Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 08:37, курс лекций
Тема №1 «Финансы как экономическая категория»
Тема №2 «Управление финансами»
Тема №3 «Государственный бюджет»
Тема №4: Основы бюджетного процесса
Тема № 5 « Государственный кредит и управление государственным долгом»
Тема 6 « Государственные внебюджетные фонды»
Принципы финансового контроля
Виды и формы финансового контроля
Виды
- государственный
- не государственный
•аудиторский
•внутрихозяйственный
•общественный
- бюджетный
- налоговый
- денежно кредитный
-таможенный
- страховой
-валютный
Формы контроля
- предварительный
-текущий
-последующий
-внешний
-внутренний
-камеральный
-выездной
-сплошной
-выборочный
-документальный
-фактический
-систематический
-периодический
-единовременный
-комплексный
-тематический
-встречный
-первичный
-повторный
-дополнительный
Таким образом, совокупность контрольных действий и операций осуществляемых субъектами контроля может быть выражена в различной форме и это будет зависеть от целого ряда факторов
Тема №3 «Государственный бюджет»
1.Социально-экономическая сущность и функции бюджета, его черты
Бюджетные отношения опосредуют разные направления распределительного процесса и охватывают все уровни хозяйствования. они носят объективный характер, в процессе функционирования бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде страны
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджета страны составляет понятие государственного бюджета
По экономической сущности государственный бюджет это денежных отношения возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения гос. бюджета в связи с образованием и использованием бюджетного фонда который предназначен на финансирование экономики, социально культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления
Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Это единство таких финансовых категорий как налог, государственный кредит и государственные расходы в их действии
Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация средств и их расходование. централизация средств в бюджете имеет важное экономическое и политическое значение. т.к. мобилизуемые доходы служат главным орудием реализации намеченных государством мероприятий. это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономики и соц. развития и осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны
Признаки
1) Государственный бюджет является особой формой (экономической) пере распределительных отношений, обусловленной обособлением части национального дохода в руках государства для удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его территориальных образований
2) С его помощью происходит
перераспределение
3) Пропорции бюджетного
перераспределения в большей
степени определяются
4) Область государственного
бюджетного распределения
Государственный бюджет
утверждается законодательным
Государственный бюджет с точки зрения экономической категории по мнению ряда ученых выполняет 2 функции
В результате выполнения первой функции происходит концентрации денежных средств в руках государства с целью удовлетворения общегосударственных потребностей
А с помощью второй становится
возможным определить на сколько
своевременно и полно финансовые
ресурсы поступают в
Как основной финансовый план
государства государственный
Функции государственного бюджета
проявляются в процессе человеческой
деятельности и осуществляются на основе
использования бюджетного механизма,
который предполагает конкретную нацеленность
на решение экономических и
Бюджет имеет следующие состоян
Бюджет должен обладать реальностью, то есть отражать реальные потребности общества и возможности их удовлетворения
2. Состав и структура доходов государственного бюджета
Доходы федерального бюджета – это часть национального дохода, подлежащая централизации средств в бюджете, как правило, доходы служат финансовой базой государства, а расходы удовлетворению общественных потребностей
Доходы выражают экономические отношения, возникающие с организациями, предприятиями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Доходы формируются на налоговой и неналоговой основах, а так же за счет безвозмездных перечислений. Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода мобилизуемую во все звенья бюджетной системы
Налог - обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в пользу государства в заранее определенные сроки, размерах, порядке для выполнения государством своих функций Значительную часть федерального бюджета составляют налоговые платежи (70-95%)
Элементы налога: субъект, объект, налоговая ставка, налоговая база, налоговый период, порядок и сроки уплаты, порядок исчисления, льготы
К неналоговым доходам относятся
- доходы от использования государственного имущества
-доходы от продажи государственного имущества
-доходы от платных услуг бюджетных учреждений
-средства полученные
в результате применения мер
гражданско-правовой
- и иные
К безвозмездным поступлениям относятся дотации, субсидии, субвенции из других бюджетов бюджетной системы, иные межбюджетные трансферты, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, правительств иностранных государств, международных организаций и добровольные пожертвования
3. Состав и структура расходов государственного бюджета
Расходы бюджета классифицируются по разным признакам
- расходы, связанные с финансированием материального производства
- расходы, связанные с
содержанием
-расходы народного хозяйства
-расходы на социально культурные мероприятия
- расходы на оборону страны
-на содержание аппарата управления
-на правоохранительную
деятельность и обеспечение
-на фундаментальные
-расходы по обслуживанию госдолга
-капитальные
-текущие расходы
В условиях рыночного хозяйства структура расходов федерального бюджета претерпевает существенные изменения. Главным образом эти изменения касаются сокращением расходов на народное хозяйство. Однако для реализации различных государственных программ и обеспечения стабильности развития общества продолжает иметь большое значение финансирование отдельных видов экономической деятельности государственных инвестиционных программ или государственного сектора экономики
Для того чтобы повысить эффективность расходов бюджета необходимо соблюдать принципы бюджетного финансирования
Наряду с безвозвратным бюджетным финансированием в настоящее время шире применяется кредитование организаций путем выдачи бюджетных кредитов (бюджетное кредитование)
Наряду с бюджетным финансированием данные бюджетные кредиты выдаются по специальному распоряжению правительства на выполнение целевых программ развития. Проценты по этим кредитам либо не взимаются, либо по низким ставкам и на более длительный срок
Информация о работе Лекции по "Анализу и оценке эффективности финансовой деятельности"