Внутренняя структура и полномочия парламентов в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:07, реферат

Краткое описание

Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т.д.

Оглавление

Введение

1.Понятие парламента и виды парламентов в зарубежных странах

2.Порядок формирования палат парламента

3.Структура и внутренняя организация палат парламента

4.Вспомогательные органы при зарубежных парламентах

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 82.07 Кб (Скачать)

В настоящее время в  большинстве стран действуют  двухпалатные парламенты,и число палат,как правило,не превышает двух.

Порядок формирования современных  парламентов напрямую зависит от их структуры.

Двухпалатная система - система  организации законодательной власти, при которой законодательное  собрание (парламент)образуется из двух коллегиальных органов - палат(обычно - верхней и нижней, реже- равноправных).

Способы формирования верхних  палат довольно разнообразны.К основным из них относятся:

1.Формирование верхней  палаты посредством непрямых (косвенных  или многостепенных)выборов. Такая практика существует во Франции

2.Формирование верхних  палат посредством прямых выборов,однако с отличиями от той системы,которая применяется при формировании нижних палат.Такой порядок применяется в Италии, США,Австрии.

3.Формирование верхней  палаты путем назначения применяется  в наиболее чистом виде в  Канаде и Германии.

4.Традиционный феодальный  способ формирования верхней  палаты применяется в Великобритании.Палата лордов британского парламента формируется на невыборной основе. Членство в ней связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов.

5. В ряде случаев верхние  палаты формируются смешанным  путем: часть их членов избирается,часть назначается,остальные занимают место по наследственному принципу (Непал).

В соответствии с общепринятой в мире практикой нижняя палата парламента всегда избирается непосредственно  населением.Срок полномочий нижней палаты каждого созыва колеблется от 2 до 7 лет. В некоторых странах для верхней палаты,не установлен срок полномочий.Их состав обновляется полностью либо по частям, что дает верхней палате существенные организационные преимущества,обеспечивает непрерывность законодательной власти. В тех странах, где допускается досрочный роспуск парламента,досрочно могу распускаться только нижние палаты.

В большинстве современных  парламентов права верхних палат  ограничены по сравнению с правами  нижних палат. Например,во многих странах финансовые законопроекты могут быть внесены только в нижние палаты,а верхние палаты не могут оказывать какое-либо влияния на их принятие. В парламентах,где палаты неравноправны,устанавливаются определенные процедуры преодоления возражений верхних палат в отношении нефинансовых законопроектов,одобренных нижними палатами.

Однопалатная система - структура  общенациональных представительных учреждений- парламентов,исключающая их деление на палаты. Такие парламенты называют также"однопалатными".В настоящее время большинство парламентов мира (около60%) строятся по однопалатной системе. Однопалатная система характерна для парламентов унитарных государств.В последние годы наблюдается процесс перехода ряда унитарных государств от однопалатной системы к двухпалатной(Румыния, Польша,Чехия, Хорватия)и наоборот(Швеция, Дания,Новая Зеландия).

В странах с двухпалатной системой каждая палата формирует свой руководящий орган.

Руководство парламента(палат) осуществляется либо единолично председателем(спикером), либо коллегиальным органом (президиумом,бюро, комитетом,конференцией).Председатель нижней палаты,вице-председатели,секретари либо коллегиальные руководящие органы образуются самой палатой.А в некоторых развивающихся странах председателем парламента выступает глава государства.Пост председателя верхней палаты либо избирается самой палатой(Франция, Италия,Япония), либо занимается высшим должностным лицом (США -Вице-президент,Великобритания- лорд-канцлер- представитель исполнительной власти), либо назначается(в Канаде Спикер Сената назначается актом генерал-губернатора по рекомендации Премьер-министра).

Достаточно широка компетенция  руководящего органа. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с  другими органами,обладает дисциплинарной властью. По договоренности с вице-председателем или советом председателей(там, где таковой есть) он определяет повестку дня заседаний,обеспечивает первоочередное рассмотрение вопросов, внесенных правительством,руководит прениями,устанавливает на основе регламента процедуру обсуждения вопросов и порядок голосования,координирует работу парламентских органов, ведает парламентским бюджетом и внутренней полицией. Большие права в области процедуры дают председателю возможность активно влиять на решения парламента.В некоторых странах председатель палаты (парламента)признается фигурой внепартийной.Исходя из этого,он не вправе выступать по существу обсуждаемых вопросов и участвовать в голосовании,что не лишает его, однако,дискреционных прав. Но чтобы сохранить соотношение партийных сил в парламенте,его депутатские функции осуществляет лицо, которое является его заместителем как депутата,либо может голосовать,если голоса"за" и "против"законопроекта разделились поровну (Великобритания)

В большинстве парламентов  после их созыва создаются партийные  фракции (группы).Партийные фракции занимают важное место в парламентском механизме. По согласованию с лидерами фракций подбираются кандидатуры в руководящие органы парламента и его палат,подготавливаются списки председателей и членов постоянных и временных комиссий и других органов парламента.Все эти органы образуются обычно на основе пропорционального представительства от парламентских фракций.

