Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 08:36, курсовая работа
Цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач исследования:
- определить особенности товарного ассортимента хлеба и его значение на розничном предприятии;
- проанализировать качество продукции на предприятии и управление им;
- построить модель совершенствования деятельности предприятия на основе ассортиментной политики.
Введение 3
1 Анализ производства и реализации продукции (работ, услуг) и доходов ОАО «Владхлеб» 4
1.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 4
1.2 Анализ ассортимента и структуры продукции (работ, услуг) 10
2 Анализ внешней среды предприятия 13
2.1 Анализ конкурентоспособности продукции, положение товаров на рынках сбыта 13
2.2 Анализ ассортимента и ассортиментной политики предприятия 18
2.3 Анализ качества продукции (работ, услуг) 23
2.4 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции 28
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на выполнение плана по производству и реализации продукции в целом, имеются факты невыполнения плана за 2010 год по производству кондитерских изделий на 50 млн. руб., или 0,8 %, а также реализации кондитерских изделий на 10 млн. руб. или 0,2 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции, что является отрицательной тенденцией в деятельности предприятия, которую необходимо срочно изменить на позитивную.
2.1 Анализ конкурентоспособности продукции, положение товаров на рынках сбыта
Ни один хозяйствующий субъект не может существовать в экономическом вакууме. Всегда есть определенная рыночная среда, в которой предприятие действует. Такую среду называют внешней, поскольку формируют ее внешние по отношению к предприятию участники экономической деятельности. В первую очередь это бизнес-партнеры, с которыми предприятие связывают деловые интересы, - клиенты, поставщики, заказчики, подрядчики, конкуренты.
Хлеб и хлебобулочные изделия относятся к продуктам повседневного спроса. В настоящее время хлебопекарный бизнес располагает большими возможностями для увеличения количества предприятий, создания развитой конкурентной среды, новых рабочих мест.
В рыночной экономике предприятия
действуют в условиях конкуренции.
Никогда не следует забывать о
конкурентах. Необходимо тщательно
изучать и анализировать
Для проведения анализа первоначально необходимо собрать сведения о конкурентах, выявить достоинства и недостатки конкурирующих предприятий, определить сферу влияния каждого из них на рынок, кто из них имеет максимальную и минимальную цену, чья продукция наиболее качественна.
В качестве источников информации о конкурирующих фирмах используются: официальные данные о фирмах, публикаций в периодике, статистические отчеты, а также информация непосредственно с рынков сбыта: от сбытовых подразделений фирм, инженерного персонала, поставщиков и других агентов на рынке; кроме того, используются материалы совещаний, конференций, информация выставок, ярмарок и презентаций.
Как известно, существует 4 типа рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия [22, c. 167].
Рынок хлебопродуктов г. Владивосток и Приморского края следует отнести ко второму типу, т.е. монополистическая конкуренция. Для него свойственна следующая характеристика:
Много фирм, производящих сходные продукты. Продукты дифференцированы для сегментов рынка. Относительно легкий вход и выход с рынка.
Изучение структуры
рынка необходимо, чтобы получить
сведения о возможных посредниках,
с помощью которых предприятие
будет в состоянии «
Структура рынка хлебобулочных изделий Приморского края представлена следующими производителями, такими как: ОАО «Большекаменский хлебокомбинат» (г. Большой Камень); ОАО «Владхлеб» (г. Владивосток); ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» (г. Арсеньев); ОАО «Пекарь и К» (г. Дальнереченск»); ПК «Хлебокомбинат Находкинский» (г. Находка), рисунок 2.1.
Рисунок 2.1. Анализ рынка хлебопродуктов Приморского края за 2010г.
Данные предприятия снабжают своей продукцией г. Владивосток, пригород и города края.
Также ближайшими конкурентами ОАО «Владхлеб» являются ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» (18 % рынка) и ПК «Хлебокомбинат Находкинский» (16 % рынка).
