Кадровая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 02:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной курсовой работы - изучение процесса формирования кадровой политики ООО «Авис» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
В рамках данной цели были поставлены задачи:
- изучить сущность и содержание кадровой политики;
- раскрыть элементы кадровой политики;
- описать задачи кадровой политики;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты кадровой политики……………………………………..4
1.1 Сущность и содержание кадровой политики……………………………..4
1.2 Элементы кадровой политики……………………………………………10
1.3 Задачи кадровой политики………………………………………………..15
2 Формирование кадровой политики……………………………………………...19
2.1 Этапы построения кадровой политики………………………………….19
2.2 Кадровые мероприятия и кадровая стратегия…………………………..22
2.3 Условия разработки кадровой политики………………………………...23
3 Кадровая политика ООО «Авис»………………………………………………..25
3.1 Характеристика деятельности ООО «Авис»……………………………25
3.2 Кадровая политика ООО «Авис»………………………………………...27
3.3 Направления совершенствования кадровой политики в ООО «Авис»..31
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………………...36

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Теоретические аспекты кадровой политики……………………………………..4

1.1 Сущность и содержание  кадровой политики……………………………..4

1.2 Элементы кадровой  политики……………………………………………10

1.3 Задачи кадровой  политики………………………………………………..15

2 Формирование кадровой политики……………………………………………...19

2.1 Этапы построения  кадровой политики………………………………….19

2.2 Кадровые мероприятия  и кадровая стратегия…………………………..22

2.3 Условия разработки  кадровой политики………………………………...23

3 Кадровая политика ООО «Авис»………………………………………………..25

3.1 Характеристика деятельности  ООО «Авис»……………………………25

3.2 Кадровая политика  ООО «Авис»………………………………………...27

3.3 Направления совершенствования  кадровой политики в ООО «Авис»..31

Заключение………………………………………………………………………….34

Список использованной литературы……………………………………………...36

Приложение 1

 

 

Введение

 

Одним из главных результатов  современного этапа научно-технической  революции стало превращение  человека в главную движущую силу производства, поэтому сегодня для  организации ее персонал является основным богатством. Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.

Актуальность темы «Формирование  кадровой политики на предприятии» обусловлена тем, в условиях острой рыночной конкуренции предприятию необходимо проводить качественную кадровую политику, с целью сохранения грамотного персонала и чтобы не ошибиться и не принять некомпетентного специалиста.

Теоретической основой  написания курсового проекта являются учебники и учебные пособия для вузов, работы российских и зарубежных ученых, занимающихся раскрытием сущности и формирования кадровой политики на предприятии, кроме того в целях наиболее полного раскрытия данной темы, применялись материалы круглых столов. Были использованы работы отечественных и зарубежных авторов, среди которых следовало бы выделить: Лапин А. «Формирование системы управления персоналом»; Магура М.И. «Место поиска и отбора кадров в общей системе управления персоналом»; Маслов Е.В. «Управление персоналом предприятия»; Тюрина И.О. «Кадровый менеджмент: процесс отбора персонала» и другие.

Цель написания данной курсовой работы - изучение процесса формирования кадровой политики ООО «Авис» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

В рамках данной цели были поставлены задачи:

- изучить сущность  и содержание кадровой политики;

- раскрыть элементы  кадровой политики;

- описать задачи кадровой  политики;

- выявить условия формирования  кадровой политики на предприятии,

- проанализировать формирование кадровой политики на примере ООО «Авис»;

- разработать направления  совершенствования кадровой политики  в ООО «Авис».

Предмет курсового проекта  – система формирования кадровой политики предприятия. Объект курсового  проекта - ООО «Авис».

В качестве статистико-информационной базы использовались законодательные  и нормативные акты, учебники, научные  публикации, средства Интернет.

 

 

1 Теоретические аспекты кадровой политики

1.1 Сущность и содержание  кадровой политики

 

Термин «кадровая политика» имеет широкое и узкое толкования:

- система правил и  норм (которые должны быть осознаны  и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс  в соответствие со стратегией  фирмы (отсюда следует, что  все мероприятия по работе  с кадрами: отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение - заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации);

- набор конкретных  правил, пожеланий и ограничений  во взаимоотношениях людей и  организации. В этом смысле, например, слова: «Кадровая политика нашей фирмы состоит в том, чтобы брать на работу людей только с высшим образованием» - могут использоваться в качестве аргумента при решении конкретного кадрового вопроса1.

Понятие «кадровая политика» было достаточно распространенным в конце 80-х годов. Вместе с тем оно выражало известный субъективизм административно-хозяйственной власти, который, в частности, предполагал приоритет личных представлений руководителя о степени полезности того или иного управленца более низкого ранга. Оценка последнего зависела в конечном счете оттого, ориентирован ли директор на выполнение основной целевой функции предприятия - выпуск продукции или главное для него - сохранение личного, достаточно привилегированного положения. Для первой и второй ситуации характерны принципиально противоположные механизмы формирования команды подчиненных.

Под политикой организации, как правило, понимается система  правил, в соответствии с которой  действуют люди, входящие в организацию.

Важнейшая составная часть стратегически ориентированной политики организации - ее кадровая политика, которая определяет философию и принципы, реализуемые руководством в отношении человеческих ресурсов.

