Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 13:20, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить парламентаризм в современных государствах.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- теоретически обосновать понятие «парламентаризм» и его сущность;
- исследовать разновидности парламентаризма современных государств;
- охарактеризовать особенности развития отечественного парламентаризма.
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1 ПАРЛАМЕНТАРИЗМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 8
1.1 Понятия «парламент и парламентаризм» 8
1.2 Структура и порядок формирования парламентов 11
1.3 Статус парламентария 15
Полномочия парламента 17
Законодательная процедура в парламентах зарубежных стран 18
Глава 2 РЗВИТИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 24
2.1 История российского парламентаризма 24
2.2 Федеральное собрание – парламент Российской Федерации 27
2.3 Статус парламентариев 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1 ПАРЛАМЕНТАРИЗМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 8
1.1 Понятия «парламент и парламентаризм» 8
1.2 Структура и порядок формирования парламентов 11
1.3 Статус парламентария 15
Глава
2 РЗВИТИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 24
2.1 История российского парламентаризма 24
2.2 Федеральное собрание – парламент Российской Федерации 27
2.3 Статус парламентариев 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
Введение
Парламентаризм может рассматриваться как система власти, предусматривающая наличие парламента как представительного органа, наделенного законодательными и контрольными полномочиями, и основанная на принципе разделения государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную, каждая из которых является независимой и самостоятельной в осуществлении своих конституционных полномочий.
При парламентаризме правительство образуется парламентом и ответственно передним. То есть формально парламентаризм означает ведущее положение выборного органа в механизме государственной власти и управления. Мировой опыт показывает, что парламент тогда выступает подлинным представителем народа (нации), когда в его составе имеются крупные политические объединения депутатов, выражающие интересы значительных слоев общества.
Актуальность данной темы определяется тем, что возникновение новых государств в одних случаях, и радикальное переустройство политических институтов в других, резко повысили (особенно в 1990-е годы) спрос на научные исследования, которые могли бы лечь в основу конституционного строительства. Мировая политическая наука ответила на этот спрос значительным увеличением числа сравнительных исследований политических институтов, в том числе специально посвященных парламентам. Парламентоведение стало одним из основных тематических блоков политической компаративистики.
Актуальность темы определяется и важным политическим значением процесса становления современного российского парламентаризма. В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в современном понимании) было создано лишь в 1906 году. 27 апреля 2013 года исполнилось 107 лет со дня начала работы Первой Государственной Думы в России.
В истории социально-политической мысли ни один исследователь не обходил своим вниманием проблему представительства народа во власти. Так или иначе, об этом говорили Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, И. Бентам, А. Токвиль, Дж. Ст. Милль, М. Вебер, М. Дюверже, Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов, Н.И. Лазаревский, П.Г. Мижуев, К.Н. Соколов и многие другие. При этом каждый по-своему представлял роль и место законодательного органа в системе государственной власти.
На современном этапе существует комплекс работ отечественных и зарубежных авторов, в которых обобщен и проанализирован опыт зарубежного парламентаризма и его общетеоретические аспекты. Здесь можно выделить следующих авторов: Н.И. Бирюков, Г.В. Голосов, А.И. Ковлер, И.В. Котелевская, Р. М. Романов, В.М. Сергеев, Ж. Блондель, Р. Дик, Дж. Коукли, И. Мени, Д. Олсон, Д. Орнстин и др.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить парламентаризм в современных государствах.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- теоретически обосновать понятие «парламентаризм» и его сущность;
- исследовать разновидности парламентаризма современных государств;
- охарактеризовать особенности развития отечественного парламентаризма.
Глава 1. ПАРЛАМЕНТАРИЗМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
В большинстве стран законодательная власть осуществляется парламентом - общенациональным представительным выборным коллегиальным органам, работающим на профессиональной постоянной основе в системе разделения властей. Из теории государства и права известны две основные формы демократии - это прямая или непосредственная форма, и другая форма демократии - представительная. Представительная форма демократии - это отражение работы депутатов в парламенте.
