Внутренняя структура и полномочия парламентов в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:07, реферат

Краткое описание

Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т.д.

Оглавление

Введение

1.Понятие парламента и виды парламентов в зарубежных странах

2.Порядок формирования палат парламента

3.Структура и внутренняя организация палат парламента

4.Вспомогательные органы при зарубежных парламентах

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 82.07 Кб (Скачать)

В настоящее время во Франции  большинство в парламенте занимает президентская партия "Союз в  поддержку народного движения",которая в период выборов 2007 г.Заняла 318 мандатов в парламенте,так же в парламент входят такие партии как Социалистическая партия 190 мест в парламенте,Французская коммунистическая партия (ФКП), и«Зеленые».

 

Приведите содержание статей Конституций США и Бельгии,

регулирующих  порядок внесения изменений и  дополнений в

основной закон  каждой из названных стран

 

Внесение изменений в  Конституцию Бельгии регламентируются следующими статьями конституции:

ЧАСТЬVIII. О ПЕРЕСМОТРЕ КОНСТИТУЦИИ.

Статья195.

Законодательная власть имеет  право заявить о необходимости  пересмотра того или иного указанного ею конституционного положения.

После этого заявления  обе палаты распускаются по полному  праву.

Новые палаты созываются в  соответствии со статьей 46.

Эти палаты принимают в  общем согласии с Королем решение  о положениях,подлежащих пересмотру.

В этом случае палаты могут  вести обсуждение в присутствии  не менее двух третей членов каждой из них;никакое изменение не может быть принято, если оно не соберет по меньшей мере двух третей поданных голосов.

Статья196.

Никакой пересмотр Конституции  не может быть начат или продолжен  во время войны или в период,когда палаты не могут свободно собраться на федеральной территории.

Статья197.

Во время регентства никакое  изменение не может быть внесено  в Конституцию в части конституционных  полномочий Короля и статьи85 - 88, 91 - 95, 106 и 107 Конституции.

Статья198.

В общем согласии с Королем  учредительные палаты могут адаптировать нумерацию статей и подразделов  статей Конституции,а также структурирование Конституции по частям, главам и разделам,изменять терминологию положений, не подлежащих пересмотру,для их приведения в соответствие с новыми положениями и обеспечения соответствия между французским,нидерландским и немецким текстами Конституции.

В этом случае палаты могут  принимать решение в присутствии  не менее двух третей членов каждой из них;и изменения будут адаптированы,только если все нововведения в целом соберут не менее двух третей поданных голосов.

Внесение изменений  в Конституцию США:

СтатьяV

Конгресс,когда бы ни сочли это необходимым две трети членов обеих палат,может предлагать поправки к настоящей Конституции или по ходатайству законодательных собраний двух третей штатов может собрать Конвент для предложения поправок; эти поправки в обоих случаях будут имен,юридическую силу во всех отношениях как часть настоящей Конституции после их ратификации законодательными собраниями грех четвертей штатов или конвентами в трех четвертях штатов в зависимости от того, какую форму ратификации предложит Конгресс.

При этом ни одна поправка,принятая до одна тысяча восемьсот восьмого года,никоим образом не должна затрагивать первую и четвертую части девятого раздела первой статьи; ни один штат без его согласия не может быть лишен своего равного с другими штатами голоса в сенате.

 

Список использованной литературы

 

Конституция Французской  Республики от 4 октября 1958 года

Конституция Бельгии от 17 февраля 1994 года (С изм. от 25.03.1996 г., 28.02.1997 г., 11.03.1997 г., 20.05.1997 г., 12.06.1998 г., 17.06.1998 г., 20.11.1998 г., 11.12.1998 г., 12.03.1999 г., 7.05.1999 г., 23.03.2000 г. и 16.05.2000 г.).

Конституция США 1787 г.

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4391 от 19 июня 2007 г.

Леванский С.А. Законодательство ФРГ о партиях и партии ФРГ// Журнал о выборах, 2001 г. , №1.

Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под  общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Энтина.-М.:Издательство НОРМА, 2003.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник  издательство БЕК, 1995.

 

 

 

Конституционное право, исполнительная власть и политические системы зарубежных стран

 

 

Содержание

 

 

 Внутренняя структура  и полномочия парламентов в  зарубежных странах

 

 Исполнительная власть  во Франции

 

 Сравните партийные  системы Франции и ФРГ; дайте  характеристику политических партий  этих стран, указав степень  их влияния

 

 Приведите содержание  статей Конституций США и Бельгии,  регулирующих порядок внесения  изменений и дополнений в основной  закон каждой из названных  стран

 

Список используемой литературы

 

 

1. Внутренняя структура  и полномочия парламентов в зарубежных

 

странах

 

 

 Современный парламент  – это высший орган народного  представительства, выражающий суверенную  волю народа, призванный регулировать  важнейшие общественные отношения  главным образом путем принятия  законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т.д.

