Лекции по "Анализу и оценке эффективности финансовой деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 08:37, курс лекций

Краткое описание

Тема №1 «Финансы как экономическая категория»
Тема №2 «Управление финансами»
Тема №3 «Государственный бюджет»
Тема №4: Основы бюджетного процесса
Тема № 5 « Государственный кредит и управление государственным долгом»
Тема 6 « Государственные внебюджетные фонды»

Файлы: 1 файл

finansy.docx

— 91.66 Кб (Скачать)

Принципы финансового  контроля

      1. Законности
      2. Независимости
      3. Объективности
      4. Гласности
      5. Ответственности
      6. Разграничения функций и полномочий
      7. Системности

Виды и формы  финансового контроля

Виды

      1. По субъекту контроля

- государственный

- не государственный

•аудиторский

•внутрихозяйственный

•общественный

      1. По объекту контроля

- бюджетный

- налоговый

- денежно кредитный

-таможенный

- страховой

-валютный

 

Формы контроля

      1. По времени проведения контроля

- предварительный

-текущий

-последующий

      1. Направление воздействия субъекта на объект контроля

-внешний 

-внутренний

      1. По месту проведения контроля

-камеральный

-выездной

      1. Полнота охвата проверяемого материала

-сплошной

-выборочный

      1. Характер источников контроля

-документальный

-фактический

      1. Периодичность приведения контроля

-систематический

-периодический

-единовременный

      1. Полнота охвата проверяемых вопросов

-комплексный

-тематический

-встречный

      1. Повторяемость изучения источников контроля

-первичный

-повторный

-дополнительный

Таким образом, совокупность контрольных действий и операций осуществляемых субъектами контроля может быть выражена в различной форме и это будет зависеть от целого ряда факторов

 

Тема №3 «Государственный бюджет»

  1. Социально-экономическая сущность и функции бюджета, его черты
  2. Состав и структура доходов бюджета, налоговая система
  3. Состав и структура расходов бюджета

 

1.Социально-экономическая  сущность и функции бюджета,  его черты 

Бюджетные отношения опосредуют разные направления распределительного процесса и охватывают все уровни хозяйствования. они носят объективный характер, в процессе функционирования бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде страны

Совокупность бюджетных  отношений по формированию и использованию  бюджета страны составляет понятие  государственного бюджета

По экономической сущности государственный бюджет это денежных отношения возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения гос. бюджета в связи с образованием и использованием бюджетного фонда который предназначен на финансирование экономики, социально культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления

Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Это единство таких финансовых категорий как налог, государственный кредит и государственные расходы в их действии

Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация средств  и их расходование. централизация  средств в бюджете имеет важное экономическое и политическое значение. т.к. мобилизуемые доходы служат главным  орудием реализации намеченных государством мероприятий. это дает возможность  маневрировать ресурсами, сосредоточить  их на решающих участках экономики  и соц. развития и осуществлять единую  экономическую  и финансовую политику на всей территории страны

Признаки

1) Государственный бюджет является особой формой (экономической) пере распределительных отношений, обусловленной обособлением части национального дохода в руках государства для удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его территориальных образований

2) С его помощью происходит  перераспределение национального  дохода между видами экономической  деятельности, субъектами страны  и сферами общественной деятельности

3) Пропорции бюджетного  перераспределения в большей  степени определяются потребностями  общественного расширенного воспроизводства  в соответствии с целями и  задачами, стоящими перед обществом  на определенном этапе его  развития

4) Область государственного  бюджетного распределения занимает  центральное место в составе  государственных финансов что  обусловлено ключевым положением  государственного бюджета по  отношению к другим финансовым  звеньям 

 Государственный бюджет  утверждается законодательным органом  страны и имеет силу закона 

Государственный бюджет с точки зрения экономической категории по мнению ряда ученых выполняет 2 функции

    1. распределительная (парораспределительная)
    2. контрольная

В результате выполнения первой  функции происходит концентрации денежных средств в руках государства  с целью удовлетворения общегосударственных  потребностей

А с помощью второй становится возможным определить на сколько  своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и как фактически складываются пропорции в распределении  бюджетных средств и на сколько  это эффективно

Как основной финансовый план государства государственный бюджет утверждается законодательным органом  власти и экономико-законодательной  точки зрения выполняет следующие функции