Термин «парламент» происходит от франц. parler и лат. parlare - говорить. Парламент - это общенациональное представительное учреждение общества, носитель верховной законодательной власти. Парламент имеет самостоятельную многовековую историю. Прародителями его были английский парламент и испанские кортесы, возникшие еще в XII-XIII веках, т.е. при феодализме. Считается, что первым парламентом мира был созданный в 1265 году Британский парламент. Однако современный парламент качественно отличается от сословных представительных учреждений эпохи феодализма. Вот почему история современного парламента начинается значительно позже, т.е. с эпохи буржуазных революций XVI-XVII веков.
Повсеместное распространение парламентов началось с эпохи Великой французской революции 1789 года и Войны за независимость в США конца XVIII в. и продолжалось до Первой мировой войны 1914-1918 гг. Однако парламенты XIX в. имели свою особенность: как правило, они были построены по цензовому принципу и в них могли избираться только представители буржуазии. Соответственно, главной целью парламентов конца XVIII - начала XX в. была борьба за ограничение власти монарха и защита интересов буржуазии.
Современные парламенты стали главными в системе государственных органов большинства стран. Этому во многом способствовало утверждение Парламентаризма - особой системы государственного руководства обществом, характеризующейся законодательной и исполнительной деятельностью при привилегированном (ведущем) положении Парламента, как носителя верховной законодательной власти в системе высших органов государственной власти. Например, в американской Конституции записано: «Все законодательные полномочия сим установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов…». Очень категорично определяет юридический статус парламента Конституция Японии: «Парламент является высшим органом государственной власти и единственной законодательной властью государства».
В президентских республиках парламент юридически более независим. Он не может быть распущен президентом, законодательная инициатива принадлежит только депутатам. Тем не менее, президенты в этих случаях располагают богатым арсеналом средств воздействия на парламент. В тех странах, где существует конституционный надзор (США, Италия, Германия, Япония, Франция, Австралия, Индия и т.д.), любой акт парламента может быть отменен по причине его несоответствия конституции страны.
Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные, но не равнозначные. При парламентаризме правительство образуется парламентом из числа членов партии, имеющей большинство в парламенте, и ответственно перед ним. Парламентаризм не может существовать без Парламента, поскольку его основой является сильный и полновластный Парламент.
Юридическим выражением парламентаризма является контроль Парламента за деятельностью правительства, который по-разному осуществляется в парламентарных странах и президентских республиках, но является определяющей чертой парламентаризма и именно в нем находит свое выражение привилегированное положение парламента. Хотя в президентских республиках отсутствует институт парламентской ответственности, им известны определенные формы контроля над деятельностью правительства.
Возникновение и оформление парламентаризма причисляется к тому периоду, когда избирательное право было цензовым и в категорию политически активных граждан входили только мужчины - собственники. По мере демократизации избирательного права и расширения избирательного корпуса шла эволюция парламентаризма. Так, в XX веке и особенно после второй мировой войны заметно расширяется социальная база парламентов, увеличивается доля представительства коммунистических и рабочих партий.
Во многих странах правительства формируются социал-демократическими партиями. Возрастает относительная самостоятельность парламентов по отношению к правительствам. Этот процесс в разных странах проходит по-разному. Так, в США в период Уотергейтского скандала резко возросла реальная власть конгресса, т.к. президентская власть была скомпрометирована. Но с приходом республиканской администрации Р. Рейгана в 1981 году система сдержек и противовесов стабилизировалась за счет активизации президентской власти. Во Франции после ухода президента Шарля де Голля шел процесс возрастания реальных полномочий Национального собрания и восстановления парламентаризма.
В современных условиях парламентаризм возможен как в парламентарных республиках, так и в парламентских монархиях. Считается, что политическим условием установления такой системы правления является наличие стабильной двухпартийной политической системы.
1.2 Структура и порядок формирования парламентов
Современный парламент, как правило, имеет однопалатную или двухпалатную структуру.
