Конституции зарубежных стран: понятие и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода), содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих определенную группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности).

Файлы: 1 файл

kursovik.docx

— 73.08 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

 И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ лохл

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Волгоградский филиал

 

Факультет юридический 

Специальность/направление подготовки  «Юриспруденция» / Бакалавриат

Кафедра  конституционного и административного права

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Конституции зарубежных стран: понятие и сущность»

 

Автор работы:

  студент 2 курса

  очной формы обучения

                                                         Петрова 

                                                                                  Татьяна Владиславовна

_________________

           (подпись)

 

 

Руководитель работы:

Старший преподаватель

 Фомина Ж. С.             

Оценка ______________

_____________________           (подпись) 

 

«____» ________ 2013г.

 

 

 

 

Волгоград 2013г.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………………….………..... 3

  1. Понятие и свойства Конституций.…………………….………………....…..6
  2. Виды конституций.……….……………………………….………….............14
  3. Особенности принятия конституций в зарубежных странах.………………….………………………………....…………........….19
  4. Порядок внесения поправок и изменений в конституции зарубежных государств……………..…………..…………….………………..…….…….26

Заключение …………..………………………………………………...…….…..33

Список использованной литературы……………………………………...…....34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность исследования. Государства современного мира характеризуются огромным многообразием. Среди них есть государства-гиганты, например Китай с 1, 2 млрд. населения, и государства-карлики, например Республика Науру в Океании, где население не достигает и 8 тыс. человек; экономически высокоразвитые страны, например США, и государства, где до сих пор в деревне преобладает патриархальное хозяйство (Республика Чад в Африке); страны с устойчивыми демократическими традициями, например Франция, и государства с авторитарными (Индонезия) и даже тоталитарными (КНДР) режимами. В подавляющем большинстве стран (кроме тех, где вообще нет конституций, хотя и в них действуют нормативные принципиальные положения разного рода) наряду с другими отраслями права (гражданским, трудовым, уголовным и т.д.) существует конституционное право.

Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода), содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих определенную группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности). Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права — такой отрасли нет. Существует конституционное право той или иной страны, и в каждой из них — свое (французское, индийское, конголезское, бразильское, австралийское и др.). Следовательно, при употреблении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет об ответвлении от единой науки конституционного права, о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран мира (в настоящее время существует более 200 государств), а также об учебной дисциплине.

Основной закон правового государства — конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Именно поэтому каждый юридически грамотный человек должен знать основы конституционного строя страны и, естественно, ее Конституции.

Осмысление структуры Конституции, как и любого другого правового акта, очень важно для понимания концепций, заложенных в конституции, связей отдельных институтов, уяснения отраженных в ней начал, характеризующих производность одного института от другого. Учет структуры конституции является непременным элементом квалифицированной правоприменительной деятельности.

Степень научной разработанности. Комплексность и многогранность исследуемой темы предопределили необходимость обращения к трудам ученых, исследовавших вопросы понятия, свойства и структуру конституций зарубежных стран. В представленной работе мы опирались на труды ученых-правоведов, посвященных вопросам конституций зарубежных стран. В частности, исследования таких авторов, как  М.В. Баглай, Ю. И. Лейбо, А. Д. Градовский, Ч.О. Бирд, А.В. Малько, В.И. Ленин, О.В. Ганин, Дж. Ст. Милль и многих других.

Целью работы является исследование понятия и сущности Конституций зарубежных стран.

Для достижения поставленной цели автором определены следующие задачи:

- охарактеризовать понятие  и свойства конституций в различных зарубежных странах;

- указать какие существует виды конституций в зарубежных странах ;

- рассмотреть основные особенности принятия конституций в зарубежных странах;

- определить порядок внесения  поправок и изменений в конституции  в зарубежных странах.

Объектом настоящего исследования является конституции различных зарубежных государств.

Предметом исследования являются нормы конституций зарубежных стран, порядок их закрепления и изменения.

Методологической основой исследования выступают исходные принципы познания (историзм, научная объективность, системность и др.); логические приемы и операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, определение, классификация и др.); различные (общие, частные и специальные) методы познания, в частности диалектический, системно-структурный, метод правового регулирования, сравнительно-правовой, функциональный, формально юридический.

Настоящая курсовая  работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Понятие и свойства Конституций.