  1. Перераспределение НД и ВВП (через бюджет перераспределяется до 40 % доходов и как правило учитывается наиболее рациональное размещение производственных сил, возможности подъема экономики когда бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций и более эффективному использованию государственных средств
  2. Государственное регулирование и стимулирование экономики. В процессе государственного планирования устанавливается наиболее целесообразное взаимоотношение централизованных децентрализованных  фондов, определяются  размеры государственных ресурсов концентрируемых в финансовых планах предприятий, степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и прежде всего федерального бюджета. Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций и повышения эффективности производства
  3. Финансовое обеспечение социальной политики. Важное значение имеет социальная направленность средств, здесь основными приоритетами является поддержка наименее защищенных слоев населения, а так же функционирование учреждений здравоохранения, образования, культуры, решение жилищных проблем.
  4. Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. В процессе бюджетного планирования и использования бюджетных средств осуществляется контроль за финансово хозяйственным состоянием в экономике и в условия рынка значение бюджетного контроля по мобилизации и использованию ресурсов усиливается

Функции государственного бюджета  проявляются в процессе человеческой деятельности и осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который предполагает конкретную нацеленность на решение экономических и социальных задач 

Бюджет имеет следующие состояния

    1. дефицит (расходы превышают доходы)
    2. профицит
    3. нулевой дефицит (доходы=расходы)
    4. первоначальный профицит бюджета (превышение доходов над расходами, но без учета расходов по обслуживанию государственного долга)

Бюджет должен обладать реальностью, то есть отражать реальные потребности  общества и возможности их удовлетворения

 

2. Состав и структура доходов государственного бюджета

Доходы федерального бюджета – это часть национального дохода, подлежащая централизации средств в бюджете, как правило, доходы служат финансовой базой государства, а расходы удовлетворению общественных потребностей

Доходы выражают экономические отношения, возникающие с организациями, предприятиями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Доходы формируются на налоговой и неналоговой основах, а так же за счет безвозмездных перечислений. Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода мобилизуемую во все звенья бюджетной системы

Налог - обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в пользу государства в заранее определенные сроки, размерах, порядке для выполнения государством своих функций  Значительную часть федерального бюджета составляют налоговые платежи (70-95%)

Элементы налога: субъект, объект, налоговая ставка, налоговая база, налоговый период, порядок и сроки уплаты, порядок исчисления, льготы

К неналоговым  доходам относятся 

- доходы от использования  государственного имущества

-доходы от продажи  государственного  имущества

-доходы от платных  услуг бюджетных учреждений

-средства полученные  в результате применения мер  гражданско-правовой ответственности 

- и иные

К безвозмездным  поступлениям относятся дотации, субсидии, субвенции из других бюджетов бюджетной системы, иные межбюджетные трансферты, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, правительств иностранных государств, международных организаций и добровольные пожертвования

 

3. Состав и структура расходов государственного бюджета

 

Расходы бюджета классифицируются по разным признакам

    1. По своей роли в процессе воспроизводства

- расходы, связанные с  финансированием материального  производства

- расходы, связанные с  содержанием непроизводственной  сферы

    1. По функциональному признаку

-расходы народного хозяйства

-расходы на социально  культурные мероприятия

- расходы на оборону  страны

-на содержание аппарата  управления 

-на правоохранительную  деятельность и обеспечение безопасности

-на фундаментальные исследования  и содействие НТП

-расходы по обслуживанию  госдолга

    1. По временному критерию

-капитальные

-текущие расходы

В условиях рыночного хозяйства  структура расходов федерального бюджета  претерпевает существенные изменения. Главным образом эти изменения  касаются сокращением расходов на народное хозяйство. Однако для реализации различных государственных программ и обеспечения стабильности развития общества продолжает иметь большое значение финансирование отдельных видов экономической деятельности государственных инвестиционных программ или государственного сектора экономики

Для того чтобы повысить эффективность расходов бюджета  необходимо соблюдать принципы бюджетного финансирования

    1. Достижение максимального эффекта при минимуме затрат
    2. Целевой характер использования бюджетных ассигнований
    3. Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований  (постепенно, поэтапно)
    4. Безвозвратность бюджетных ассигнований

Наряду с безвозвратным  бюджетным финансированием в  настоящее время шире применяется  кредитование организаций путем  выдачи бюджетных кредитов (бюджетное  кредитование)

Наряду с бюджетным  финансированием данные бюджетные  кредиты выдаются по специальному распоряжению правительства на выполнение целевых  программ развития.  Проценты по этим кредитам либо не взимаются, либо по низким ставкам и на более длительный срок

Информация о работе Лекции по "Анализу и оценке эффективности финансовой деятельности"