Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 02:19, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы - изучение процесса формирования кадровой политики ООО «Авис» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
В рамках данной цели были поставлены задачи:
- изучить сущность и содержание кадровой политики;
- раскрыть элементы кадровой политики;
- описать задачи кадровой политики;
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты кадровой политики……………………………………..4
1.1 Сущность и содержание кадровой политики……………………………..4
1.2 Элементы кадровой политики……………………………………………10
1.3 Задачи кадровой политики………………………………………………..15
2 Формирование кадровой политики……………………………………………...19
2.1 Этапы построения кадровой политики………………………………….19
2.2 Кадровые мероприятия и кадровая стратегия…………………………..22
2.3 Условия разработки кадровой политики………………………………...23
3 Кадровая политика ООО «Авис»………………………………………………..25
3.1 Характеристика деятельности ООО «Авис»……………………………25
3.2 Кадровая политика ООО «Авис»………………………………………...27
3.3 Направления совершенствования кадровой политики в ООО «Авис»..31
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………………...36
3. Поскольку формирование
квалифицированной рабочей
4. Кадровая политика
должна обеспечить
Таким образом, кадровая политика в новых условиях направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и правительственных решений.
Последние, как отражение государственной политики в отношении воспроизводства рабочей силы, влияют на кадровую политику через требования к обеспечению надлежащей социальной защиты работника.
В реализации кадровой политики возможны альтернативы: она может быть быстрой, решительной, основанной на формальном подходе, приоритете производственных интересов, либо, наоборот, основанной на учете того, как ее реализация скажется на трудовом коллективе, к каким социальным издержкам для него это может привести.
Задачи кадровой политики реализуется через кадровую работу, поэтому выбор кадровой политики связан не только с определением основной цели, но и с выбором средств, методов, приоритетов и т. д.
Кадровая работа базируется на системе правил, традиций, процедур, комплексе мероприятий, связанных непосредственно с осуществлением подбора кадров, необходимой их подготовки, расстановки, использования, переподготовки, мотивации, продвижения и т. д.
Поэтому содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу (выбор источников пополнения кадров, требования к исполнителям и т. п.), а касается принципиальных позиция предприятия в отношении подготовки, развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации. В то время как кадровая политика связана с выбором целевых задач, рассчитанных на дальнюю перспективу, текущая кадровая работа ориентирована на оперативное решение кадровых вопросов. Между ними должна быть, естественно, взаимосвязь, которая бывает обычно между стратегией и тактикой достижения поставленной цели.
Задачи кадровой политики носят и общий характер, когда касаются кадров предприятия в целом, и частный, избирательный, когда ориентируются на решение специфических задач (в пределах отдельных структурных подразделений, функциональных или профессиональных групп работников, категорий персонала).
Кадровая политика формирует:
- требования к рабочей силе на стадии ее найма (к образованию, полу, возрасту, стажу, уровню специальной подготовки и т. п.)
- отношение к «
- отношение к стабилизации коллектива (всего или определенной его части)
- отношение к характеру
подготовки новых рабочих на
предприятии, ее глубине и
- отношение к
2 Формирование кадровой политики
2.1 Этапы построения кадровой политики
В условиях рыночной экономики один из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности предприятия — обеспечение высокого качества кадрового потенциала. Сутью же кадровой политики является работа с персоналом, соответствующая концепции развития организации.
Кадровая политика - составная часть стратегически ориентированной политики организации. Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда.
Необходимо иметь в виду, что работа с персоналом не начинается с вакансии и не заканчивается приемом на работу. Процесс работы с персоналом должен быть построен так, чтобы кратчайшим путем приходить к желаемому результату в отношении любого вопроса или проблемы в кадровой сфере. Так, в ходе формирования кадровой политики, в идеальном случае, должно происходить согласование следующих аспектов:
- разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов целей;
- организационно-штатная политика - планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, назначения, создание резерва, перемещения;
- информационная политика - создание и поддержка системы движения кадровой информации;
- финансовая политика - формулирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда;
- политика развития
персонала - обеспечение программы
развития, профориентация и адаптация
сотрудников, планирование
- оценка результатов
деятельности - анализ соответствия
кадровой политики и стратегии
организации, выявление
Формирования кадровой политики в организации.
Так, у части уже
давно функционирующих
У другой части организаций представление о том, как работать с персоналом, существует на уровне понимания, но не закрепле1но документально, или находится в стадии формирования. Если мы создаем предприятие и заинтересованы в том, чтобы кадровая политики проводилась осознанно, то необходимо осуществить ряд этапов по проектированию кадровой политики:
1. Нормирование. Цель - согласование
принципов и целей работы с
персоналом, с принципами и целями
организации в целом,
Например, целесообразно описать требования к сотруднику организации, принципы его существования в организации, возможности роста, требования к развитию определенных способностей и т.д.
