Парламентаризм в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить парламентаризм в современных государствах.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- теоретически обосновать понятие «парламентаризм» и его сущность;
- исследовать разновидности парламентаризма современных государств;
- охарактеризовать особенности развития отечественного парламентаризма.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1 ПАРЛАМЕНТАРИЗМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 8
1.1 Понятия «парламент и парламентаризм» 8
1.2 Структура и порядок формирования парламентов 11
1.3 Статус парламентария 15
Полномочия парламента 17
Законодательная процедура в парламентах зарубежных стран 18
Глава 2 РЗВИТИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 24
2.1 История российского парламентаризма 24
2.2 Федеральное собрание – парламент Российской Федерации 27
2.3 Статус парламентариев 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36

Файлы: 1 файл

Теория государства и права4.docx

— 32.00 Кб (Скачать)

- председателя, который назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой;

- заместителя Председателя, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации;

- аудиторов Счетной палаты, одна половина которых назначается Государственной Думой, а другая - Советом Федерации.

Организация и деятельность Счетной палаты регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О Счетной палате Российской Федерации"

. В соответствии с Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ - от законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя и его заместителей, которые ведут заседания палаты и ведают ее внутренним распорядком.

Порядок деятельности Совета Федерации определяется его Регламентом. Деятельность Совета Федерации обеспечивается его аппаратом. Постановлениями Совета Федерации образуются различные комитеты:

- по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;

- по вопросам безопасности и обороны;

- по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;

- по вопросам социальной политики;

- по вопросам экономической политики;

- по международным делам;

- по делам Содружества Независимых Государств;

- по аграрной политике;

- по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;

- по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике;

- по делам Севера и малочисленных народов.

Совет Федерации образует Комиссию по регламенту и парламентским процедурам. В соответствии со ст.102 Конституции к его ведению относится:

- утверждение изменения границ между субъектами РФ;

- утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;

- утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

- назначение выборов Президента РФ;

- отрешение Президента РФ от должности;

- назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

По вопросам своего ведения Совет Федерации принимает постановления. Но полномочия Совета Федерации этим не исчерпываются. В соответствии со ст.105 Конституции РФ федеральные законы, принятые Государственной Думой в течение 5-ти дней, передаются на рассмотрение Совета Федерации. Ряд законов (ст.106) подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, не рассмотренные Советом Федерации в течение 14 дней, считаются одобренными им.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. ФЗ РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы».  Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Из своего состава Государственная Дума избирает Председателя и заместителей Председателя, которые ведут заседания Думы и ведают ее внутренним распорядком. Порядок деятельности Государственной Думы определяется ее Регламентом. Обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет ее аппарат. В соответствии с Регламентом Государственной Думы образуется, как правило, около 25 комитетов: по законодательству; по государственному строительству; по труду, социальной политике и делам ветеранов; по бюджету и налогам; по кредитным организациям и финансовым рынкам; по экономической политике и предпринимательству; по собственности; по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; по энергетике, транспорту и связи; по обороне; по безопасности; по международным делам; по делам СНГ и связям с соотечественниками; по делам Федерации и региональной политике; по вопросам местного самоуправления и др.

Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты создается Совет Государственной Думы, в который входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп. В работе Совета участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов. К ведению Государственной Думы в соответствии со ст.103 Конституции относится:

- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

- решение вопроса о доверии Правительству РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

- объявление амнистии;

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

По вопросам своего ведения Государственная Дума принимает постановления. Государственной Думой принимаются федеральные законы (ст.105 Конституции РФ). Главное направление работы Государственной Думы - это законодательная деятельность. Государственная Дума внесла немалый вклад в создание законодательной базы современной России. Это выразилось, в частности, в принятии новых Гражданского, Уголовного, Семейного, Уголовно-исполнительного, Бюджетного, Налогового (часть I), Лесного, Воздушного, Градостроительного, Арбитражного процессуального кодексов, Кодекса торгового мореплавания и др.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в соответствии со ст.111 и 117 Конституции. В случае роспуска Президент назначает дату выборов с тем, чтобы новая Государственная Дума собралась не позднее 4-х месяцев с момента роспуска прежней Государственной Думы.