ОАО «Владхлеб» является известным производителем хлебобулочных и кондитерских изделий на рынке Приморского края и г. Владивостока. В настоящее время ОАО «Владхлеб» является лидером на рынке хлебопродуктов, как поставщик широкого ассортимента хлебобулочных и кондитерских изделий высокого качества. На 01.01.2011 г. в ассортименте ОАО «Владхлеб» около 100 наименований, из которых только хлебобулочных изделий - более 80. Большой выбор пшеничных, ржано- пшеничных, зерновых, диетических и лечебно-профилактических хлебов, сдобных изделий, бараночной продукции позволяет каждому покупателю выбрать то, что ему по душе.
ООО «Хлебный Дом», дочерняя компания ОАО «Владхлеб», выпускает кондитерские и хлебобулочные изделия, слоеные полуфабрикаты и мелкую выпечку. Ассортимент насчитывает 80 наименований тортов, 35 пирожных, 50 хлебобулочных и слоеных замороженных полуфабрикатов для домашней выпечки.
Цены на продукцию ОАО «Владхлеб» в последнее время существенно не изменились. Стратегия компании основана на концентрации усилий для удовлетворения потребностей покупателей, применении самых передовых достижений, инвестициях в новые технологии. ОАО «Владхлеб» имеет собственную сеть фирменных магазинов и автотранспортное предприятие, что дает возможность поставлять хлеб и хлебобулочные изделия по всему Приморскому краю
ОАО «Большекаменский хлебокомбинат» (г. Большой Камень) также является успешным производителем хлебобулочных изделий. На 01.01.2011г. комбинатом производится свыше 60 тонн хлеба в месяц. Кондитерских изделий порядка 4,5 тонн в месяц. Вафельных – около 1000-1200 кг. в сутки. Пряничных изделий – более 10 тонн в месяц. И овсяного печенья – 7 тонн в месяц. Как видно, работа на предприятии ведется по разным направлениям: хлебному, кондитерскому, булочному, пряничному, вафельному и т. д.
«Большекаменский
Однако его ассортимент уступает ассортименту ОАО «Владхлеб», т.к. ОАО «Большекаменский хлебокомбинат» (г. Большой Камень) специализируется только на выпуске хлебобулочных изделий широкого ассортимента и различной рецептуры.
ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» осуществляет выпуск большого ассортимента хлебобулочных, кондитерских, макаронных, а также пряничных изделий (всего более 80 наименований), реализуемых в Арсеньеве и ряде других городов Приморского края. «Арсеньевский хлебокомбинат» — одно из крупнейших предприятий г. Арсеньева в данной отрасли, имеет ряд собственных, фирменных, торговых точек в городе.
Производственный кооператив хлебокомбинат «Находкинский» - крупный производитель хлеба и хлебобулочных изделий в Приморском крае. Комбинат способен производить до 15 тысяч тонн хлеба в год, более 1 тыс. тонн хлебобулочных изделий, несколько наименований макарон - до 4 тыс. тонн в год.
Предприятие развивается и расширяется ассортимент продукции: кукурузные палочки (около 70 тыс. тонн), растительное масло (соевое, подсолнечное), различные кондитерские изделия.
Пекарни не рассматриваются в качестве конкурентов, т.к. соотношение их количества (10) и доли на рынке (6 %) не делают их конкурентами по отношению к ОАО «Владхлеб». Качество хлебобулочных изделий пекарней находится на среднем уровне ,цена ниже чем у монополиста ОАО «Владхлеб».Гибкая ценовая политика небольших пекарней Приморского края дает возможность им существовать. Так в мая 2011 г.среднем цена на хлеб «Подольский» составляет 18-20 рублей, так как в свою очередь ОАО «Владхлеб» 24- 26 руб.
Оценка работы конкурирующих предприятий возможна по ряду параметров. В настоящее время покупатель стал более разборчивым, чем раньше, и этот качество продукции является одним из ключевым факторов при оценке конкурентоспособности предприятия.
Не менее важным на современном уровне развития рынка является ассортимент предлагаемой продукции.
Анализ отдела маркетинга ОАО «Владхлеба» рынка Приморского края за 2010 г. показал, что спрос на хлебобулочные изделия и кондитерские находится в следующих пропорциях, рисунок 2.1.