 

Значение парламента в  современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных  политических сил, ареной поиска компромиссов. В ряде случаев, однако, в парламентской  деятельности доминируют мелкие и мельчайшие интересы, личные амбиции, различные  неформальные связи. Мировой опыт показывает, что парламент тогда выступает  подлинным представителем нации (народа), когда в его составе имеются  крупные политические объединения  депутатов, выражающие интересы значительных слоев общества.

 

Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного  парламента. В англосаксонском праве  парламент – это триединое  учреждение, включающее главу государства (монарха в Великобритании, президента в Индии), верхнюю и нижнею палаты (при этом закон может быть принят при согласии всех этих трех составных  частей). В странах с влиянием англосаксонского права, где главой государства является президент  и существует одна палата парламент рассматривается как двуединое учреждение, состоящее из главы государства и Национального собрания. В континентальном праве, в Германии, Франции, под парламентом понимаются две его палаты, глава же государства не является составной частью парламента. Наконец, в некоторых странах (Египет) глава государства рассматривается как часть однопалатного парламента.

 

В настоящее время в  большинстве стран действуют  двухпалатные парламенты, и число  палат, как правило, не превышает  двух.

 

Порядок формирования современных  парламентов напрямую зависит от их структуры.

 

Двухпалатная система - система  организации законодательной власти, при которой законодательное  собрание (парламент) образуется из двух коллегиальных органов - палат (обычно - верхней и нижней, реже - равноправных).

 

Способы формирования верхних  палат довольно разнообразны. К основным из них относятся:

 

1.Формирование верхней  палаты посредством непрямых (косвенных  или многостепенных) выборов. Такая  практика существует во Франции

 

2.Формирование верхних  палат посредством прямых выборов,  однако с отличиями от той  системы, которая применяется  при формировании нижних палат.  Такой порядок применяется в  Италии, США, Австрии.

 

3.Формирование верхней  палаты путем назначения применяется  в наиболее чистом виде в  Канаде и Германии.

 

4.Традиционный феодальный  способ формирования верхней  палаты применяется в Великобритании. Палата лордов британского парламента  формируется на невыборной основе. Членство в ней связывается  с получением дворянского титула, дающего право быть членом  палаты лордов.

 

5. В ряде случаев верхние  палаты формируются смешанным  путем: часть их членов избирается, часть назначается, остальные  занимают место по наследственному  принципу (Непал).

 

В соответствии с общепринятой в мире практикой нижняя палата парламента всегда избирается непосредственно  населением. Срок полномочий нижней палаты каждого созыва колеблется от 2 до 7 лет. В некоторых странах для  верхней палаты, не установлен срок полномочий. Их состав обновляется  полностью либо по частям, что дает верхней палате существенные организационные  преимущества, обеспечивает непрерывность  законодательной власти. В тех  странах, где допускается досрочный  роспуск парламента, досрочно могу распускаться только нижние палаты.

 

В большинстве современных  парламентов права верхних палат  ограничены по сравнению с правами  нижних палат. Например, во многих странах финансовые законопроекты могут быть внесены только в нижние палаты, а верхние палаты не могут оказывать какое-либо влияния на их принятие. В парламентах, где палаты неравноправны, устанавливаются определенные процедуры преодоления возражений верхних палат в отношении нефинансовых законопроектов, одобренных нижними палатами.

 

Однопалатная система - структура  общенациональных представительных учреждений - парламентов, исключающая их деление  на палаты. Такие парламенты называют также "однопалатными". В настоящее  время большинство парламентов  мира (около 60%) строятся по однопалатной системе. Однопалатная система характерна для парламентов унитарных государств. В последние годы наблюдается  процесс перехода ряда унитарных  государств от однопалатной системы  к двухпалатной (Румыния, Польша, Чехия, Хорватия) и наоборот (Швеция, Дания, Новая Зеландия).

 

В странах с двухпалатной системой каждая палата формирует свой руководящий орган.

 

Руководство парламента (палат) осуществляется либо единолично председателем (спикером), либо коллегиальным органом (президиумом, бюро, комитетом, конференцией). Председатель нижней палаты, вице-председатели, секретари либо коллегиальные руководящие органы образуются самой палатой. А в некоторых развивающихся странах председателем парламента выступает глава государства. Пост председателя верхней палаты либо избирается самой палатой (Франция, Италия, Япония), либо занимается высшим должностным лицом (США - Вице-президент, Великобритания - лорд-канцлер - представитель исполнительной власти), либо назначается (в Канаде Спикер Сената назначается актом генерал-губернатора по рекомендации Премьер-министра).