Важной составной частью парламентов являются их комиссии (комитеты).Они образуются либо на весь срок парламентских полномочий,либо на каждой сессии. Почти во всех двухпалатных парламентах свои комиссии создает каждая палата, хотя могут образовываться и объединенные комиссии(согласительная комиссия, задачей которой является выработка согласованных решений при возникновении разногласий между палатами по тому или иному вопросу).

Заседания комиссий в большинстве,стран проходят за закрытыми дверями, отчеты о них не печатаются и, следовательно,деятельность их не подвержена контролю со стороны общественности.Депутаты, не являющиеся членами этих комиссий, могут присутствовать на заседаниях либо по специальному разрешению руководства,либо если обсуждается внесенный ими вопрос. Комиссии вправе приглашать экспертов,чиновников и других должностных лиц. Правда, в некоторых странах (США,Великобритания)стали допускаться открытые заседания парламентских комиссий. Состав комиссий (а соответственно и их председателей),как правило,пропорционален численности парламентских фракций.

Сами по себе комиссии необходимы,как правило,для обработки депутатов группами давления,достижения межпартийных компромиссов,делового обсуждения вопросов. Их роль неодинакова в различных странах, не все они обладают правом законодательной инициативы,правом контроля за правительством и административным аппаратом.Однако во всех парламентах постоянные комиссии предварительно рассматривают внесенные в парламент законопроекты,хотя в регламентах некоторых парламентов такая процедура признается необязательной.Выполняя эту функцию, постоянные комиссии могут существенно влиять на судьбу и на содержание указанных проектов. В некоторых странах, например в Италии и Испании,парламент на основании конституции и регламента может предоставлять им право не только рассматривать,но даже утверждать те или иные законопроекты.

2.Исполнительная  власть во Франции

 

Особенностью управления французским государством при четком в соответствии принципу разделения власти является некоторый приоритет  исполнительной власти перед законодательной.Исполнительная власть представлена Президентом и Правительством.Полномочия президента регламентированы в Разделе IIКонституции.В соответствии со статьей 5Президент Республики следит за соблюдением Конституции.Он обеспечивает нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства.Он является гарантом национальной независимости,территориальной целостности,соблюдения соглашений Сообщества и международных договоров.Таким образом,Президенту принадлежат важные личные полномочия и ответственность за судьбу страны.Показателями широких полномочий Президента Франции могут служить положения статьи 16 Конституции: "Когда институты Республики,независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено,Президент Республики принимает меры,которые диктуются этими обстоятельствами,после официальной консультации с Премьер-министром,председателями палат, а также с Конституционным советом. Он информирует об этом нацию в своем послании.Из приведенной статьи Конституции усматривается право Президента на роспуск Национального Собрания. Лишь в трех случаях:во-первых, в соответствии со ст. 16 (последний абзац) Президент не может распустить Национальное собрание в период осуществления чрезвычайных полномочий;во-вторых, не может быть произведен роспуск Национального собрания в течение года,последующего после предыдущего роспуска; в-третьих,временным Президентом республики(т.е. когда функции Президента временно исполняет председатель Сената). Одним их самых серьезных полномочий Президента,закрепленных в статье 11 Конституции является право проводить национальный референдум.В соответствии с Конституцией,Президент практически полностью формирует исполнительную власть. Он назначает министров, всех высших чиновников(лишь мелкие государственные служащие назначаются декретами министров).Президент -глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Являясь центральным органом исполнительной власти, во взаимоотношениях с Правительством,Президент председательствует в Совете Министров,подписывает декреты и ордонансы,принятые в нем;принимает участие в рассмотрении законопроектов Правительства;назначает на гражданские и военные должности,аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах.