1) Однопалатные парламенты обычно существуют в небольших по территории и населению унитарных государствах: например, в Швеции, Латвии, Литве, Эстонии, Венгрии, Болгарии, Греции, Словакии, Португалии и других странах. Однопалатные парламенты обычно избираются всем населением страны напрямую; как правило, имеют большие полномочия; часто избирают президента и формируют правительство, ответственны перед парламентом; все их депутаты имеют равный статус; при такой системе власти проще законодательный процесс и поэтому быстрее принимаются решения. Но у однопалатных парламентов есть и недостатки, например отсутствует противовес в виде второй палаты.
2) Двухпалатные парламенты существуют, как правило, в крупных федеративных государствах. В таких парламентах одна палата, именуемая «нижней», избирается всем народом напрямую и представляет его интересы в целом, а вторая - «верхняя», выражает интересы регионов, субъектов федерации и формируется ими. Достоинства двухпалатной структуры парламентов состоят в том, что в них более «объемно» представлено общество - народ и регионы с их особенностями; верхняя палата служит противовесом нижней: фильтрует ее решения, уменьшает партийное влияние в пользу общегосударственных интересов. Обычно верхняя палата имеет больший срок полномочий и обновляется по частям, что препятствует резкой смене политического курса; в случае радикального обновления нижней палаты в результате выборов верхняя палата обеспечивает преемственность политики. Однако при двухпалатной структуре парламентов существенно усложняется законодательный процесс; верхняя палата может стать слишком консервативной и тормозить деятельность нижней. Среди крупных федеративных государств, двухпалатную структуру парламента имеют США, ФРГ, Индия, Бразилия, Аргентина, Мексика.
В настоящее время наметилась тенденция повсеместного распространения двухпалатных парламентов в унитарных государствах: Франции, Италии, Испании, Бельгии, Голландии, Японии, Швейцарии, Польши, Чехии, Беларуси, Казахстане, Румынии и других странах.
Современные парламенты формируются по-разному. Самый распространенный способ - это избрание всего парламента (либо нижней палаты) непосредственно народом. Данный способ, в частности, практикуется в США, ФРГ, Италии и других развитых демократических странах. Наряду с ним существуют и иные способы формирования парламентов:
- нижняя палата избирается народом, а верхняя - представительными органами регионов (т.е. одна палата - прямыми выборами, другая - косвенными). Такая система практикуется, например, во Франции, в Голландии;
- нижняя палата избирается народом и затем из своего состава избирает верхнюю (Норвегия, Исландия);
- незначительная часть членов верхней палаты назначается пожизненно президентом за выдающиеся заслуги перед государством и обществом (в Италии 5 сенаторов назначаются пожизненно президентом в дополнение к 315 избираемым);
- значительная часть верхней палаты назначается главой государства (в Беларуси президент назначает 1/3 сенаторов, в Казахстане - 1/4 сенаторов);
- нижняя палата избирается народом, а верхняя - назначается (Канада);
- весь парламент назначается главой государства (Катар);
- часть мест в парламенте резервируется для представителей определенных слоев населения (в Египте половина мест в парламенте резервируется за рабочими и крестьянами, в Индии - часть мест для представителей отсталых народностей и каст, в Китае - для представителей армии);
- весь парламент избирается путем многоступенчатых косвенных выборов (Всекитайское собрание народных представителей).
Итак, порядок формирования парламентов находится в прямой зависимости от их структуры (одно- или двухпалатный парламент). Нижние палаты парламентов демократических стран, так же как и однопалатные парламенты, почти всегда формируются посредством прямых выборов. Верхние же палаты формируются следующим образом:
1. Формирование верхних палат посредством непрямых (многостепенных) выборов. Наиболее типичные примеры дает государственная практика Индии, Норвегии и Франции.
2. Формирование верхних палат посредством прямых выборов, хотя и с некоторыми отличиями от той системы, которая применяется при формировании нижних палат. Так, верхняя палата Конгресса США - Сенат - избирается непосредственно населением, но не по территориальным избирательным округам, как члены палаты представителей, а от каждого штата по два сенатора. Определение результатов голосования осуществляется по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.