства государства перед нерезидентами)

- внутренние (обязательства перед резидентами)

 

    1. По способу обращения

- рыночные (займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются или перепродаются после их первичного размещения на рынке

- не рыночные (займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка. Основная цель в применении не рыночных займов в привлечении кредитных ресурсов мелких сбережений населения)

 

    1. По сроку заимствования 

- кратко срочные ( срок обращения ценных бумаг, которых ограничен 1 годом)

- среднесрочные (срок  обращения ценных бумаг, которых  в пределах от 1 года до 5лет)

- долгосрочные (срок обращения  ценных бумаг ,которых свыше 5 лет)

 

    1. По способу обеспечения возвратности

- закладные (займы возвратность  которых обеспечивается конкретным  залогом, как правило это имущество)

-беззакладные (займы оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения)

 

    1. По уровню эмитента

- федеральные

-региональные

-местные

 

    1. По форме выплаты дохода

- процентные займы (доход  по ним устанавливается  в  виде фиксированного процента  от номинала)

- дисконтные займы (доход  по ним инвестор получает за  счет приобретения долговых обязательств  с дисконтом и последующим  их погашением по номинальной  стоимости по окончанию срока)

- выигрышные займы (доход  по ним осуществляется на основе  тиражей выигрыша. Наименее привлекательны так как нет гарантированного дохода на определенную дата)

- индексационные займы (доход выплачивается по средствам индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг)

 

    1. По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа 

-обязательства без погашения (при отсутствии права эмитент не имеет возможности выкупить эти обязательства до срока и в связи с этим несет определенные потери, а инвестор наоботор получает дополнительную выгоду)

- обязательства с возможностью  досрочного погашения (случае  досрочного погашения заемщик  имеет право на досрочный выкуп  своих долговых обязательств )

 

    1. По способу погашения задолженности

- займы, подлежащие оплате  единовременно

- займы, подлежащие оплате  частями (рассматривают как правило 3 варианта погашения

- равными долями на протяжении всего оговоренного срока

- погашение увеличивающимися долями на продолжении всего оговоренного срока

- погашение уменьшающимися долями на протяжении всего оговоренного  срока

 

    1. По способу определения предлагаемого инвестору дохода

- займы с постоянным , фиксированным доходом (инвестор имеет гарантированный доход, а эмитенту заранее известна стоимость обслуживания долга

- заем с переменным  уровнем дохода (его изменение  зависит от изменения какого  либо экономического индикатора)

 

    1. По направлениям использования денежных средств

–целевые  (они используются для финансирования отдельных конкретных программ)

-нецелевые (могут быть  направлены на покрытие текущих  бюджетных расходов , на рефинансирование текущей задолженности или другие цели по решению уполномоченных органов власти и управления)

 

 

3.Управление государственным  долгом 

Наличие государственного долга  требует обязанность государства  по его управлению.

Управление государственным  долгом – это совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга 

Цель управления  - нахождение оптимального соотношения между  потребностями государства в  дополнительных финансовых ресурсах и  затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению 

Принципы управления государственным долгом

    1. Принцип безусловности. Обеспечение точного  и своевременного исполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий
    2. Принцип единства учета. Учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг эмитированных федеральными органами власти, региональными и органами местного самоуправления
    3. Единство долговой политики. Обеспечивается единый подход в политике управления государственным долгом со стороны Федерального центра по отношению к субъектам Федерации и муниципальным образованиям
    4. Принцип согласованности. Создаются максимально возможные условия гармонизации интересов кредиторов и государства – заемщика
    5. Принцип снижения рисков. Выполнение всех необходимых действий направленных на уменьшение, как риска кредиторов, так и инвесторов
    6. Принцип оптимальности. Создание такой структуры государственных  займов при которой выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами , риском и оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны
    7. Принцип гласности. Предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах займов для всех заинтересованных лиц

В широком понимании управление государственным долгом предполагает :

    1. Формирование политики в отношении государственного долга
    2. Определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности
    3. Установление основных направлений воздействия  на микро/макро экономические показатели
    4. Выделение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.

Определение политики в отношении  государственного долга и его  верхний предел устанавливают законодательные  органы власти. А оперативное управление им осуществляет исполнительная власть .

В узком понимании управление государственным долгом предполагает определение условий выпуска, обращения  и погашения конкретных государственных  ценных бумаг.

В процессе управления государственным  долгом применяются следующие методы:

  1. Рефинансирование. Погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств
  2. Конверсия. Изменение доходности займа
  3. Консолидация.  Превращение части  имеющейся задолженности в новую с более длительны сроком погашения
  4. Новация. Соглашение между государством – заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного итого же кредитного договора
  5. Унификация. Решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов
  6. Отсрочка. Консолидация при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам
  7. Дефолт. Отказ государства от уплаты государственного долга .

 

Основные недостатки в  системе управления государственным  долгом

    1. Сложившаяся система управления государственным долгом не в полной мере дает возможность осуществлять централизованную долгосрочную политику в области государственных заимствований
    2. Механизмы управления не позволяют полностью обеспечивать предупреждение возможных финансовых кризисов
    3. Отсутствует законодательное разделение компетенций между ветвями государственной власти в области управления государственным долгом
    4. Отсутствует единая база данных государственных долговых обязательств и единая методика их учета
    5. Не разработана система долгосрочной взаимосвязи в политике управления государственным долгом с денежно кредитной политикой, политикой валютного курса и уровня денежной массой

В связи с этим можно  отметить, что на государственном  уровне стоит задача совершенствования  сложившийся системы управления

В рамках данной работы необходимо решить следующие задачи

  1. Повысить эффективность государственных заимствований
  2. Оптимизация структуры государственного долга
  3. Сократить риски связанные с осуществлением заимствований
  4. Совершенствовать правовые основы управления государственным долгом
  5. Создать единую структуру в полномочия которой будет входить управление государственным долгом
  6. Разработать единую систему учета государственного долга
  7. Создать единую централизованную систему анализа и управления рисками заимствования
  8. Разработать единую систему стратегического планирования государственного долга
  9. Создать систему взаимодействия с денежно-кредитной и валютной политикой
  10. Разработать систему учета долговых обязательств региональных и муниципальных властей, а так же заимствований негосударственного сектора экономики

 

Тема 6 « Государственные  внебюджетные фонды»

  1. Необходимость создания внебюджетных фондов их сущность и классификация
  2. Пенсионный фонд РФ: сущность, источники образования и назначение
  3. Фонд социального страхования: сущность, источники образования и направления расходования
  4. Фонд обязательного медицинского страхования : сущность, источники образования и назначение и направления расходования

 

1. Необходимость  создания внебюджетных фондов  их сущность и классификация

Создание внебюджетных фондов продиктовано необходимостью решения  жизненно-важных задач как социального, так и экономического характера. Их создание связано с созданием  системы государственного пенсионного  обеспечения, медицинского и социального  страхования, развития автомобильных  дорог, содержания дорожного хозяйства, решение экологических проблем  и  так далее 

Внебюджетные фонды выступают  в качестве самостоятельного, стабильного  и прогнозируемого источника  денежных средств используемых для  финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного назначения и для финансирования региональных или ведомственных программ экономического характера 

Информация о работе Лекции по "Анализу и оценке эффективности финансовой деятельности"