Центральным коллегиальным  органом Исполнительной власти во Франции  является Правительство.В состав Правительства входят Премьер-министр и министры.Конституция различает два понятия: Совет министров - как собрание министров под представительством Президента Республики,и Кабинет министров- как собрание министров под председательством Премьер-министра.Совет министров осуществляет полномочия,принадлежащие по Конституции правительству.Все акты, исходящие от этого органа,подписываются Президентом.Премьер-министр может председательствовать в Совете министров в очень редких случаях и только на основании специальных полномочий,предоставленных Президентом по определенной повестке дня.Деятельность Правительства регламентирована в разделе IIIКонституции.Хотя выше было очень много сказано о неограниченных полномочиях Президента Франции, статья20 Конституции придает Правительству также высокий авторитет: "Правительство определяет и проводит политику нации.В его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы". В статье21 Конституции говорится о полномочиях Премьер-министра: "Премьер-министр руководит деятельностью Правительства.Он несет ответственность за национальную оборону. Он обеспечивает исполнение законов. С соблюдением статьи 13 Конституции он осуществляет регламентарные полномочия и назначает на гражданские и военные должности.В случае необходимости он замещает Президента Республики в качестве председателя на заседаниях советов и комитетов,упомянутых в статье 15"."В исключительных случаях он может замещать Президента Республики в качестве председателя на заседаниях Совета Министров по определенному поручению Президента и с определенной повесткой дня".Часть этих полномочий он осуществляет лично, часть в сотрудничестве с Президентом.В соответствии со статьей 29Конституции по требованию Премьер-министра может быть собран Парламент на внеочередную сессию. Премьер-министр обладает правом законодательной инициативы,лично участвует в работе парламентских комиссий ив палатах парламента.В любое время Премьер-министр может выступить в любой из палат Парламента.В разделе Конституции"Об отношениях между Парламентом и Правительством",в статье 34 ограничена законодательная компетенция Парламента.Вместе с тем.Фактически Премьер-министр выступает как законодатель.Также в распоряжении Премьер-министра находится генеральный секретариат Правительства с его многочисленными службами.Правительство назначается следующим образом: Президент Республики подбирает кандидатуру на пост Премьер-министра и назначает его. Премьер-министр подбирает министров и представляет Президенту,который их назначает.Полномочия Правительства делятся на осуществляемые им коллегиально и осуществляемые лично Премьер-министром.Статья 23 Конституции запрещает совмещать функции члена Правительства с осуществлением любого парламентского мандата, с любой должностью профессионального представительства общенационального характера, с государственной службой или профессиональной деятельностью.

 

3. Сравните партийные  системы Франции и ФРГ; дайте 

характеристику  политических партий этих стран, указав степень 

их влияния

 

Франция и ФРГ принадлежат  к числу государств с многопартийной системой. Условия и порядок формирования и функционирования партий определяются конституционными нормами права  обоих государств.Партии указанных государств должны уважать принципы демократии и национального суверенитета,однако в ФРГ предусмотрена возможность запрещать те политические партии, которые направляют свою активность на подрыв демократического строя и, в конечном счете, на его ликвидацию.Политические партии образуются свободно, они способствуют выражению общественного мнения в ходе голосования.

Партии указанных государств должны быть четко оформленными:во Франции существует обязательная регистрация партии путем подачи некоторых документов в министерство внутренних дел для регистрации.Если уставные документы грамотно оформлены и не противоречат принципам суверенитета,партия подлежит регистрации.Должным образом оформленная политическая партия не может быть запрещена,не иначе как на основе судебного решения. В законодательстве ФРГ говорится о том, что организация приобретает статус партии лишь после предоставления в компетентные органы строго определенных документов

В ФРГ и Франции предусмотрена  возможность принудительного роспуска партий государством,решение выносится соответствующим судебным органом либо судом общей компетенции,или специальным судом.

В ФРГ существует государственное  финансирование партий или партийного строительства.Закон о партиях ФРГ обязывает политические партии представлять отчет о происхождении своих финансовых средств. Он ежегодно направляется председателю германского Бундестага и публикуется им, что дает возможность общественности получить представление о бюджете политических партий и источниках их финансирования.Законодательство Франции так же регулирует финансирование политических партий со стороны граждан и государства.Для частных лиц установлен определенный предел финансовых пожертвований партиям. государство поддерживает политические партии, которые в свою очередь обязаны публиковать свои финансовые отчеты, в противном случае они лишаются государственной поддержки.

Сегодня в Германии формально  существует многопартийная система. В  стране действует более сотни  политических партий, подавляющее большинство  которых абсолютно неизвестно широкой  общественности.Реальный политический вес и влияние на формирование федеральной и земельной политики имеют едва ли десяток партий. Основными из них являются:Христианско-демократический союз (ХДС);Христианско-социальный союз (ХСС);Социал-демократическая партия Германии(СДПГ); Свободная демократическая партия (СвДП);Экологическая партия «Зеленые»;Республиканская партия; Партия демократического социализма(ПДС), ведущими политическими партиями ФРГ остаются ХДС-ХСС и СДПГ.

Информация о работе Внутренняя структура и полномочия парламентов в зарубежных странах