Для того чтобы понять, что такое конституция и какие основные свойства она имеет, необходимо в первую очередь разобраться с истоками происхождения данного термина. Термин конституция (от лат. constitutio — устройство) был известен ещё в Древнем Риме и Древней Греции: так называли акты императора, имеющие высшую юридическую силу. Так же в некоторых источниках указывается, что данный термин использовался и в период феодализма в Европе, но уже для названия различных актов. Современное же понимания термина «конституция» пришло в ходе буржуазных революций. Выдвигаемое нарождающейся буржуазией требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, воплощающей волю всей нации, всего народа. Так, в неосуществленном на практике проекте «народного соглашения» Кромвеля в 1653 году было предусмотрено условие подписания его всем народом. Такое же требование выдвигалось затем и Ж.-Ж.Руссо. Он полагал, что для установления конституции требуется согласие всех граждан. Она должна быть результатом единогласного решения, подписана всеми гражданами, а противники конституции должны считаться иностранцами среди граждан. Первые в современном значении конституционные акты как явления демократического порядка, принимавшиеся народом (или при его участии) и ограничивавшие институты власти, были приняты в конце XVIII в. (США - 1787 г., Франция- 1791 г., Польша- 1791 г.).

В соответствии с концепциями конституционализма,  теориями разделения властей и естественных прав человека, цель принятия конституции заключалась в том, чтобы установить пределы осуществления государственной власти, ограничить её определенными рамками, не допустить произвола при её осуществлении как в отношении отдельных ветвей власти друг с другом, так и по отношению к человеческой личности.1 Профессор А. Д.  Градовский так же подтверждает данный факт: « Основным и общим признаком конституционных форм является то, что можно называть самоограничением государственной власти, в силу чего эта власть не является абсолютною, в чьих бы руках она не находилась, в руках народа или монарха с народным правительством».2

Многие авторы в своих работах не могли обойти эту тему стороной, высказывая самые различные точки зрения по поводу основного назначения конституции. Так  американский историк, один из основателей экономического направления в историографии США Ч. О. Бирд, определял конституцию, как документ, устанавливающий пределы управления, предписывающий его полномочия и определяющий свободы лиц и граждан.3

В настоящее время существует огромное количество подходов к определению данного понятия. Если определять конституцию самым общим образом, то можно сказать, что это система правовых норм, которые имеют, как правило, высшую юридическую силу и регулируют основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, - с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных актах - основных законах, а могут содержаться в неопределенном множестве обычных законов и, кроме того, в судебных прецедентах и конституционных обычаях. Конституция в так называемом материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. 

Однако в материальном смысле термин «конституция» употребляется редко. Гораздо чаще мы говорим о конституции в формальном смысле , то есть о законе или группе законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция в данном смысле - это в своем роде закон законов. Она не может быть изменена путем, издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда ее положений, но перестали теперь ей соответствовать.

Между материальным и формальным пониманием конституции существует определенное соотношение. Все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не у всех у них есть конституция в формальном смысле. Пример: Британская конституция существует в первом смысле, но не во втором: ее нормы могут быть изменены в том же порядке и теми же органами, которые создали действующие нормы. К конституции в материальном смысле относятся лишь те правовые нормы которые регулируют указанные выше общественные отношения. Конституции же в формальном смысле могут содержать такие нормы, которые, казалось бы, регулируют отношения, не имеющие конституционного характера, но обладающих важным политическим значением для своего времени.

Исходя из всего вышеизложенного, можно вывести наиболее общее определение конституции. Итак, конституция – это основной закон государства, определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющий собой систему правовых норм, регламентирующих государственный строй страны, принципы правовой системы государства и основы его взаимоотношений с населением.

Содержание конституции зависит от многих факторов — времени и обстоятельств её создания, национальных, культурных, религиозных особенностей, иностранного заимствования и т. д. Однако обязательной составляющей любой конституции являются прежде всего те нормы и институты, которые закрепляют положения о народном суверенитете , юридические основы статуса личности, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства , основы организации, структуру центральных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику, статус столицы государства. Выражение этих обязательных элементов в каждом государстве имеет свою национальную специфику, поскольку любая конституция есть исторически сложившееся правовое явление с определенными, присущими только ей признаками и свойствами.4

Вместе с тем само по себе содержание конституции далеко не всегда отвечает на вопрос о главном назначении этого документа, о его внутренней политической и правовой природе. Главное в характеристике конституции любого государства - это ее сущность.

Несмотря на различие конкретных подходов и характеристик, под конституцией обычно понимали и понимают законодательный акт, которым определяется организация высших органов государства, порядок призвания их к отправлению своих функций, их взаимоотношения и компетенция, а также основы положения индивида по отношению к государственной власти.5 С формальной точки зрения конституция может совпадать с иными законами государства, но в практике современного конституционализма она обычно отличается от них по способу издания, внесения изменений и дополнений, а юриспруденцией признается ядром правовой системы соответствующего государства. Она обладает высшей юридической силой и поставлена над иными законами и нормативными актами, определяет деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти.

Информация о работе Конституции зарубежных стран: понятие и сущность