Конституция РФ предусматривает основания возможного роспуска Президентом Государственной Думы (ст.109). Если Государственная Дума трижды отклоняет представленные Президентом кандидатуры Председателя Правительства РФ, то Президент сам назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч.4 ст.111). Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После этого Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение 3-х месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент принимает одно из следующих решений:

а) объявляет об отставке Правительства;

б) распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Вопрос о доверии Правительству может поставить перед Государственной Думой Председатель Правительства. Если Государственная Дума в доверии отказывает, то Президент в течение 7 дней принимает одно из следующих решений:

а) об отставке Правительства;

б) о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ч.4 ст.117). Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения; в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ (ч.5 ст.109). Не имеет прав распускать Государственную Думу и исполняющий обязанности Президента РФ (ч.3 ст.92).

2.3 Статус парламентариев в России

Конституция РФ не предусматривает право избирателей на досрочный отзыв депутата, утратившего их доверие. Не предусматривается и так называемый императивный мандат, т.е. установление прямой зависимости действий депутата от воли избирателей. Депутаты Государственной Думы считаются полномочными представителями всего российского многонационального народа.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают в соответствии со ст. 98 Конституции РФ неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением предусмотренных федеральным законом. Вопрос о лишении неприкосновенности решается соответствующей палатой по представлению Генерального прокурора РФ.

Конституция налагает на депутатов определенные запреты. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Поскольку депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Нельзя быть одновременно членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Полномочия и гарантии депутатской деятельности определяются Федеральным законом от 8.05.1994 в редакции ФЗ от 5.1999 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Таким образом, можно сделать вывод, что российский парламент, разрабатывая и утверждая законодательную базу, закладывает правовой фундамент экономических, социальных и политических преобразований, ведущих к глубокой поступательной трансформации общественных отношений.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в данной работе рассмотрен парламентаризм в современных государствах. Парламентаризмом обычно называют такую систему организации органов государственной власти, в которой парламент играет заметное (или ведущее) место. На сегодняшний день именно парламентаризм становится средоточием приоритетных ценностей представительной демократии, способом ее организации, инструментом функционирования.

Парламент - это избираемый населением страны представительный орган, носитель законодательной власти, неотъемлемый институт демократического государственного строя.

Первая глава посвящена особенностям парламентаризма в зарубежных государствах. Существуют две разновидности парламентов: двухпалатные и однопалатные. Во внутренней структуре парламентов (палат) выделяют комитеты и комиссии. Сегодня практически ни один законопроект не принимается, если он не прошел стадию проработки в одном из комитетов, который и выносит его на решение палаты. Совокупность полномочий и функций парламента образует его компетенцию. Основные полномочия парламентов: законодательные; контроль над деятельностью правительства; полномочия по ратификации и денонсации международных договоров; назначение референдумов; формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процедурах.

Законодательный процесс в парламентах зарубежных стран регламентирован и строго формализован.

Во второй главе рассмотрены основные особенности Российского парламентаризма. Так, в соответствии со ст.ст.1 и 2 Конституции РФ - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, в котором высшей ценностью являются человек, его права и свободы.

Таким образом, разделение властей и парламентаризм - взаимосвязанные и взаимозависимые государственно-правовые явления. Характер и степень развития парламентаризма зависят от того, как реализован принцип разделения властей, что, в свою очередь, обусловлено множеством факторов, наиболее важный из которых - форма правления государства. Категория формы правления государства отражает особенности организации верховной государственной власти, порядок образования и структуры высших государственных органов, а также характер их отношений друг с другом и населением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ от 26.01.2009. - №4. - Ст. 445.

2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О Счетной палате Российской Федерации"

3. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 02.05.2012) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)

4. Федеральный закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Российская газета от 31.12.2008.

5. Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 10.12.2012, № 50 (часть 4), ст. 6952 (начало действия документа - 01.01.2013).

Информация о работе Парламентаризм в зарубежных странах