 

Достаточно широка компетенция  руководящего органа. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с  другими органами, обладает дисциплинарной властью. По договоренности с вице-председателем  или советом председателей (там, где таковой есть) он определяет повестку дня заседаний, обеспечивает первоочередное рассмотрение вопросов, внесенных правительством, руководит  прениями, устанавливает на основе регламента процедуру обсуждения вопросов и порядок голосования, координирует работу парламентских органов, ведает парламентским бюджетом и внутренней полицией. Большие права в области  процедуры дают председателю возможность  активно влиять на решения парламента. В некоторых странах председатель палаты (парламента) признается фигурой  внепартийной. Исходя из этого, он не вправе выступать по существу обсуждаемых  вопросов и участвовать в голосовании, что не лишает его, однако, дискреционных  прав. Но чтобы сохранить соотношение  партийных сил в парламенте, его  депутатские функции осуществляет лицо, которое является его заместителем как депутата, либо может голосовать, если голоса "за" и "против" законопроекта  разделились поровну (Великобритания)

 

В большинстве парламентов  после их созыва создаются партийные  фракции (группы). Партийные фракции  занимают важное место в парламентском  механизме. По согласованию с лидерами фракций подбираются кандидатуры  в руководящие органы парламента и его палат, подготавливаются списки председателей и членов постоянных и временных комиссий и других органов парламента. Все эти органы образуются обычно на основе пропорционального представительства от парламентских фракций.

 

Важной составной частью парламентов являются их комиссии (комитеты). Они образуются либо на весь срок парламентских  полномочий, либо на каждой сессии. Почти  во всех двухпалатных парламентах свои комиссии создает каждая палата, хотя могут образовываться и объединенные комиссии (согласительная комиссия, задачей  которой является выработка согласованных  решений при возникновении разногласий  между палатами по тому или иному  вопросу).

 

Заседания комиссий в большинстве, стран проходят за закрытыми дверями, отчеты о них не печатаются и, следовательно, деятельность их не подвержена контролю со стороны общественности. Депутаты, не являющиеся членами этих комиссий, могут присутствовать на заседаниях либо по специальному разрешению руководства, либо если обсуждается внесенный  ими вопрос. Комиссии вправе приглашать экспертов, чиновников и других должностных  лиц. Правда, в некоторых странах (США, Великобритания) стали допускаться  открытые заседания парламентских  комиссий. Состав комиссий (а соответственно и их председателей), как правило, пропорционален численности парламентских  фракций.

 

Сами по себе комиссии необходимы, как правило, для обработки депутатов  группами давления, достижения межпартийных компромиссов, делового обсуждения вопросов. Их роль неодинакова в различных  странах, не все они обладают правом законодательной инициативы, правом контроля за правительством и административным аппаратом. Однако во всех парламентах постоянные комиссии предварительно рассматривают внесенные в парламент законопроекты, хотя в регламентах некоторых парламентов такая процедура признается необязательной. Выполняя эту функцию, постоянные комиссии могут существенно влиять на судьбу и на содержание указанных проектов. В некоторых странах, например в Италии и Испании, парламент на основании конституции и регламента может предоставлять им право не только рассматривать, но даже утверждать те или иные законопроекты.

 

2. Исполнительная власть  во Франции

 

 

 Особенностью управления  французским государством при  четком в соответствии принципу  разделения власти является некоторый  приоритет исполнительной власти  перед законодательной. Исполнительная власть представлена Президентом и Правительством. Полномочия президента регламентированы в Разделе II Конституции. В соответствии со статьей 5 Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и международных договоров. Таким образом, Президенту принадлежат важные личные полномочия и ответственность за судьбу страны. Показателями широких полномочий Президента Франции могут служить положения статьи 16 Конституции: "Когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также с Конституционным советом. Он информирует об этом нацию в своем послании. Из приведенной статьи Конституции усматривается право Президента на роспуск Национального Собрания. Лишь в трех случаях: во-первых, в соответствии со ст. 16 (последний абзац) Президент не может распустить Национальное собрание в период осуществления чрезвычайных полномочий; во-вторых, не может быть произведен роспуск Национального собрания в течение года, последующего после предыдущего роспуска; в-третьих, временным Президентом республики (т.е. когда функции Президента временно исполняет председатель Сената). Одним их самых серьезных полномочий Президента, закрепленных в статье 11 Конституции является право проводить национальный референдум. В соответствии с Конституцией, Президент практически полностью формирует исполнительную власть. Он назначает министров, всех высших чиновников (лишь мелкие государственные служащие назначаются декретами министров). Президент - глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Являясь центральным органом исполнительной власти, во взаимоотношениях с Правительством, Президент председательствует в Совете Министров, подписывает декреты и ордонансы, принятые в нем; принимает участие в рассмотрении законопроектов Правительства; назначает на гражданские и военные должности, аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах.

Информация о работе Внутренняя структура и полномочия парламентов в зарубежных странах