Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:30, лекция
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособность и финансовой устойчивостью.
Значение и задачи анализа финансовых результатов
Анализ балансовой прибыли
Анализ прибыли от продаж.
Анализ рентабельности работы предприятия.
Анализ безубыточности работы предприятия.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
1). Эффективность деятельности предприятия характеризуется финансовыми результатами. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли (убытков) и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).
Прибыль - это часть чистого дохода,
который непосредственно
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. Итак, прибыль и рентабельность являются важными показателями эффективности производства.
Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные (прибыль), но и относительные показатели (рентабельность) эффективности хозяйствования. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования.
Основными задачами анализа финансовых результатов работы предприятия являются:
Источниками информации для проведения анализа являются данные бизнес-плана, формы бухгалтерской отчетности № 1,2,5 и форма статистической отчетности № П-3.
2). Основной целью коммерческой
организации является прибыль.
Прибыль различают: балансовую, прибыль
от продаж, чистую прибыль. Для
экономического анализа
Анализ прибыли до
1.Изучение изменений каждого
составного элемента
2.Структурный анализ соответствующих статей балансовой прибыли, т.е. определяют удельный вес каждого составного элемента балансовой прибыли за прошлый и отчетный годы, находят отклонение и делают вывод об изменении структуры балансовой прибыли.
3.Изучение динамики изменения показателей прибыли.
4.Исследование влияния
отдельных факторов на прибыль
до налогообложения.
5. В заключении анализа выявляют резервы
увеличения балансовой прибыли.
3). Анализ прибыли от продаж продукции, работ, услуг.
Целевая функция предприятия - максимизация чистой прибыли. Основная часть прибыли состоит из прибыли от реализации продукции, работ и услуг, поэтому на предприятиях следует проводить более подробный анализ данного показателя.
Прибыль от реализации продукции зависит от объема реализации, структуры и ассортимента реализованной продукции, себестоимости реализованной продукции и цен на продукцию. Степень влияния каждого из этих факторов на прибыль устанавливают по данным отчета о прибылях и дополнительно исчисленных показателях о выручке от реализации в базисных ценах и затратах по себестоимости 'Продукции базисного года.
Для определения влияния на прибыль изменения объема реализации базовую прибыль необходимо умножить на процент изменения объема реализации продукции и полученное произведение поделить на 100. Процент изменения объема реализации продукции определяют отношением фактически реализованной продукции в базовых ценах к объему реализации продукции базового периода.
(Пбаз * %измVреал) / 100
% изм Vреал = РПфакт в баз ценах / РП баз
Для определения влияния изменения структуры и ассортимента реализованной продукции на прибыль от реализации продукции из базовой прибыли, пересчитанной на фактически реализованную продукцию, необходимо вычесть базовую прибыль и из численной разницы вычесть влияние фактора изменения объема реализации продукции.
(Пбаз по факт Vрп – Пбаз) – (Пбаз ∙ % изм V реал) / 100
После установления общей суммы изменения прибыли в результате структурных сдвигов следует выяснить виды изделий, обусловивших это отклонение, степень влияния изменения объема реализации отдельных изделий на прибыль от реализации товарной продукции.
Снижение прибыли в результате структурных сдвигов обычно оценивают отрицательно, а сверхплановую прибыль - положительно. Однако при более детальном анализе необходима более конкретная оценка структурных сдвигов.
При определении влияния изменения себестоимости продукции на прибыль от реализации продукции фактическую себестоимость сопоставляют с базовой, рассчитанной на фактический объем и ассортимент реализованной продукции.
С/Сфакт – С/Сбаз по факт Vрп
Полная себестоимость продукции складывается из производственной себестоимости и коммерческих или внепроизводственных расходов. Раздельное влияние этих факторов на прибыль от реализации товарной продукции определяют так же, как и по полной себестоимости.
Увеличение прибыли в
Влияние изменения цены реализованной продукции на прибыль определяют сопоставлением фактической выручки от реализации продукции с выручкой этой продукции, исчисленной по базовым ценам.
Вфакт – В по факт Vрп и баз.ц.
Правильность расчета по определению влияния различных факторов на прибыль от реализации товарной продукции проверяют составлением баланса отклонений фактической прибыли от плановой (в тыс. руб.).
4). Анализ рентабельности. Значение и расчет показателей общей рентабельности, рентабельности капитала, продаж и услуг.
Рентабельность и показатели рентабельности приобретают в условиях рыночных отношений возрастающее значение. Они характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д.
Рентабельность - это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.
В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия.
Показатели рентабельности характеризуют доходность с разных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Одна из групп показателей рентабельности - это показатели рентабельности капитала (активов). На основе данных показателей определяют доходность и эффективность использования имущества.
Для рейтинговой оценки деятельности нескольких предприятий используются следующие показатели рентабельности:
Робщ.= Пбал./ Сопф.+ Снос.*100%
А коэффициент оборачиваемости капитала определяется как отношение выручки от продаж на валюту баланса. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Необходимо отметить, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальныхфакторов.
• Рентабельность продукции (услуг) или производственной деятельности
(издержек) определяется как отношение прибыли от реализации к сумме затрат по реализованной продукции.
Рпр.=Преал./ПС*100% Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Анализ показателей рентабельности проводят методом сравнения показателей отчетного и прошлого периодов, определяют абсолютное отклонение, выявляют причины отклонений разных видов рентабельности. А затем проводят факторный анализ методом цепных подстановок и выявляют резервы увеличения рентабельности.
5).Анализ безубыточности
При проведении анализа безубыточности работы предприятия большое значение имеет нахождение точки безубыточности работы конкретного предприятия.
Точка безубыточности - это такой объем реализации, при котором полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможности получать прибыль, иначе говоря, это нижний предельный объем выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю.
Точка безубыточности характеризуется следующими показателями:
/. Критический (пороговый) объем реализации, шт. = Постоянные расходы на объем реализации /Цена - средние переменные затраты на единицу продукции
4. Маржа безопасности = Объем реализации, шт. -
Критический объем реализации, шт.
Валовая маржа - разность между выручкой от реализации и переменными
затратами.
Порог рентабельности - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не получает и прибыли.
Запас финансовой прочности - это сумма, на которую предприятие может позволить себе снизить выручку, не выходя из зоны прибылей.
Чем больше разность между
фактическим объемом
На величину критического объема реализации и порога рентабельности оказывают влияние:
Информация о работе Анализ финансовой деятельности предприятия