2. Программирование. Цель
- разработка программ, путей достижения
целей кадровой работы, конкретизированных
с учетом условий нынешних
и возможных изменений
Необходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах, и обязательно с учетом как нынешнего состояния, так и возможностей изменений.
Существенный параметр, оказывающий влияние на разработку таких программ, - представление о приемлемых инструментах и способах воздействия, их согласование с ценностями организации. Например, в ситуации закрытой кадровой политики нелогично разрабатывать и использовать программы интенсивного набора персонала через кадровые агентства, средства массовой информации.
В этом случае при наборе важно обращать внимание на знакомых своих сотрудников, учащихся корпоративных учебных заведений. Для корпоративной культуры с элементами органической организационной культуры, культивирующей дух «единой семьи», нецелесообразно при наборе использовать строгие, а зачастую и жестокие психологические тесты, большее внимание следует уделять процедурам собеседований, групповым мероприятиям, моделированию реальных производственных ситуаций и т.д.
3. Мониторинг персонала. Цель - разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. Необходимо выделить индикаторы состояния кадрового потенциала, разработать программу постоянной диагностики и механизм выработки конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала. Целесообразны оценка эффективности кадровых программ и разработка методики их оценки. Для предприятий, проводящих постоянный мониторинг персонала, множество отдельных программ кадровой работы (оценка и аттестация, планирование карьеры, поддержание эффективного рабочего климата, планирование и т.д.) включаются в единую систему внутренне связанных задач, способов диагностики и воздействия, способов принятия и реализации решений. В таком случае мы можем говорить о существовании кадровой политики как инструменте управления предприятием7.
2.2 Кадровые мероприятия и кадровая стратегия
Известно, что в становлении
системы стратегического
- хаотическое реагирование на постоянные изменения во внешней среде;
- стратегическое планирование
в узком смысле - предвидение новых
осложнений во внешних
- управление стратегическими
возможностями - выявление внутреннего
потенциала организации для
- управление стратегическими
задачами в реальном масштабе
времени - разработка и реализация
постоянно корректирующейся
Кадровые мероприятия - действия, направленные на достижение соответствия персонала задачам работы организации, проводящиеся с учетом конкретных задач этапа развития организации.
Основные кадровые мероприятия в зависимости от типа стратегии организации и уровня планирования раскрыты в таблице 2
Таким образом, для открытой и закрытой кадровой политики будут адекватны разного типа мероприятия по удовлетворению единых по сути кадровых потребностей.
2.3 Условия разработки кадровой политики
На кадровую политику в целом, содержание и специфику конкретных программ и кадровых мероприятий влияют факторы двух типов: внешние по отношению к организации и внутренние.
Факторы внешней среды могут быть объединены в две группы: нормативные ограничения; ситуация на рынке труда.
Например, присутствие в нормах некоторых стран запретов на применение тестов при приеме на работу вынуждает сотрудников служб управления персоналом быть очень изобретательными в проектировании программ отбора и ориентации персонала.
Ориентируясь на учет ситуации на рынке труда, необходимо проанализировать наличие конкуренции, источники комплектования, структурный и профессиональный состав свободной рабочей силы.
Важно получить представление о профессиональных и общественных объединениях, в которые так или иначе вовлечены работники или кандидаты на работу. Стратегию деятельности подобных объединений, их традиции и приоритеты в средствах борьбы следует учитывать для создания и реализации эффективных кадровых программ.
Наиболее значимыми представляются следующие факторы:
1. Цели предприятия,
их временная перспектива и
степень проработанности. Так,
например, организации, нацеленной
на быстрое получение прибыли
и затем сворачивание работы,
требуются совершенно иные
2. Стиль управления, закрепленный в том числе и в структуре организации.
Сравнение организации, построенной жестко централизованным образом, организации, предпочитающей принцип децентрализации, показывает, что им требуется различный состав профессионалов;
3. Условия труда. Привлекают или отталкивают людей такие характеристики работ, как:
- степень требуемых
физических и психических
- степень вредности работы для здоровья;
- месторасположение рабочих мест;
- продолжительность и структурированность работы;
- взаимодействие с
другими людьми во время
- степень свободы при решении задач;
- понимание и принятие цели организации.
4. Качественные характеристики трудового коллектива. Так, работа в составе успешного коллектива может быть дополнительным стимулом, способствующим стабильной продуктивной работе и удовлетворенности трудом;
5. Стиль руководства.
Независимо от стиля
- максимальное включение мастерства и опыта каждого сотрудника;