Главная цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.

Анализируя существующие в конкретных организациях кадровые политики, можно выделить два основания для их группировки.

Первое основание может  быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат  в основе кадровых мероприятий и, связанным с этим уровнем, непосредственного  влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики:

1. Пассивная кадровая  политика. Само представление о  пассивной политике кажется алогичным.  Однако мы можем встретиться  с ситуацией, в которой руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия.

2. Реактивная кадровая  политика. В русле этой политики  руководство предприятия осуществляет  контроль за симптомами негативного  состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития  кризиса: возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду. Руководство предприятия предпринимает меры по локализации кризиса, ориентировано на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы таких предприятий, как правило, располагают средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи. Хотя в программах развития предприятия кадровые проблемы выделяются и рассматриваются специально, основные трудности возникают при среднесрочном прогнозировании.

3.  Превентивная кадровая  политика. В подлинном смысле  слова политика возникает лишь  тогда, когда руководство фирмы  (предприятия) имеет обоснованные  прогнозы развития ситуации. Однако организация, характеризующаяся наличием превентивной кадровой политики, не имеет средств для влияния на нее. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, как качественный, так и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций - разработка целевых кадровых программ.

4. Активная кадровая  политика. Если руководство имеет  не только прогноз, но и средства  воздействия на ситуацию, а кадровая  служба способна разработать  антикризисные кадровые программы,  проводить постоянный мониторинг  ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией, то мы можем говорить о подлинно активной политике.

Но механизмы, которыми может пользоваться руководство  в анализе ситуации, приводят к  тому, что основания для прогноза и программ могут быть как рациональными (осознаваемыми), так и нерациональными (мало поддающимися алгоритмизации и описанию)2.

В соответствии с этим мы можем выделить два подвида  активной кадровой политики: рациональную и авантюристическую.

При рациональной кадровой политике руководство предприятия  имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды. В программах развития организации содержатся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы потребности в кадрах (качественной и количественной). Кроме того, составной частью плана является программа кадровой работы с вариантами ее реализации.

При авантюристической  кадровой политике руководство предприятия  не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее. Кадровая служба предприятия, как правило, не располагает средствами прогнозирования кадровой ситуации и диагностики персонала, однако в программы развития предприятия включены планы кадровой работы, зачастую ориентированные на достижение целей, важных для развития предприятия, но не проанализированных с точки зрения изменения ситуации. План работы с персоналом в таком случае строится на достаточно эмоциональном, мало аргументированном, но, может быть, и верном представлении о целях работы с персоналом.

Проблемы при реализации подобной кадровой политики могут возникнуть в том случае, если усилится влияние факторов, которые ранее не включались в рассмотрение, что приведет к резкому изменению ситуации, например, при существенном изменении рынка, появлении нового товара, который может вытеснить имеющийся сейчас у предприятия. С точки зрения кадровой работы необходимо будет провести переобучение персонала, однако быстрая и эффективная переподготовка может быть успешно проведена, например, на предприятии, обладающем скорее молодым персоналом, чем на предприятии, имеющем очень квалифицированный, хорошо специализированный персонал пожилого возраста.

Вторым основанием для  дифференциации кадровых политик может  быть принципиальная ориентация на собственный  персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава. По этому основанию традиционно выделяют два типа кадровой политики - открытую и закрытую.

Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, можно прийти и начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой или родственных ей организациях. Таким типом кадровой политики характеризуются современные телекоммуникационные компании или автомобильные концерны, которые готовы «покупать» людей на любые должностные уровни независимо от того, работали ли они ранее в подобных организациях. Такого типа кадровая политика может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли. Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации. Такого типа кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов3. Сравнение этих двух типов кадровой политики по основным кадровым процессам отражены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Сравнение  отрытой и закрытой кадровой политики

Кадровый процесс

Тип кадровой политики

открытая

закрытая

Набор персонала

Ситуация высокой конкуренции  на рынке труда 

Ситуация дефицита рабочей силы, отсутствие притока новых рабочих рук

Адаптация персонала

Возможность быстрого включения в  конкурентные отношения, внедрение  новых для организации подходов, предложенных новичками 

Эффективная адаптация за счет института  наставников (“опекунов”), высокой сплоченности коллектива, включение в традиционные подходы

Обучение и развитие персонала

Часто проводится во внешних центрах, способствует заимствованию нового

Часто проводится во внутрикорпоративных  центрах, способствует формированию единого  взгляда, общих технологий, адаптировано к работе организации

Продвижение персонала

Затруднена возможность роста, так как преобладает тенденция  набора персонала 

Предпочтение при назначении на вышестоящие должности всегда отдается сотрудникам компании, проводится планирование карьеры

Мотивация и стимулирование

Предпочтение отдается вопросам стимулирования (внешней мотивации)

Предпочтение отдается вопросам мотивации (удовлетворение потребности в стабильности, безопасности, социальном принятии)

Внедрение инноваций

Постоянное инновационное воздействие  со стороны новых сотрудников, основной механизм инноваций — контракт, определение ответственности сотрудника и организации 

Необходимость специально инициировать процесс разработки инноваций, высокое  чувство причастности, ответственности за изменения за счет осознания общности судьбы человека и предприятия

Информация о работе Кадровая политика