Рисунок 2.2. Рынок продаж ОАО «Владхлеба» хлебобулочных изделий и кондитерских в 2010г.
Количественные характеристики ассортимента продукции на 01.01.2011 г.представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1– Характеристика ассортимента продукции
Наименование предприятия |
Хлебобулочные изделия (кол-во наименований), штук |
Доля рынка, % |
Кондитерские изделия (кол-во наименований), штук |
Доля рынка, % |
Всего наименований продукции, штук |
ОАО «Владхлеб» |
67 |
40 |
83 |
75 |
150 |
ПК «Хлебокомбинат Находкинский» |
35 |
20 |
- |
- |
35 |
ОАО «Большекаменский хлебокомбинат» |
15 |
10 |
5 |
5 |
20 |
ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» |
30 |
20 |
20 |
20 |
50 |
Источники: анализ маркетингового отдела за 2010г.
И так согласно, таблицы 2.2 кроме ОАО «Владхлеба», основного поставщика хлебобулочных изделий Приморского края, существуют три крупных поставщика хлебобулочных изделий. Это ПК «Хлебокомбинат Находкинский», ОАО «Большекаменский хлебокомбинат» и ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат».
На рынке кондитерских изделий -два основных поставщика, это ОАО «Большекаменский хлебокомбинат» и ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат». ОАО «Большекаменский хлебокомбинат» занял нишу по выпуску пряников.
ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат»
проводит выставки и участвует в
выставках и конкурсах «
Потребители являются одним из весомых факторов внешнего воздействия, поэтому необходимо определить факторы, имеющие значение для потребителей. В таблице 2.3 отражены результаты опроса службой маркетинга ОАО ««Владхлеб» в 2010 г. Было опрошено более 100 человек путем анкетирования.
Таблица 2.3 - Потребительская оценка критериев потребителей г.Владивостока
Критерий |
Удельный вес, % |
Вкус |
32 |
Свежесть |
25 |
Цена |
30 |
Дизайн упаковки |
6 |
Известность торговой марки |
5 |
Из данных таблицы 2.3 очевидно, что, по мнению потребителей на первое место ставятся качество то есть вкус и свежеть ,затем следующим параметром является цена, не так важно для потребителей дизайн упаковки и известность торговой марки.
Поскольку продукция, выпускаемая
сравниваемыми предприятиями
Таблица 2.4 – Параметры хлеба «Подольского»
Наименование компании |
Качество продукции |
Цена за ед., руб. |
Дизайн упаковки |
Известность торговой марки |
ОАО «Владхлеб» |
+ |
25 |
+ |
+ |
ПК «Хлебокомбинат Находкинский» |
+ |
22 |
+ |
+ |
ОАО «Большекаменский хлебокомбинат» |
+ |
22 |
- |
+ |
ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» |
+ |
20 |
- |
+ |
Приведенные в таблице 2.4 данные дают основание оценить уровень качества, цены и дизайна упаковки одного из наиболее часто покупаемых товаров, выпускаемого всеми анализируемыми фирмами – хлеб «Подольский
Хлеб приготовлен по традиционной русской технологии. «Продукт номер один» на столе жителей г. Владивостока и Приморского края. Пищевая ценность в 100 г. продукта: белки - 8,3 г, жиры - 1,2 г, углеводы - 46,4 г. Энергетическая ценность: 235 ккал.
Все компании выпускают
подольский хлеб, самая высока цена
у ОАО «Владхлеб» самая низкая
у ОАО «Арсеньевский
Все фирмы имеют стабильное положение на рынке по продаже хлеба «Подольского».
Лучший дизайн упаковки наблюдаются у ОАО «Владхлеб» и ПК «Хлебокомбинат Находкинский».
Далее проведем анализ ассортимента и ассортиментной политике ОАО «Владхлеб»
2.2 Анализ ассортимента и ассортиментной политики предприятия
Выполнение плана по ассортименту продукции по ООО «ОАО «Владхлеб» за 2010 год характеризуется данными таблицы 2.5.
Информация о работе Анализ производства и реализации продукции (работ, услуг) и доходов предприятия